• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Semantics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Fundamental and Applied Linguistics
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа имеет целью ознакомить студентов с основными направлениями семантических исследований, процедурами и методами семантического анализа в приложении к анализируемым языковым произведениям – слову, высказыванию и тексту. В рамках данного курса предполагается экскурс в историю семантических исследований, а также обсуждение таких основополагающих вопросов семантики, как теория знака, смысл и значение, номинация, референция, мультимодальный характер смысла.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студенты должны: • знать основы современной семантики, • иметь представление об основных принципах и методах семантических исследований, • уметь использовать понятийный аппарат семантики в сопредельных областях гуманитарного знания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет понятийным аппаратом и методами современных семантических исследований
  • знает основной круг проблем современных семантических исследований
  • критически оценивает сложившиеся в научном обиходе теории значения
  • применяет полученные знания в решении конкретных задач в области частной лингвистики
  • умеет адекватно оценивать достижения различных теорий значения для решения поставленной задачи
  • Владеет основными метода-ми дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семантика как наука о значении
  • Теория знака
  • Теория номинации
  • Теория референции
  • Процедуры и уровни семантического анализа: слово ‒ высказывание ‒ текст ‒ корпус текстов
  • Тема 6. Современные семантические исследования
  • Современные семантические исследования
  • Тема 1. Семантика как наука о значении
  • Тема 2. Теория знак
  • Тема 3. Теория номинации
  • Тема 4. Теория референции
  • Тема 5. Процедуры и уровни семантического анализа: слово ‒ высказывание ‒ текст ‒ корпус текстов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Блок 1 (Теория номинации и поликодовые тексты)
  • неблокирующий Блок 2 (Теория референции)
  • неблокирующий Блок 3 (Методы семантических исследований и семантические отношения)
  • неблокирующий Блок 4 (Корпусная семантика и проблема толкования)
  • неблокирующий Блок 5 (Семантика текста)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Блок 3 (Методы семантических исследований и семантические отношения) + 0.15 * Блок 2 (Теория референции) + 0.2 * Блок 1 (Теория номинации и поликодовые тексты) + 0.15 * Блок 4 (Корпусная семантика и проблема толкования) + 0.3 * Блок 5 (Семантика текста)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику, курс лекций : учебное пособие, М-во образования и науки РФ ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; Российская ассоц. лингвистов-когнитологов, 4-е изд., испр. и доп., 235 с., Болдырев, Н. Н., 2014
  • Лисенкова, И. М., Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц : учебное пособие / И. М. Лисенкова. — Москва : Русайнс, 2018. — 133 с. — ISBN 978-5-4365-0500-8. — URL: https://book.ru/book/925949 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.