• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семантика

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа имеет целью ознакомить студентов с основными направлениями семантических исследований, процедурами и методами семантического анализа в приложении к анализируемым языковым произведениям – слову, высказыванию и тексту. В рамках данного курса предполагается экскурс в историю семантических исследований, а также обсуждение таких основополагающих вопросов семантики, как теория знака, смысл и значение, номинация, референция, мультимодальный характер смысла.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студенты должны: • знать основы современной семантики, • иметь представление об основных принципах и методах семантических исследований, • уметь использовать понятийный аппарат семантики в сопредельных областях гуманитарного знания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет понятийным аппаратом и методами современных семантических исследований
  • знает основной круг проблем современных семантических исследований
  • критически оценивает сложившиеся в научном обиходе теории значения
  • применяет полученные знания в решении конкретных задач в области частной лингвистики
  • умеет адекватно оценивать достижения различных теорий значения для решения поставленной задачи
  • Владеет основными метода-ми дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семантика как наука о значении
  • Теория знака
  • Теория номинации
  • Теория референции
  • Процедуры и уровни семантического анализа: слово ‒ высказывание ‒ текст ‒ корпус текстов
  • Тема 6. Современные семантические исследования
  • Современные семантические исследования
  • Тема 1. Семантика как наука о значении
  • Тема 2. Теория знак
  • Тема 3. Теория номинации
  • Тема 4. Теория референции
  • Тема 5. Процедуры и уровни семантического анализа: слово ‒ высказывание ‒ текст ‒ корпус текстов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    посещаемость и активность обсуждения вопросов на семинарских занятиях
  • неблокирующий Презентация по теме семинарских занятий
  • неблокирующий Ответ на теоретический вопрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Ответ на теоретический вопрос + 0.3 * Презентация по теме семинарских занятий + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику, курс лекций : учебное пособие, М-во образования и науки РФ ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; Российская ассоц. лингвистов-когнитологов, 4-е изд., испр. и доп., 235 с., Болдырев, Н. Н., 2014
  • Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2016 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925949