• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Databases

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина “Базы данных” является базовой из цикла курсов подготовки современного специалиста в области информатики. В результате освоения дисциплины студент должен: • изучить основные модели данных, историю и современные тенденции развития баз данных. • изучить принципы организации баз данных. • изучить методы проектирования и практической реализации баз данных. • изучение языка структурированных запросов SQL (платформенно и СУБД независимой составляющей, т.е. общей для большинства СУБД и операционных систем). • знакомство с существующими СУБД. • разработка структуры БД и её реализация в одной из СУБД.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины Базы данных является формирование у студентов компетенций, достаточных для овладения студентами основными методами проектирования баз данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия, умеет защищать данные от некорректных обновлений
  • Знает понятие домена, отношения, функциональной зависимости, а также форму Бойса-Кодда
  • Знает основные понятия раздела, умеет декомпозировать отношения
  • Знает понятия сущности и связи, а также предварительные отношения для бинарных связей степени 1:1, 1:N, M:N
  • Знает типы данных, поддерживаемые языком SQL, умеет создавать таблицы данных
  • Знает тенденции развития баз данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Информационные системы.
    Предметная область. Понятие базы данных. Классификация пользователей информационной системы. Достоинства и проблемы интеграции данных в базу данных. Защита данных от некорректных обновлений. Целостность данных. Архитектура информационной системы.
  • Тема 2. Реляционная модель данных
    Понятие домена, отношения. Ключ отношения. Функциональная зависимость. Полная функциональная зависимость. Транзитивная функциональная зависимость. 1-я нормальная форма отношения. 2-я нормальная форма отношения. 3-я нормальная форма отношения. Нормальная форма Бойса-Кодда. Концептуальная модель реляционной базы данных
  • Тема 3. Метод декомпозиции проектирования реляционных баз данных.
    Цели проектирования реляционных баз данных. Универсальное отношение. Проблемы, связанные с использованием универсального отношения. Проблемы вставки, обновления, удаления. Декомпозиция отношения. Декомпозиция без потерь. Правила вывода. Общая схема проектирования реляционной базы данных методом декомпозиции.
  • Тема 4. Метод “сущность-связь” проектирования реляционных БД
    Понятие сущности и связи. Бинарные связи. Диаграммы ER-типа и ER-экземпляров. Степень связи. Класс принадлежности сущности связи. Предвари-тельные отношения для бинарных связей степени 1:1, 1:N, M:N. Пример ER проектирования
  • Тема 5. Язык запросов SQL
    Типы данных, поддерживаемые языком SQL. Создание таблиц данных. Добавление новых строк к таблице. Копирование данных из одной таблицы в другую. Обнов-ление данных в таблице. Удаление строк. Выборка данных из таблиц. Команда SE-LECT. Условие отбора строк WHERE. Упорядочение строк в результате запроса. Запросы с соединением нескольких таблиц. Соединение таблицы с самой собой. Эквисоединение и внешнее соединение. Групповые функции. Предложение GROUP BY. Предложение HAVING. Вложенные запросы. Подзапросы, возвращающие набор значений. Подзапросы, возвращающие значения из нескольких столбцов. Синхронизация повторяющегося подзапроса
  • Тема 6. Заключение
    Тенденции развития баз данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий лабораторная работа
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.24 * аудиторная работа + 0.36 * лабораторная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Базы данных : учеб. пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 400 с. — (Высшее образование: бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1053934
  • Советов Б. Я., Цехановский В. В., Чертовской В. Д.-БАЗЫ ДАННЫХ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-420-Бакалавр. Прикладной курс-978-5-534-07217-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/bazy-dannyh-431947

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Базы данных. В 2-х кн.Кн. 1. Локальные базы данных: учебник / В.П. Агальцов. - 2-e изд., перераб. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 352 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0377-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/326451