We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Educational Law

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Criminal Law and Criminal Procedure (Faculty of Law)
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Образовательное право» направлен на изучение базовых понятий и категорий образовательного права, правовых основ образовательной деятельности в виде законодательства Российской Федерации и международно- правовых стандартов регулирования образовательных отношений. Приобретение навыков и опыта анализа и оценки предложений, направленных на совершенствование законодательства об образовании, приобретения опыта и навыков проектирования, разработки и анализа локальных нормативно-правовых актов в сфере образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Образовательное право» являются изучение базовых понятий и категорий образовательного права, правовых основ образовательной деятельности в виде законодательства Российской Федерации и международно-правовых стандартов регулирования образовательных отношений. Приобретение навыков и опыта анализа и оценки предложений, направленных на совершенствование законодательства об образовании, приобретения опыта и навыков проектирования, разработки и анализа локальных нормативно-правовых актов в сфере образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представления о понятии и системе правового регулирования образовании в России
  • Умеет применять нормативные правовые акты в сфере образования, реализовывать нормы образовательного права, а также других отраслей и институтов права в сфере образовательных отношений
  • Знает основные виды автоматизированных поисковых систем, используемых в сфере образовательного права (АИПС Консультант Плюс, ГАРАНТ и др.)
  • Имеет представление о сайтах Президента РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Счетной палаты, Министерства просвещения, Министерства образования и науки РФ и других органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в сфере образования. Знает возможности получения информации на вышеуказанных сайтах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в дисциплину
    Место и роль учебной дисциплины «Образовательное право» в структуре магистерской программы «Управление образованием» и в ОС НИУ ВШЭ подготовки магистров по направлению «Менеджмент». Связь дисциплины с дисциплинами общегуманитарного, юридического, педагогического, психологического циклов. Значение изучения образовательного права для профессиональной подготовки выпускника магистерской программы «Управление образованием». Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «образовательное право». Знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые студентами. Требования к студентам при изучении дисциплины. Система учебной дисциплины образовательного права. Особенности лекционных и практических занятий. Специфика образовательно-правового материала и работы с ним. Понятие автоматизированных поисковых систем (АИС), их возможности в освоении правовых основ образования в РФ. Обзор информационных систем, используемых в юридической практике (АИС Консультант Плюс, Гарант). Использование сайтов государственных органов и образовательных организаций для получения информации об актуальных вопросах нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности. Цели, содержание и значение различных форм аудиторных занятий и самостоятельной подготовки. Основные цели курса заключаются в: • изучении правовых основ образовательной деятельности; - приобретение навыков работы с правовыми информационными поисковыми системами и сайтами государственных органов и образовательных организаций; • приобретении навыков и опыта анализа и оценки предложений, направленных на совершенствование законодательства об образовании; • приобретении опыта и навыков проектирования, разработки и анализа локальных нормативно-правовых актов в сфере образования.
  • Тема 2. Основные положения теории права
    Право как регулятор общественных отношений. Многозначность термина «право». Право в «объективном» и «субъективном» смысле. Правовая норма: понятие и признаки. Предмет и метод правового регулирования. Система права. Отрасли и институты права. Источники права. Нормативный правовой акт как основной источник права в РФ. Понятие и признаки. Виды нормативных правовых актов. Разграничение законодательных актов по юридической силе. Федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты. Виды федеральных законодательных актов. Подзаконные акты. Отличие нормативных правовых актов от ненормативных документов. Приемы работы с источниками законодательства. Толкование правовых норм: понятие, виды, принципы применения. Интерпретация правовых норм. Соотношение правовых норм и реальных ситуаций. Правовые коллизии: понятие, виды, приемы разрешения. Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность.
  • Тема 3. Общая характеристика образовательного права
    Образовательное право как комплексная отрасль права и как система правового регулирования отношений в сфере образования. Соотношение понятий: образовательное право, право на образование и правовое образование. Предмет и метод образовательного права. Образовательные отношения как предмет образовательного права: понятие, субъекты, особенности, классификация.. Средства и способы правового регулирования образовательных отношений. Типы образовательно-правового регулирования. Стадии процесса и механизм образовательно-правового регулирования. Нормативно-правовой и индивидуально-правовой виды (уровни) правового регулирования в сфере образования.
  • Тема 4. Понятие и система источников образовательного права
    Понятие источника образовательного права. Система источников образовательного права. Понятие и система законодательства об образовании в России. Задачи законодательства Российской Федерации об образовании. Законодательство об образовании и гарантии прав граждан на образование. Действие законодательства об образовании во времени и пространстве. Законодательство об образовании и нормы международного права. Основные источники международного права в сфере образования: акты ООН, документы ЮНЕСКО, правовые акты Совета Европы, документы Болонского процесса, документы СНГ. Конституционные основы образовательного права. Конституция Российской Федерации о праве каждого на образование. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ как основной источник образовательного права. Нормы образовательного права в других федеральных законах. Законы, содержащие нормы о специальных видах (направлениях) образования; о льготах участникам образовательных отношений. Федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений. Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования. Акты законодательства Российской Федерации о языке (языках) обучения. Подзаконные нормативные акты в системе источников образовательного права. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам образования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные приказы Министерства образования и науки РФ. Нормативные приказы иных министерств, регулирующих отношения в области образовании (Минобороны Росси, МВД России и др.). Региональные источники образовательного права. Законы субъектов Российской Федерации об образовании. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Федерации в области образования. Нормативные правовые акты муниципальных образований в сфере образования. Судебная практика в механизме правового регулирования образовательных отношений. Решения Конституционного суда Российской Федерации по спорам в сфере образования. Понятие и признаки локального акта. Реквизиты локального акта. Обязательные характеристики локальных актов. Ограничения действия локального акта по сферам применения, кругу лиц и т.д. Виды и формы локальных актов. Нормативные и индивидуальные локальные акты: понятие и признаки. Типология локальных актов. Характеристика отдельных видов локальных актов. Локальные акты образовательной организации. Принципы организации системы локальных актов образовательной организации. Законность, обусловленность и системность локальных актов. Требования к структуре и содержанию локальных актов. Структура и требования к содержанию локального акта образовательной организации. Процедура издания локальных нормативных актов образовательной организации.
  • Тема 5. Актуальные проблемы образовательного права на современном этапе
    Реформа системы образования в Российской Федерации. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты Образовательные программы. Общие требования к реализации образовательных программ. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Сетевая форма реализации образовательных программ Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Обязанности и ответственность педагогических работников. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования.
  • Тема 6. Актуальные проблемы правового регулирования управлением системой образования в Российской Федерации
    Управление системой образования, его правовое регулирование. Государственная регламентация образовательной деятельности. Правовое обеспечение лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Педагогическая экспертиза. Независимая оценка качества образования. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования. Информационные системы в системе образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    ZOOM
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Рожкова А.И. - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 349с. - ISBN: 978-5-534-08709-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obrazovatelnoe-pravo-433082

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Братановский С.Н., и др. - Система управления образованием в России: административно-правовые аспекты - Русайнс - 2017 - 181с. - ISBN: 978-5-4365-1800-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/923212