We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Managerial Soft Skills

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Delivered at:
Department of Organizational Psychology (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructors


Vasilyeva, Elena N.


Моисеева Елена Борисовна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Управленческие компетенции» ориентирован на освоение студентами актуальных для современного управленца в сфере образования знаний и навыков в области межличностной, групповой и организационной коммуникации; развитие лидерского потенциала и эмоционального интеллекта; навыков работы в команде и управления в стиле коучинга; освоение техник тайм-менеджмента. Курс состоит из 3 блоков: Компетенции управленца в сфере образования, Лидерство и команда, Эмоциональный интеллект руководителя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение компетенций, направленных на саморазвитие (soft skills) в области управления: коммуникативных и лидерских компетенций, самопрезентации, тайм-менеджмента, навыков руководства командой и т.д.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание различных моделей эмоционального интеллекта.
  • Самостоятельно анализирует всю имеющуюся информацию (зарубежный, отечественный опыт управления эмоциональным интеллектом сотрудников), критически оценивает ее, и на этом основании оперативно принимает решения о дальнейшей деятельности.
  • Знает и умеет правильно идентифицировать свои эмоции и эмоции других.
  • Умеет использовать свое актуальное эмоциональное состояние и состояние других людей для решения рабочих и повседневных задач.
  • Владеет приемами и техниками эмоциональной саморегуляции, умеет управлять эмоциями других людей.
  • Определять стадию развития команды и выбирать соответствующие эффективные меры управления
  • Описывать различные стили лидерства, выделять их маркеры
  • Сравнивать поведение лидеров в различных ситуациях, выбирать наиболее эффективные стили
  • Применять принципы распределения командных ролей для формирования команды и оптимизации ее работы
  • Использовать систему коммуникации в команде для достижения командных целей и повышения эффективности взаимодействия
  • Создавать и поддерживать экологичную атмосферу в команде
  • Использовать известные приемы того или иного стиля в своей практике
  • Распознавать тип команды
  • Описывает различные стили коммуникации, выделяет их маркеры.
  • Использует известные приемы того или иного стиля в своей практике.
  • Сравнивает поведение управленца в различных ситуациях, выбирать наиболее эффективные стили.
  • Распознает коучинговые компетенции руководителя, анализирует эффективность действий и принятия решений в разных ситуациях
  • Анализирует эффективность применения различных техник тайм-менеджмента
  • Распознавать лидеров различным типов, анализировать эффективность их действий и принятия решений в разных ситуациях
  • Анализировать эффективность применения различных типов власти
  • Знает и умеет определять эмоциональные триггеры, понимает причины и следствия различных эмоциональных состояний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ
  • Раздел 1 ЛИДЕРСТВО И КОМАНДА
  • Раздел 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
    Написание кейса, показывающего развитой одной или нескольких компетенций сотрудника, важных для Вашей организации (работа может выполняться вдвоем).
  • неблокирующий ПРОЕКТ
    Создать паспорт проекта по модели проектного офиса и представить в виде презентации
  • неблокирующий Домашнее задание: Дневник эмоций
    Ведение дневника эмоций в течение 2-х недель, с анализом своих эмоциональных состояний и оценкой их использования или необходимости перевода в другое эмоциональное состояние. Сделать вывод по результативности использования или управления определенным эмоциональным состоянием.
  • неблокирующий Письменная работа: Командные роли
    Студент выбирает команду, участником которой в данный момент является, и проводит анализ командных ролей в соответствии с предложенным преподавателем алгоритмом. 1. Соблюдение сроков сдачи работы и оформление в соответствие с требованиями: размер шрифта 14 пунктов, межстрочный интервал 1,0. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, выравнивание текста по ширине, нумерация страниц, титульный лист. Отсутствие в тексте грамматических и орфографических ошибок. В тексте должно присутствовать цитирование авторитетных авторов или важных источников информации. Цитата должна сопровождаться библиографической ссылкой, то есть указанием на источник, библиографическая запись которого приведена в списке литературы. 2. Авторская позиция и оригинальность тезисов. 3. Содержание работы и полнота раскрытия темы (аргументированность выдвинутых тезисов с опорой на теоретические концепции не менее двух авторов, логичность в изложении, использование дополнительных материалов). 4. Четкость и обоснованность выводов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.333 * ПРОЕКТ + 0.333 * Письменная работа + 0.334 * Письменная работа: Командные роли
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    1 * Домашнее задание: Дневник эмоций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 18714 - Л.Уайзман - Вдохновители: Как стать лидером, способным усилить команду - 9785961423341 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18714
  • Alpina - 21777 - Р.Чински Мэтьюсон - Управление талантами: Руководство по выращиванию сильной команды - 9785961440218 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21777
  • Alpina - 8488 - (HBR) Коллектив авторов - Эмоциональный интеллект - 9785961442823 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8488
  • Борисов, К. Герой и его команда : Как собрать, зажечь и достичь результатов : практическое руководство / К. Борисов. - Москва : Альпина ПРО, 2022. - 208 с. - ISBN 978-5-907470-17-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1904803
  • Будович, Л. С. Принципы и особенности командообразование : учебно-методическое пособие / Л. С. Будович, О. Ю. Николаева, Ю. В. Старцева. — Москва : РТУ МИРЭА, 2022. — 101 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/265832 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гавра, Д. П.  Основы теории коммуникации : учебник для академического бакалавриата / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06317-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433390 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гительман, Л. Д. Менеджмент — твоя работа. Действуй на опережение! учебник / Л.Д. Гительман. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 544 с. - ISBN 978-5-16-004970-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/915561
  • Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект - 9785001462118 - МИФ - 2021 - https://hse.miflib.ru/#/book/5577 - 5577
  • Мастроджакомо, С. Инструменты командной работы: Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения и добиться высоких результатов : практическое руководство / С. Мастроджакомо, А. Остервальдер. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 322 с. - (Серия «Бизнес-модели Остервальдера»). - ISBN 978-5-9614-6416-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1905827
  • Методы принятия управленческих решений - Н.В.Кузнецова - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1947404 - 556476 - ZNANIUM
  • Сергей Шабанов, Алена Алешина - Эмоциональный интеллект. Российская практика - 9785001953739 - МИФ - 2013 - https://hse.miflib.ru/#/book/8588 - 8588
  • Тайм-менеджмент. Полный курс / Архангельский Г.А., Бехтерев С.В., Лукашенко М. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 311 с.: ISBN 978-5-9614-1881-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/925383
  • Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации - Хлевная Е.А., Киселева Т.С. - НИЦ ИНФРА-М - 2019 - https://znanium.com/catalog/product/972076 - 702345 - ZNANIUM
  • Эмоциональный интеллект, пер. с англ. А. Исаева, 463 с., Гоулман, Д., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 1216 - Б.Трейси - Тайм-менеджмент по Брайану Трейси: Как заставить время работать на вас - 9785961434330 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1216
  • Деловое общение : учебное пособие для бакалавров / авт. сост. И. Н. Кузнецов. - 10-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 524 с. - ISBN 978-5-394-05169-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082499
  • Кови, С. Семь навыков эффективных менеджеров: Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала / Кови С., - 2-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 88 с.: ISBN 978-5-9614-4773-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/923774
  • Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 348 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-018532-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2008759
  • Психофизиология профессиональной деятельности : учебник / Р. В. Козьяков, О. А. Евстафьева, Н. Р. Коро [и др.] ; под ред. Р. В. Козьякова. — Москва : КноРус, 2018. — 413 с. — ISBN 978-5-406-05920-3. — URL: https://book.ru/book/924190 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Роджер Фишер, Даниэль Шапиро - Эмоциональный интеллект в переговорах - 9785001176503 - МИФ - 2019 - https://hse.miflib.ru/#/book/11140 - 11140 - МИФ
  • Создание команды. Психологические игры и упражнения [Электронный ресурс] / пер. с нем. — 2-е изд. (эл.) - 978-5-98563-429-7 - Фопель К. - 2016 - Москва: Генезис - https://ibooks.ru/bookshelf/362630 - 362630 - iBOOKS

Авторы

  • Попова Екатерина Петровна
  • Белохлебова Наталья Александровна
  • Васильева Елена Николаевна
  • Савинова Светлана Юрьевна
  • Моисеева Елена Борисовна