Summary of Degree Programme
09.03.04 Software Engineering
01.03.02 Applied Mathematics and Informatics
38.03.05 Business Informatics
No
4 года
Full-time, 240
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
Не задано
Выпускник программы является универсальным специалистом в области разработки и программирования информационных систем разных классов, поскольку изучает на первых двух курсах фундаментальные курсы по программированию (C/C++, Java, Python, функциональные языки программирования) и высшей математике (математический анализ, линейная алгебра и геометрия, дискретная математика и др.) и в дальнейшем применяет и расширяет полученные знания на дисциплинах отдельной специализации (трека) на 3-4 курсах.
При этом важно отметить, что предлагаемые студентам специализации (треки) полностью соответствуют современным стандартам разработки и покрывают различные виды информационных систем (ИС): корпоративные ИС, высоконагруженные ИС, ИС поддержки принятия решений. Это позволяет утверждать, что выпускник программы является готовым специалистом, обладающим необходимым набором компетенций и навыков, необходимых для обеспечения выполнения всех видов работ в рамках различных ИТ-проектов в соответствующих профессиональных сферах.
Важным преимуществом программы является обеспечение гибких образовательных траекторий студентов. Гибкость обеспечивается разнообразием дисциплин по выбору, научно-исследовательских семинаров, возможностью выбрать специализацию при переходе на 3 курс обучения и изучением дисциплин дополнительного цикла (не связанных со специализацией).
Многогранная внеурочная деятельность, развитая система проектных дисциплин, практик и стажировок позволяют студентам применять полученные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Программа ориентирована на комплексную подготовку ИТ-специалистов:
- высококвалифицированных кадров для обеспечения преподавания ИТ-дисциплин и научных исследований на базе лабораторий НИУ ВШЭ – Нижний Новгород (в настоящий момент в связи с постоянным расширением контингента обучающихся, который прогнозируется и в дальнейшем, кампус испытывает настоящий «кадровых голод» в этой сфере);
- системных архитекторов, системных интеграторов, бизнес-аналитиков;
- разработчиков требований программных комплексов и систем,
- программистов-разработчиков, дизайнеров и проектировщиков ИС различных типов,
- IT-менеджеров, IT-консультантов, руководителей IT-проектов,
- аналитиков в области анализа данных.
В структуре образовательной программы, независимо от траектории обучения, предусмотрено 7 образовательных модулей:
- Профессиональный модуль (Major) формирует теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента. Состоит из базовой и дополнительной частей. Независимо от специализации данный блок включает в себя дисциплины, направленные на формирование универсальных ИТ и математических компетенций студентов, необходимых для универсального ИТ-специалиста.
Тем самым студенты получают знания, необходимые для обеспечения полного цикла разработки программного обеспечения: от анализа требований и анализа предметной области, представления предметной области инструментами математического моделирования, заканчивая непосредственной разработкой программного продукта с помощью современных языков программирования и с учетом особенностей различных ОС и архитектуры компьютера.
В последующем на отдельных специализациях студенты смогут развить полученные компетенции, концентрируясь на отдельных аспектах разработки различных программных систем (специализации Управление требованиями и интеграция ИС в бизнесе, Проектирование и разработка корпоративных ИС, Высоконагруженные системы, системы промышленного интернета вещей) или оптимизации различных видов алгоритмов, используемых в данных системах (специализация Компьютерные науки и оптимизация).
- Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности. Модуль «Практика» включает в себя курсовые работы, учебную и преддипломную практики, выполнение профессиональных проектов, подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).
Данный модуль носит проектную направленность, поскольку деятельность специалиста в области ИТ (компьютерных наук) связана в первую очередь с реализацией различных программных проектов.
В течение 4 лет обучения студенты участвуют в различных проектах компаний-партнеров, тем самым получая практический опыт участия в промышленных проектах и взаимодействия с реальными заказчиками.
Среди компаний-партнеров основными являются такие международные ИТ-компании как NetCracker, Orion Innovations, Seldon, SWTecNN, а также научные лаборатории НИУ ВШЭ – ЛАТАС, ТАПРАДЕСС. На базе данных компаний также проходит преддипломная и производственная практика студентов.
- Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления и включает следующие обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Основы российской государственности, История России, Право.
- Дополнительный модуль (Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.
- Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.
- Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенций применения этих технологий в профессиональной деятельности.
- Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Данный модуль дает студенту возможность применить и продемонстрировать все полученные в ходе освоения бакалаврской программы компетенции, как общие для всех трех образовательных траекторий, так и специфические для каждой из них.
Бакалаврская программа «Компьютерные науки и технологии» реализуется в рамках направлений 38.03.05 «Бизнес-информатика», 01.03.02 «Прикладная математика и информатика», 09.03.04 «Программная инженерия» и предполагает 6 траекторий обучения.
Обучение на программе проводится по схеме 2+2, поэтому распределение студентов по трекам происходит в конце 2-ого курса обучения.
По умолчанию студенты продолжают обучение по траектории, соответствующей направлению своего обучения: студенты, поступившие по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» - по траектории 1 из списка выше; студенты, поступившие по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» - по траектории 2 из списка выше; студенты, поступившие по 09.03.04 «Программная инженерия» - по траектории 3 из списка выше.
При этом у студентов есть возможность продолжить обучение на смешанной траектории по двум специальностям (траектории 4, 5 и 6 из списка выше), руководствуясь следующим правилом: одно из направлений смешанной траектории должно совпадать с направлением обучения студента, т.е. студенты, поступившие по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» могут обучаться по траекториям 4 и 5 из списка выше; студенты, поступившие по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» - по траекториям 5 и 6 из списка выше; студенты, поступившие по 09.03.04 «Программная инженерия» - по траекториям 4 и 6 из списка выше.
Отбор студентов на данные смешанные траектории проходит на конкурсной основе по результатам освоения профильных для траектории дисциплин (набор данных дисциплин определяется руководителем траектории совместно с академическим руководителем программы): студенты, имеющие хотя бы по одной из профильных для траектории дисциплин оценку ниже минимально установленной, не допускаются к отбору на траекторию.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin
Summary of Degree Programme 'Computer Science and Technologies'