• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлениям

09.03.04 Программная инженерия

01.03.02 Прикладная математика и информатика

38.03.05 Бизнес-информатика

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета НИУ ВШЭ от 26.10.2022 № 04-01/261022-10
Дата обновления паспорта
Протокол заседания Ученого совета НИУ ВШЭ – Нижний Новгород № 8 от 21.09.2023.
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Компьютерные науки и технологии (2023): С применением

Компьютерные науки и технологии (2023): С применением

Компьютерные науки и технологии (2023):

Специализации

2024/2025 учебный год

Информационные системы поддержки принятия решений

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Компьютерные науки и оптимизация

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Проектирование и разработка корпоративных информационных систем

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Промышленный интернет вещей

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Разработка и эксплуатация высоконагруженных систем

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Управление требованиями и интеграция информационных систем в бизнесе

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

2023/2024 учебный год

Информационные системы поддержки принятия решений

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:

БИ-ПК-1 Способен проводить анализ сферы деятельности, бизнес-процессов, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия с учетом анализа на уровне рынка ИТ и отдельных экономических субъектов, выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;

БИ-ПК-2 Способен осуществлять основные организационно-управленческие функции (в т.ч. управлять проектно-внедренческими группами), управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контентсервисов), позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет;

БИ-ПК-3 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры и деятельности предприятий, организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ инфраструктуры предприятия;

БИ-ПК-4 Способен защищать права на интеллектуальную собственность;

БИ-ПК-5 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами;

БИ-ПК-6 Способен проектировать архитектуру электронного предприятия, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;

БИ-ПК-7 Способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;

БИ-ПК-8 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ПМИ-ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели;

ПМИ-ПК-3 Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных;

ПМИ-ПК-7 Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.

Характеристика образовательных модулей:
При выборе траектории «Информационные системы поддержки принятия решений» формируются профессиональные компетенции, связанные с профессиональной деятельностью по направлению подготовки бакалавра 38.03.05 «Бизнес-информатика» (БИ) и 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» (ПМИ). Данная траектория направлена на подготовку специалистов в области анализа данных и рекомендательных систем. Выпускники траектории имеют представление не только об особенностях архитектуры рекомендательных систем (систем поддержки принятия решений), но также способны провести анализ предприятия на предмет необходимости разработки такого вида систем и их внедрения.

Компьютерные науки и оптимизация

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:

ПК-1 Способен собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований в области математики и компьютерных наук, необходимых для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям;

ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели;

ПК-3 Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных;

ПК-4 Способен анализировать, писать и редактировать академические и технические тексты на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной и научной деятельности в области математики и компьютерных наук;

ПК-5 Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей научной и профессиональной деятельности, в т.ч. используя современные средства ИКТ;

ПК-6 Способен строить профессиональную деятельность на основе правовых, профессиональных и этических норм и обязанностей, выполнять технологические требования и нормативы;

ПК-7 Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.

Характеристика образовательных модулей:
При выборе траектории «Компьютерные науки и оптимизация» формируются профессиональные компетенции, связанные с профессиональной деятельностью по направлению подготовки бакалавра 01.03.02 «Прикладная математика и информатика».  Данная траектория обеспечивает выпускников компетенциями и фундаментальными знаниями в области анализа данных и применения различных математических моделей для решения прикладных задач.

Проектирование и разработка корпоративных информационных систем

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:

БИ-ПК-1 Способен проводить анализ сферы деятельности, бизнес-процессов, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия с учетом анализа на уровне рынка ИТ и отдельных экономических субъектов, выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;

БИ-ПК-2 Способен осуществлять основные организационно-управленческие функции (в т.ч. управлять проектно-внедренческими группами), управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контентсервисов), позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет;

БИ-ПК-3 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры и деятельности предприятий, организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ инфраструктуры предприятия;

БИ-ПК-4 Способен защищать права на интеллектуальную собственность;

БИ-ПК-5 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами;

БИ-ПК-6 Способен проектировать архитектуру электронного предприятия, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;

БИ-ПК-7 Способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;

БИ-ПК-8 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ПИ-ПК-1 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты, в т.ч. читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации; моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения; оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения; использовать операционные системы, сетевые технологии, различные методы и средства разработки программного обеспечения и программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных. методы контроля проекта и версий;

ПИ-ПК-2 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества; понимать стандарты и модели жизненного цикла программного обеспечения;

ПИ-ПК-3 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем; проводить практические занятия с пользователями программных систем; способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг);

ПИ-ПК-4 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения программного обеспечения; классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами (в т.ч. применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения);

ПИ-ПК-5 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач, способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.

Характеристика образовательных модулей:
При выборе траектории «Проектирование и разработка корпоративных информационных систем» формируются профессиональные компетенции, связанные с профессиональной деятельностью по направлению подготовки бакалавра 38.03.05 «Бизнес-информатика» (БИ) и 09.03.04 «Программная инженерия» (ПИ). Специалисты-выпускники данной траектории обладают навыками работы в различных корпоративных системах (ERP, CRM), способны проводить детальную настройку данного вида систем, а также разрабатывать техническое задание на модификацию и кастомизацию корпоративных ИС в соответствии с требованиями заказчика.

Промышленный интернет вещей

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:

ПМИ-ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели;

ПМИ-ПК-3 Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных;

ПМИ-ПК-7 Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем;

ПИ-ПК-1 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты, в т.ч. читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации; моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения; оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения; использовать операционные системы, сетевые технологии, различные методы и средства разработки программного обеспечения и программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных. методы контроля проекта и версий;

ПИ-ПК-2 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества; понимать стандарты и модели жизненного цикла программного обеспечения;

ПИ-ПК-3 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем; проводить практические занятия с пользователями программных систем; способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг);

ПИ-ПК-4 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения программного обеспечения; классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами (в т.ч. применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения);

ПИ-ПК-5 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач, способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.

Характеристика образовательных модулей:
При выборе траектории «Промышленный интернет вещей (Industrial IoT)» формируются профессиональные компетенции, связанные с профессиональной деятельностью по направлению подготовки бакалавра 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) и 09.03.04 «Программная инженерия» (ПИ). Траектория направлена на подготовку специалистов в области промышленного интернета вещей, способных построить и связать сеть различных сенсоров (датчиков), обеспечивающих различных конвейерные системы предприятий, а также системы их поддержки.

Разработка и эксплуатация высоконагруженных систем

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:

ПК-1 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты, в т.ч. читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации; моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения; оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения; использовать операционные системы, сетевые технологии, различные методы и средства разработки программного обеспечения и программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных. методы контроля проекта и версий;

ПК-2 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества; понимать стандарты и модели жизненного цикла программного обеспечения;

ПК-3 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем; проводить практические занятия с пользователями программных систем; способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг);

ПК-4 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения программного обеспечения; классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами (в т.ч. применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения);

ПК-5 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач, способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.

Характеристика образовательных модулей:
При выборе траектории «Рзработка и эксплуатация высоконагруженных систем» формируются профессиональные компетенции, связанные с профессиональной деятельностью по направлению подготовки бакалавра 09.03.04 «Программная инженерия». Траектория включает в себя всестороннее изучение существующих подходов и стандартов разработки высоконагруженных систем в различных сферах бизнеса. Особое внимание уделяется вопросам архитектуры такого вида систем и вопросам безопасности.

Управление требованиями и интеграция информационных систем в бизнесе

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:

ПК-1 Способен проводить анализ сферы деятельности, бизнес-процессов, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия с учетом анализа на уровне рынка ИТ и отдельных экономических субъектов, выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;

ПК-2 Способен осуществлять основные организационно-управленческие функции (в т.ч. управлять проектно-внедренческими группами), управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контентсервисов), позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет;

ПК-3 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры и деятельности предприятий, организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ инфраструктуры предприятия;

ПК-4 Способен защищать права на интеллектуальную собственность;

ПК-5 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами;

ПК-6 Способен проектировать архитектуру электронного предприятия, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;

ПК-7 Способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;

ПК-8 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Характеристика образовательных модулей:
При выборе траектории «Управление требованиями и интеграция информационных систем в бизнесе» формируются профессиональные компетенции, связанные с профессиональной деятельностью по направлению подготовки бакалавра 38.03.05 «Бизнес-информатика», в т.ч. проектирование архитектуры предприятия; стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием; организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием; аналитическая    поддержка   процессов    принятия   решений   для управления предприятием. 
Траектория направлена на подготовку специалистов, способных осуществлять поддержку полного жизненного цикла программного продукта в организации: от анализа архитектуры предприятия, его бизнес-процессов, разработки технического задания на разработку программного продукта, завершая интеграцией разработанного программного решения и оценкой его эффективности и экономических эффектов от внедрения.
Конкурентные преимущества программы

Выпускник программы является универсальным специалистом в области разработки и программирования информационных систем разных классов, поскольку изучает на первых двух курсах фундаментальные курсы по программированию (C/C++, Java, Python, функциональные языки программирования) и высшей математике (математический анализ, линейная алгебра и геометрия, дискретная математика и др.) и в дальнейшем применяет и расширяет полученные знания на дисциплинах отдельной специализации (трека) на 3-4 курсах. 

При этом важно отметить, что предлагаемые студентам специализации (треки) полностью соответствуют современным стандартам разработки и покрывают различные виды информационных систем (ИС): корпоративные ИС, высоконагруженные ИС, ИС поддержки принятия решений. Это позволяет утверждать, что выпускник программы является готовым специалистом, обладающим необходимым набором компетенций и навыков, необходимых для обеспечения выполнения всех видов работ в рамках различных ИТ-проектов в соответствующих профессиональных сферах.

Важным преимуществом программы является обеспечение гибких образовательных траекторий студентов. Гибкость обеспечивается разнообразием дисциплин по выбору, научно-исследовательских семинаров, возможностью выбрать специализацию при переходе на 3 курс обучения и изучением дисциплин дополнительного цикла (не связанных со специализацией).

Многогранная внеурочная деятельность, развитая система проектных дисциплин, практик и стажировок позволяют студентам применять полученные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Программа ориентирована на комплексную подготовку ИТ-специалистов:

  • высококвалифицированных кадров для обеспечения преподавания ИТ-дисциплин и научных исследований на базе лабораторий НИУ ВШЭ – Нижний Новгород (в настоящий момент в связи с постоянным расширением контингента обучающихся, который прогнозируется и в дальнейшем, кампус испытывает настоящий «кадровых голод» в этой сфере);
  • системных архитекторов, системных интеграторов, бизнес-аналитиков;
  • разработчиков требований программных комплексов и систем,
  • программистов-разработчиков, дизайнеров и проектировщиков ИС различных типов,
  • IT-менеджеров, IT-консультантов, руководителей IT-проектов,
  • аналитиков в области анализа данных.

 

В ходе обучения по образовательной программе «Компьютерные науки и технологии», студенты овладевают набором универсальных, общепрофессиональных (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) и профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

 

 

Характеристики образовательных модулей программы

В структуре образовательной программы, независимо от траектории обучения, предусмотрено 7 образовательных модулей:

  1. Профессиональный модуль (Major) формирует теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента. Состоит из базовой и дополнительной частей. Независимо от специализации данный блок включает в себя дисциплины, направленные на формирование универсальных ИТ и математических компетенций студентов, необходимых для универсального ИТ-специалиста: Введение в специальность, Математический анализ, Дискретная математика, Линейная алгебра и геометрия, Теория вероятностей и математическая статистика, Алгоритмы и структуры данных, Анализ и обработка данных, Архитектура компьютера и операционные системы, Компьютерные сети, Системы технической документации, Технологии программирования, Программирование С/C++, Программирование на Python, Программирование Java, Функциональное программирование, Управление ИТ-проектами, Soft skills. Данный набор дисциплин позволяет сформировать к окончанию 2-ого курса сформировать у студентов универсальные знания как по техническим инструментам разработки (языки программирования), так и по особенностям инфраструктуры, с которой необходимо работать ИТ-специалисту (ОС и пр.).

Тем самым студенты получают знания, необходимые для обеспечения полного цикла разработки программного обеспечения: от анализа требований и анализа предметной области, представления предметной области инструментами математического моделирования, заканчивая непосредственной разработкой программного продукта с помощью современных языков программирования и с учетом особенностей различных ОС и архитектуры компьютера.

В последующем на отдельных специализациях студенты смогут развить полученные компетенции, концентрируясь на отдельных аспектах разработки различных программных систем (специализации Управление требованиями и интеграция ИС в бизнесе, Проектирование и разработка корпоративных ИС, Высоконагруженные системы, системы промышленного интернета вещей) или оптимизации различных видов алгоритмов, используемых в данных системах (специализация Компьютерные науки и оптимизация).

  1. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности. Модуль «Практика» включает в себя курсовые работы, учебную и преддипломную практики, выполнение профессиональных проектов, подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).

Данный модуль носит проектную направленность, поскольку деятельность специалиста в области ИТ (компьютерных наук) связана в первую очередь с реализацией различных программных проектов.

В течение 4 лет обучения студенты участвуют в различных проектах компаний-партнеров, тем самым получая практический опыт участия в промышленных проектах и взаимодействия с реальными заказчиками.

Среди компаний-партнеров основными являются такие международные ИТ-компании как NetCracker, Orion Innovations, Seldon, SWTecNN, а также научные лаборатории НИУ ВШЭ – ЛАТАС, ТАПРАДЕСС. На базе данных компаний также проходит преддипломная и производственная практика студентов.

  1. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления и включает следующие обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Основы российской государственности, История России, Право.
  2. Дополнительный модуль (Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.
  3. Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.
  4. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенций применения этих технологий в профессиональной деятельности.

Данный модуль включает обязательные дисциплины Анализ и обработка данных и Машинное обучение, а также независимые экзамены на проверку цифровых компетенций студентов: по цифровой грамотности, по программированию (продвинутый уровень) и по анализу данных (продвинутый уровень).

Кроме того, компетенции данного модуля также изучаются студентами в рамках дисциплины блока Major Управление данными.

Данные модули (п.4-6), формирующие как владение цифровым инструментарием, так и прикладными навыками и soft skills в профессиональной сфере, призваны повысить востребованность выпускаемого специалиста на современном рынке труда

  1. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Данный модуль дает студенту возможность применить и продемонстрировать все полученные в ходе освоения бакалаврской программы компетенции, как общие для всех трех образовательных траекторий, так и специфические для каждой из них.

Information Circle
Информация о возможностях и способах выбора (распределения) по специализациям/траекториям

Бакалаврская программа «Компьютерные науки и технологии» реализуется в рамках направлений 38.03.05 «Бизнес-информатика», 01.03.02 «Прикладная математика и информатика», 09.03.04 «Программная инженерия» и предполагает 6 траекторий обучения.

Обучение на программе проводится по схеме 2+2, поэтому распределение студентов по трекам происходит в конце 2-ого курса обучения.

По умолчанию студенты продолжают обучение по траектории, соответствующей направлению своего обучения: студенты, поступившие по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» - по траектории 1 из списка выше; студенты, поступившие по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» - по траектории 2 из списка выше; студенты, поступившие по 09.03.04 «Программная инженерия» - по траектории 3 из списка выше.

При этом у студентов есть возможность продолжить обучение на смешанной траектории по двум специальностям (траектории 4, 5 и 6 из списка выше), руководствуясь следующим правилом: одно из направлений смешанной траектории должно совпадать с направлением обучения студента, т.е. студенты, поступившие по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» могут обучаться по траекториям 4 и 5 из списка выше; студенты, поступившие по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» - по траекториям 5 и 6 из списка выше; студенты, поступившие по 09.03.04 «Программная инженерия» - по траекториям 4 и 6 из списка выше.

Отбор студентов на данные смешанные траектории проходит на конкурсной основе по результатам освоения профильных для траектории дисциплин (набор данных дисциплин определяется руководителем траектории совместно с академическим руководителем программы): студенты, имеющие хотя бы по одной из профильных для траектории дисциплин оценку ниже минимально установленной, не допускаются к отбору на траекторию.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Компьютерные науки и технологии»

Перейти к содержанию программы