Паспорт образовательной программы
09.03.04 Программная инженерия
01.03.02 Прикладная математика и информатика
38.03.05 Бизнес-информатика
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
2024/2025 учебный год
Информационные системы поддержки принятия решений
БИ-ПК-1 Способен проводить анализ сферы деятельности, бизнес-процессов, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия с учетом анализа на уровне рынка ИТ и отдельных экономических субъектов, выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;
БИ-ПК-2 Способен осуществлять основные организационно-управленческие функции (в т.ч. управлять проектно-внедренческими группами), управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контентсервисов), позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет;
БИ-ПК-3 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры и деятельности предприятий, организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ инфраструктуры предприятия;
БИ-ПК-4 Способен защищать права на интеллектуальную собственность;
БИ-ПК-5 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами;
БИ-ПК-6 Способен проектировать архитектуру электронного предприятия, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;
БИ-ПК-7 Способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;
БИ-ПК-8 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ПМИ-ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели;
ПМИ-ПК-3 Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных;
ПМИ-ПК-7 Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.
Компьютерные науки и оптимизация
ПК-1 Способен собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований в области математики и компьютерных наук, необходимых для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям;
ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели;
ПК-3 Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных;
ПК-4 Способен анализировать, писать и редактировать академические и технические тексты на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной и научной деятельности в области математики и компьютерных наук;
ПК-5 Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей научной и профессиональной деятельности, в т.ч. используя современные средства ИКТ;
ПК-6 Способен строить профессиональную деятельность на основе правовых, профессиональных и этических норм и обязанностей, выполнять технологические требования и нормативы;
ПК-7 Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.
Проектирование и разработка корпоративных информационных систем
БИ-ПК-1 Способен проводить анализ сферы деятельности, бизнес-процессов, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия с учетом анализа на уровне рынка ИТ и отдельных экономических субъектов, выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;
БИ-ПК-2 Способен осуществлять основные организационно-управленческие функции (в т.ч. управлять проектно-внедренческими группами), управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контентсервисов), позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет;
БИ-ПК-3 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры и деятельности предприятий, организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ инфраструктуры предприятия;
БИ-ПК-4 Способен защищать права на интеллектуальную собственность;
БИ-ПК-5 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами;
БИ-ПК-6 Способен проектировать архитектуру электронного предприятия, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;
БИ-ПК-7 Способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;
БИ-ПК-8 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ПИ-ПК-1 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты, в т.ч. читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации; моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения; оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения; использовать операционные системы, сетевые технологии, различные методы и средства разработки программного обеспечения и программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных. методы контроля проекта и версий;
ПИ-ПК-2 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества; понимать стандарты и модели жизненного цикла программного обеспечения;
ПИ-ПК-3 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем; проводить практические занятия с пользователями программных систем; способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг);
ПИ-ПК-4 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения программного обеспечения; классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами (в т.ч. применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения);
ПИ-ПК-5 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач, способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.
Промышленный интернет вещей
ПМИ-ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели;
ПМИ-ПК-3 Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных;
ПМИ-ПК-7 Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем;
ПИ-ПК-1 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты, в т.ч. читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации; моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения; оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения; использовать операционные системы, сетевые технологии, различные методы и средства разработки программного обеспечения и программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных. методы контроля проекта и версий;
ПИ-ПК-2 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества; понимать стандарты и модели жизненного цикла программного обеспечения;
ПИ-ПК-3 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем; проводить практические занятия с пользователями программных систем; способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг);
ПИ-ПК-4 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения программного обеспечения; классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами (в т.ч. применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения);
ПИ-ПК-5 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач, способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.
Разработка и эксплуатация высоконагруженных систем
ПК-1 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты, в т.ч. читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации; моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения; оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения; использовать операционные системы, сетевые технологии, различные методы и средства разработки программного обеспечения и программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных. методы контроля проекта и версий;
ПК-2 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества; понимать стандарты и модели жизненного цикла программного обеспечения;
ПК-3 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем; проводить практические занятия с пользователями программных систем; способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг);
ПК-4 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения программного обеспечения; классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами (в т.ч. применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения);
ПК-5 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач, способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.
Управление требованиями и интеграция информационных систем в бизнесе
ПК-1 Способен проводить анализ сферы деятельности, бизнес-процессов, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия с учетом анализа на уровне рынка ИТ и отдельных экономических субъектов, выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;
ПК-2 Способен осуществлять основные организационно-управленческие функции (в т.ч. управлять проектно-внедренческими группами), управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контентсервисов), позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет;
ПК-3 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры и деятельности предприятий, организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ инфраструктуры предприятия;
ПК-4 Способен защищать права на интеллектуальную собственность;
ПК-5 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами;
ПК-6 Способен проектировать архитектуру электронного предприятия, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;
ПК-7 Способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;
ПК-8 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
Траектория направлена на подготовку специалистов, способных осуществлять поддержку полного жизненного цикла программного продукта в организации: от анализа архитектуры предприятия, его бизнес-процессов, разработки технического задания на разработку программного продукта, завершая интеграцией разработанного программного решения и оценкой его эффективности и экономических эффектов от внедрения.
2023/2024 учебный год
Информационные системы поддержки принятия решений
БИ-ПК-1 Способен проводить анализ сферы деятельности, бизнес-процессов, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия с учетом анализа на уровне рынка ИТ и отдельных экономических субъектов, выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;
БИ-ПК-2 Способен осуществлять основные организационно-управленческие функции (в т.ч. управлять проектно-внедренческими группами), управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контентсервисов), позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет;
БИ-ПК-3 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры и деятельности предприятий, организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ инфраструктуры предприятия;
БИ-ПК-4 Способен защищать права на интеллектуальную собственность;
БИ-ПК-5 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами;
БИ-ПК-6 Способен проектировать архитектуру электронного предприятия, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;
БИ-ПК-7 Способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;
БИ-ПК-8 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ПМИ-ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели;
ПМИ-ПК-3 Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных;
ПМИ-ПК-7 Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.
Компьютерные науки и оптимизация
ПК-1 Способен собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований в области математики и компьютерных наук, необходимых для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям;
ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели;
ПК-3 Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных;
ПК-4 Способен анализировать, писать и редактировать академические и технические тексты на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной и научной деятельности в области математики и компьютерных наук;
ПК-5 Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей научной и профессиональной деятельности, в т.ч. используя современные средства ИКТ;
ПК-6 Способен строить профессиональную деятельность на основе правовых, профессиональных и этических норм и обязанностей, выполнять технологические требования и нормативы;
ПК-7 Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.
Проектирование и разработка корпоративных информационных систем
БИ-ПК-1 Способен проводить анализ сферы деятельности, бизнес-процессов, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия с учетом анализа на уровне рынка ИТ и отдельных экономических субъектов, выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;
БИ-ПК-2 Способен осуществлять основные организационно-управленческие функции (в т.ч. управлять проектно-внедренческими группами), управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контентсервисов), позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет;
БИ-ПК-3 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры и деятельности предприятий, организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ инфраструктуры предприятия;
БИ-ПК-4 Способен защищать права на интеллектуальную собственность;
БИ-ПК-5 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами;
БИ-ПК-6 Способен проектировать архитектуру электронного предприятия, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;
БИ-ПК-7 Способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;
БИ-ПК-8 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ПИ-ПК-1 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты, в т.ч. читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации; моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения; оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения; использовать операционные системы, сетевые технологии, различные методы и средства разработки программного обеспечения и программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных. методы контроля проекта и версий;
ПИ-ПК-2 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества; понимать стандарты и модели жизненного цикла программного обеспечения;
ПИ-ПК-3 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем; проводить практические занятия с пользователями программных систем; способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг);
ПИ-ПК-4 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения программного обеспечения; классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами (в т.ч. применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения);
ПИ-ПК-5 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач, способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.
Промышленный интернет вещей
ПМИ-ПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели;
ПМИ-ПК-3 Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных;
ПМИ-ПК-7 Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем;
ПИ-ПК-1 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты, в т.ч. читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации; моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения; оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения; использовать операционные системы, сетевые технологии, различные методы и средства разработки программного обеспечения и программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных. методы контроля проекта и версий;
ПИ-ПК-2 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества; понимать стандарты и модели жизненного цикла программного обеспечения;
ПИ-ПК-3 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем; проводить практические занятия с пользователями программных систем; способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг);
ПИ-ПК-4 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения программного обеспечения; классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами (в т.ч. применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения);
ПИ-ПК-5 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач, способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.
Разработка и эксплуатация высоконагруженных систем
ПК-1 Способен проектировать, конструировать и тестировать программные продукты, в т.ч. читать, понимать и выделять главную идею прочитанного исходного кода, документации; моделировать, анализировать и использовать формальные методы конструирования программного обеспечения; оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения; использовать операционные системы, сетевые технологии, различные методы и средства разработки программного обеспечения и программного интерфейса, применять языки и методы формальных спецификаций, системы управления базами данных. методы контроля проекта и версий;
ПК-2 Способен оценивать концепции и атрибуты качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества; понимать стандарты и модели жизненного цикла программного обеспечения;
ПК-3 Способен оформлять методические материалы и пособия по применению программных систем; проводить практические занятия с пользователями программных систем; способен к эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграция и рефакторинг);
ПК-4 Способен применять методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения программного обеспечения; классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами (в т.ч. применять основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, при работе в команде разработчиков программного обеспечения);
ПК-5 Способен применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой при решении научно-исследовательских задач, способен к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования.
Управление требованиями и интеграция информационных систем в бизнесе
ПК-1 Способен проводить анализ сферы деятельности, бизнес-процессов, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры предприятия с учетом анализа на уровне рынка ИТ и отдельных экономических субъектов, выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом, осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ;
ПК-2 Способен осуществлять основные организационно-управленческие функции (в т.ч. управлять проектно-внедренческими группами), управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контентсервисов), позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовать продажи в среде Интернет;
ПК-3 Способен использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ инфраструктуры и деятельности предприятий, организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ инфраструктуры предприятия;
ПК-4 Способен защищать права на интеллектуальную собственность;
ПК-5 Способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами;
ПК-6 Способен проектировать архитектуру электронного предприятия, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг, генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ, разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ;
ПК-7 Способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства, готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;
ПК-8 Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней, ответственно и целеустремленно решать поставленные задачи во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, проявлять высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
Траектория направлена на подготовку специалистов, способных осуществлять поддержку полного жизненного цикла программного продукта в организации: от анализа архитектуры предприятия, его бизнес-процессов, разработки технического задания на разработку программного продукта, завершая интеграцией разработанного программного решения и оценкой его эффективности и экономических эффектов от внедрения.
Выпускник программы является универсальным специалистом в области разработки и программирования информационных систем разных классов, поскольку изучает на первых двух курсах фундаментальные курсы по программированию (C/C++, Java, Python, функциональные языки программирования) и высшей математике (математический анализ, линейная алгебра и геометрия, дискретная математика и др.) и в дальнейшем применяет и расширяет полученные знания на дисциплинах отдельной специализации (трека) на 3-4 курсах.
При этом важно отметить, что предлагаемые студентам специализации (треки) полностью соответствуют современным стандартам разработки и покрывают различные виды информационных систем (ИС): корпоративные ИС, высоконагруженные ИС, ИС поддержки принятия решений. Это позволяет утверждать, что выпускник программы является готовым специалистом, обладающим необходимым набором компетенций и навыков, необходимых для обеспечения выполнения всех видов работ в рамках различных ИТ-проектов в соответствующих профессиональных сферах.
Важным преимуществом программы является обеспечение гибких образовательных траекторий студентов. Гибкость обеспечивается разнообразием дисциплин по выбору, научно-исследовательских семинаров, возможностью выбрать специализацию при переходе на 3 курс обучения и изучением дисциплин дополнительного цикла (не связанных со специализацией).
Многогранная внеурочная деятельность, развитая система проектных дисциплин, практик и стажировок позволяют студентам применять полученные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Программа ориентирована на комплексную подготовку ИТ-специалистов:
- высококвалифицированных кадров для обеспечения преподавания ИТ-дисциплин и научных исследований на базе лабораторий НИУ ВШЭ – Нижний Новгород (в настоящий момент в связи с постоянным расширением контингента обучающихся, который прогнозируется и в дальнейшем, кампус испытывает настоящий «кадровых голод» в этой сфере);
- системных архитекторов, системных интеграторов, бизнес-аналитиков;
- разработчиков требований программных комплексов и систем,
- программистов-разработчиков, дизайнеров и проектировщиков ИС различных типов,
- IT-менеджеров, IT-консультантов, руководителей IT-проектов,
- аналитиков в области анализа данных.
В структуре образовательной программы, независимо от траектории обучения, предусмотрено 7 образовательных модулей:
- Профессиональный модуль (Major) формирует теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента. Состоит из базовой и дополнительной частей. Независимо от специализации данный блок включает в себя дисциплины, направленные на формирование универсальных ИТ и математических компетенций студентов, необходимых для универсального ИТ-специалиста.
Тем самым студенты получают знания, необходимые для обеспечения полного цикла разработки программного обеспечения: от анализа требований и анализа предметной области, представления предметной области инструментами математического моделирования, заканчивая непосредственной разработкой программного продукта с помощью современных языков программирования и с учетом особенностей различных ОС и архитектуры компьютера.
В последующем на отдельных специализациях студенты смогут развить полученные компетенции, концентрируясь на отдельных аспектах разработки различных программных систем (специализации Управление требованиями и интеграция ИС в бизнесе, Проектирование и разработка корпоративных ИС, Высоконагруженные системы, системы промышленного интернета вещей) или оптимизации различных видов алгоритмов, используемых в данных системах (специализация Компьютерные науки и оптимизация).
- Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности. Модуль «Практика» включает в себя курсовые работы, учебную и преддипломную практики, выполнение профессиональных проектов, подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).
Данный модуль носит проектную направленность, поскольку деятельность специалиста в области ИТ (компьютерных наук) связана в первую очередь с реализацией различных программных проектов.
В течение 4 лет обучения студенты участвуют в различных проектах компаний-партнеров, тем самым получая практический опыт участия в промышленных проектах и взаимодействия с реальными заказчиками.
Среди компаний-партнеров основными являются такие международные ИТ-компании как NetCracker, Orion Innovations, Seldon, SWTecNN, а также научные лаборатории НИУ ВШЭ – ЛАТАС, ТАПРАДЕСС. На базе данных компаний также проходит преддипломная и производственная практика студентов.
- Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления и включает следующие обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Основы российской государственности, История России, Право.
- Дополнительный модуль (Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.
- Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.
- Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенций применения этих технологий в профессиональной деятельности.
- Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Данный модуль дает студенту возможность применить и продемонстрировать все полученные в ходе освоения бакалаврской программы компетенции, как общие для всех трех образовательных траекторий, так и специфические для каждой из них.
Бакалаврская программа «Компьютерные науки и технологии» реализуется в рамках направлений 38.03.05 «Бизнес-информатика», 01.03.02 «Прикладная математика и информатика», 09.03.04 «Программная инженерия» и предполагает 6 траекторий обучения.
Обучение на программе проводится по схеме 2+2, поэтому распределение студентов по трекам происходит в конце 2-ого курса обучения.
По умолчанию студенты продолжают обучение по траектории, соответствующей направлению своего обучения: студенты, поступившие по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» - по траектории 1 из списка выше; студенты, поступившие по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» - по траектории 2 из списка выше; студенты, поступившие по 09.03.04 «Программная инженерия» - по траектории 3 из списка выше.
При этом у студентов есть возможность продолжить обучение на смешанной траектории по двум специальностям (траектории 4, 5 и 6 из списка выше), руководствуясь следующим правилом: одно из направлений смешанной траектории должно совпадать с направлением обучения студента, т.е. студенты, поступившие по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» могут обучаться по траекториям 4 и 5 из списка выше; студенты, поступившие по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» - по траекториям 5 и 6 из списка выше; студенты, поступившие по 09.03.04 «Программная инженерия» - по траекториям 4 и 6 из списка выше.
Отбор студентов на данные смешанные траектории проходит на конкурсной основе по результатам освоения профильных для траектории дисциплин (набор данных дисциплин определяется руководителем траектории совместно с академическим руководителем программы): студенты, имеющие хотя бы по одной из профильных для траектории дисциплин оценку ниже минимально установленной, не допускаются к отбору на траекторию.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Компьютерные науки и технологии»