We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Legal Business of Russia

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Civil Law and Civil Procedure (Faculty of Law)
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса изучаются вопросы организационных подразделений юридической фирмы, стратегии ее развития для специалистов в отдельных областях управления юридической фирмы (маркетинг, PR, HR, управление знаниями, сотрудники вспомогательной группы); а также для юристов, задумывающихся о создании и развитии собственной практики. Юридическая практика рассматривается в качестве бизнеса, в котором общие законы эффективности могут и должны применяться с учетом правовых, экономических, мотивационных, управленческих и этических особенностей оказания юридической помощи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов устойчивых знаний, умений и навыков в области юридического бизнеса России.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о профессиональных юридических объединениях и ассоциациях, а также о рейтингах юридических фирм
  • Имеет представление о государственном контроле и регулировании юридического бизнеса, а также о перспективах саморегулирования
  • Осваивает стратегию и тактику продаж юридических услуг, а также формирование клиентского портфеля.
  • Имеет представление об управлении персоналом в юридической фирме
  • Дает характеристику юридическому профессиональному сообществу
  • Обзор продуктовой линейки. Ценообразование в сфере юридических услуг.
  • Изучает основы маркетинга и продвижение юридических услуг.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Профессиональные юридические объединения и ассоциации. Рейтинги юридических фирм.
    Профессиональные юридические объединения, ассоциации и союзы в России и за рубежом. Международные юридические сетевые ассоциации (на примере международной сети Geneva Group International). Рейтинги – инструмент продвижения на рынке или попытка самоидентификация в профессиональном сообществе? Международные и российские профессиональные рейтинги. Критерии определения лидеров рынка (срок существования компании, объем выручки, количество юристов, региональная сеть). Влияние смежных рынков на показатели работы юридических фирм (аудит, управ-ленческий консалтинг, бухгалтерское обслуживание).
  • Государственный контроль и регулирование юридического бизнеса. Перспективы саморегулирования.
    Существует ли законодательное регулирование юридического бизнеса? Нормативно-правовая база. Лицензирование/сертификация юридической деятельности – «за» и «против». Проект закона о государственном регулировании деятельности связанной с оказанием юридических услуг. Возможно ли установить единые стандарты качества юридических услуг? Перспективы саморегулирования как инструмента борьбы с недобросовестными участниками рынка юридических услуг. Примеры государственного регулирования юридического бизнеса за рубежом (Беларусь, США).
  • Юридическое профессиональное сообщество.
    Профессиональные СМИ и интернет-порталы. Необходимость самоидентификации профессионального сообщества. Профессиональные форумы, конкурсы, конференции, номинации. Влияние юридического сообщества на формирование цивилизованного рынка юридических услуг. Основные направления развития юридического бизнеса в регионах России в 2010 г. Ориентация на администрирование долговых обязательств и реструктуризации.
  • Продуктовая линейка. Ценообразование в сфере юридических услуг.
    Продавая «незримое». Специфика услуги в целом и юридической услуги в частности как объекта купли-продажи. Какой продукт «изготавливает» и продает юридическая фирма. Кто покупает этот продукт. Сколько стоит юридическая услуга. Трудозатраты на «изготовление» услуги. Основные системы ценообразования на российском юридическом рынке (абонентская плата, проектная оплата, почасовая оплата, почасовая оплата с «кепкой», «гонорар успеха»).
  • Стратегия и так-тика продаж юридических услуг. Формирование клиентского портфеля.
    Кто Ваш клиент? Клиентский «портфель» юридической фирмы определяет стратегию развития. Умение говорить - «Нет», как фактор снижения репутационных рисков для юридической компании. «Бутик» или «юридическая фабрика»? Работа юридических фирм на смежных рынках. Юридическая фирма глазами клиента. О чем мечтают наши клиенты. Основные ошибки при выстраивании коммуникаций с заказчиком (участие в тренинге представителя компании – заказчика юридических услуг). Статистика соотношения объемов продаж для «старых» и «новых» клиентов (на примере работы нижегородского офиса юридической фирмы «Яковлев & Партнеры»).
  • Управление персоналом в юридической фирме.
    Кто самое сильное «звено» в офисе юридической фирмы? Практические рекомендации по комплектованию персоналом юридического офиса на стадии «start-up». Партнеры в юридическом бизнесе. Российские реалии. Финансовые взаимоотношения партнеров. Основные модели работы успешных юридических фирм. Международный и российский опыт. Сколько юристов и неюристов должно работать в нижегородской юридической фирме. Можно ли управлять юристами (если они «звезды»)?
  • Маркетинг и продвижение юридических услуг. Бюджет юридической фирмы. Финансовое администрирование.
    Основные инструменты продвижения на рынке (реклама, СМИ, профессиональные сообщества, промо-акции). Основные ошибки «молодых» ком-паний. Если это могут купить все – значит эта услуга ни для кого! Бюджет на маркетинг. Сколько тра-тит на продвижение среднестатисти-ческая российская региональная юридическая фирма. Зарекомендовавшие себя инструмен-ты продвижения на рынке. Невиди-мые маркетинговые войны в СМИ. Основные статьи расходов (аренда офиса, з/плата, налоги, офисные рас-ходы, транспорт, связь, ПО, реклама). Распределение прибыли (убытков) между партнерами. Основные модели распределения прибыли. Выбор режима налогообложения. Непрофильные расходы. Практическое занятие: «Cоздаем юридическую фирму». Выбор орга-низационно правовой формы. Основ-ные ошибки при продвижении юри-дических услуг. Прогнозное бюдже-тирование доходной и расходной части. Выбор специализации и клиенты-«цели».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Неявка на семинар без уважительных причин снижает итоговую оценку на 0,3 балла.
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Деловая игра
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Деловая игра + 0.4 * Итоговый проект + 0.1 * контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Березкина Т. Е., Петров А. А. - ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 410с. - ISBN: 978-5-534-03321-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionno-upravlencheskaya-deyatelnost-yurista-432835

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск II : монография / под ред. канд. юрид. наук А.Е. Молотникова и Р.С. Куракина. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 263 с. — (Научная мысль). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/948714
  • Дойников И.В. - Актуальные проблемы предпринимательского права - Юстиция - 2018 - 128с. - ISBN: 978-5-4365-2616-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929938