• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of the Russian Language

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Foreign Languages
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины история русского языка является усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков); развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко-социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингвистических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков); усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко-культурном содержании этих периодов; формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья. В результате освоения дисциплины студент должен: знать:  общую проблематику восточнославянской исторической фонологии и исторической морфологии;  основные черты и специфику языковой эволюции русского языка в сравнении с другими славянскими языками;  историческую основу явлений современного русского языка. уметь:  читать и понимать памятники средневековой восточнославянской письменности;  объяснять историческую природу языковой вариативности в современном русском языке. владеть:  навыками лингвистического чтения памятников древневосточнославянской письменности;  навыками исторического анализа языковых явлений. Изучение дисциплины «История русского языка» базируется на следующих дисциплинах:
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с историей русского языка
  • усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков)
  • развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко- социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингви- стических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков)
  • усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и ис- торико-культурном содержании этих периодов
  • формирование умений читать и анализировать грамматический и стилисти- ческий строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет различать понятия «старославянский язык», «церковнославянский язык», «праславянский язык», «древнерусский язык», «архетип», «праязык»; владеет периодизацией истории славянских языков
  • Умеет выделять гласные разного происхождения, объяснять их трансформацию
  • Способен определять позиции редуцированных, находить результаты падения редуцированных в словах СРЯ.
  • Способен объяснить процессы ассимиляции разных видов в СРЯ, правила современной русской орфографии в области шипящих и Ц.
  • Умеет анализировать разные гипотезы появления аканья в современном русском литературном языке.
  • Умеет определять происхождение звука О в словах СРЯ; знает судьбу напряженных фонем переднего и непереднего ряда.
  • Умеет объяснить формы существительных в СРЯ, находит примеры русско-церковнославянской адаптации соответствующих южнославянских (старославянских) форм, их отражение в орфографии.
  • Определяет результаты направления унификации типов склонений в истории русского языка; знает исторические истоки вариативности падежных флексий существительных в единственном числе в современном русском языке и в текстах русской литературы XVIII—XIX вв. Знает историю категории одушевленности в СРЯ.
  • Бакалавр способен определять способ передачи числового значения в древнерусском и СРЯ.
  • Умеет определять разряд местоимений, особенности изменения полных (местоименных) прилагательных
  • Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их.
  • Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их
  • Бакалавр способен различать древненовгородский диалект и древне- псковский диалекты: фонетические и морфологические изоглоссы праславянского и древнерусского происхождения. Южнодревнерусский диалектный ареал и его изоглоссы, проблема «киевского» и «галицко-волынского» диалектов. Смоленско-полоцкий диалект. Основные этапы формирования южновеликорусских, средневеликорусских и северновеликорусских говоров.
  • Знает основные направления исследований в области русского исторического синтаксиса, пути формирования русской лексики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История языка как лингвистическое и историко-культурное понятие. Ис точники по истории языка. Правосточнославянские фонетические явления.
    Предмет истории русского языка, понятия исторической грамматики и истории литературного языка. Периодизация истории русского языка. Источники по истории русского языка. Древнейшие письменные памятники по истории русского языка, их датировка. Жанры и регистры древнерусской письменности раннего периода. Со- временные диалекты и их роль в реконструкции древнего языкового состояния. Славянские заимствования в финноугорские языки как источник по русской исторической фонологии. Славянские формы в византийской письменности. Правосточнославянские фонетические явления: утрата ринезма, восточнославян- ская реалиазция фонемы «ять», явления начала слога, их динамика в истории во- сточнославянского письменного узуса. Восточнославянские рефлексы йотовой палатализации и сочетаний гласных с плавными, их отражение в памятниках письменности разных исторических периодов. Стилистическая и семантическая дифференциация праславянских регионализмов в истории русского языка и в современном русском языке; второе, или «еровое», полногласие, его следы в русском языке
  • Тема 2. Падение редуцированных и его последствия, история напряжённых гласных.
    Правило Гавлика. Этапы падения редуцированных: утрата слабых редуцированных через ступень утраты слоговости, переогласовка редуцированных под влиянием следующего слога, вокализация сильных редуцированных в том числе в сочетании с плавными. Компенсационное удлинение («новый ять» и «о напряжённое»). «Исключения» из правила Гавлика в истории русского языка: морфологическое выравнивание основ, фонетически незакономерная вокализация редуцированных в консонантных группах; стилистические факторы в истории редуцированных и стилистическая дифференциация форм с разной рефлексацией редуцированных в современном русском языке; книжное произношение, книжная и бытовая орфография. Упрощение новых групп согласных, образовавшихся вследствие падения редуцированных. Развитие неэтимологических гласных.
  • Тема 3. История корреляции по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.
    Ассимиляция (нейтрализация) согласных по глухости-звонкости в праславянском языке и в раннедревнерусском, её отражение в орфографии письменных памятни- ков. Формирование корреляции по глухости-звонкости вследствие падения редуци- рованных. Прогрессивная и регрессивная ассимиляция согласных в восточносла- вянских диалектах, в русском литературном языке и в других славянских языках. История фонемы ф; фонема в в слабой позиции по глухости-звонкости в истории русского языка (диалектная и стандартная литературная реализация разных воз- можностей развития). Реализация фонемы у в середине слова в позиции после гласных. Реализация смыслоразличительного признака твёрдости-мягкости в позднепраславянском языке, типы сочетаний согласных с гласными по признаку тембра, их отражение в орфографии письменных памятников. Праславянский палатальный ряд и его история в восточнославянских диалектах и в русском литературном языке. Падение редуцированных как основной фактор формирования корреляции по твёрдости-мягкости в славянских языках. Отвердение губных в истории русского языка, непереходное смягчение заднеязычных (кы, гы, хы → ки, ги, хи). Позиционное ограничение этого перехода в окончаниях им.п. ед.ч. м.р. прилагательных, следы этого явления в русской рифме XVIII—XIX вв. Заднеязычные согласные в сочетании с гласными переднего ряда в заимствованных словах и проблемы фонетической адаптации заимствований в истории русского языка.
  • Тема 5. Переход е в о. История напряжённых фонем переднего и непереднего ряда.
    Фонетические условия перехода е в о в древнейший период, в современных восточнославянских языках и диалектах, в современном русском литературном языке. Особенности перехода е в о в сочетании с шипящими и ц, относительная хронология процесса. Переход е в о в сочетании с р в истории русской литературной произносительной нормы. Морфологически мотивированные случаи отсутствия перехода е в о в приставках. Лексически и стилистически мотивированные случаи отсутствия перехода е в о в заимствованиях и книжной лексике; переход е в о в истории русской произносительной нормы XVIII—XX вв., его отражение в поэзии. Типы переходы е в о в результате морфологической аналогии. История фонем «ять» и о напряжённое. Хронологическая и диалектная стратифи- кация процесса, его отражение в письменных памятниках. Нейтрализация «ять» и е в древнерусском языке, её отражение в памятниках письменности. История фоне- мы «ять» и книжное произношение.
  • Тема 4. История корреляции согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости
    Гипотезы о возникновении аканья и данные письменных памятников. Хронологическая и региональная стратификация процесса развития аканья. Отражение аканья в современной русской орфографии. Явления редукции и гиперредукции в истории русского языка. Падение редуцированных и разрушение автономности слога как основной фактор развития аканья. Аканье как проявление тенденции к межслоговому взаимодействию в истории русского языка. Иные явления межслогового взаимодействия в истории русского языка.
  • Тема 6. Формальные особенности раннедревнерусского словоизменения. Категории древнерусского существительного. Звательный падеж.
    Особенности правосточнославянских флексий субстантивных и местоименных ос- нов мягкой разновидности род.п. ед.ч., им. и вин.п. мн.ч. и отражение этих флексий в памятниках письменности разных регистров. Русско-церковнославянская адаптация соответствующих южнославянских (старославянских) форм, их отражение в орфографии и их судьба дальнейшая судьба в истории русской литературной орфографической нормы. Категории древнерусского существительного. Особенности реализации категорий рода, числа и собирательности; собирательные субстантивные формы в истории плюральной парадигмы. История звательного падежа.
  • Тема 7. Формирование родовой субстантивной парадигмы в единственном числе
    Раннедревнерусская субстантивная словоизменительная парадигма как парадигма узуального типа. Словоизменительные типы, маркированные в отношении рода. Направления унификации типов склонений в истории русского языка. Исторические истоки вариативности падежных флексий существительных в единственном числе в современном русском языке и в текстах русской литературы XVIII—XIX вв. Аналогическое выравнивание твёрдой и мягкой разновидностей раннедревнерусских склонений по твёрдой разновидности. Флексия род.п. ед.ч. мягкой разновидности у существительных ж.р. в древненовгородском диалекте, в старорусской письменности, в восточнославянских диалектах и в русской литературе XIX в.
  • Тема 8. Формирование внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе.
    Сильные и слабые в родовом отношении типы раннедревнерусского склонения, аналогическое взаимодействие по признаку рода в парадигмах основ разных типов. Этапы формирования внеродовой парадигмы во множественном числе и их относительная и абсолютная хронология: родовое выравнивание, номинативно- аккузативный синкретизм, экспансия флексий дат.п., тв.п. и местн.п. с показателем -а-; причины этих процессов. Роль родоизменяемых согласуемых форм прилага- тельных и причастий в истории плюральной субстантивной парадигмы. Вариативность падежных флексий в им.п. и род.п. мн.ч. в русской литературе XIX—XX вв. и в современном русском языке, её исторические истоки.
  • Тема 9. История двойственного числа; история категории одушевлённости
    Исходная позднепраславянская подсистема форм двойственного числа. Разновидности употребления раннедревнерусского дуалиса: свободное, свободное дистрибутивное, связанное, прономинально-вербальное. Двойной дуалис (двандва). Динамика двойственного числа в древнерусском языке. Распад дуальной парадигмы, развитие нового двойственного квантитатива. Реликты двойственного числа в современном русском языке. Праславянские истоки категории одушевлённости, её реализация независимо от категорий лица или социальных характеристик. Динамика категории одушевлённости в разных типах склонений в единственном и множественном числе субстантивной парадигмы, причины такой динамики. Динамика категории одушевлённости в адъективной и местоименной парадигмах. Хронологическая и региональная стратификация процесса развития категории одушевлённости. Вариативность в употреблении одушевлённых и неодушевлённых форм в старорусском и современном русском языке.
  • Тема 10. История числительных
    Проблема позднепраславянских числовых обозначений как особой части речи. Морфосинтаксические особенности числовых обозначений в позднепраславянском: типы склонения и координации с другими частями речи, парадигмы квантитативных конструкций. Числительные простые и составные, количественные и порядковые; собирательные числительные. Динамика числительных в позднедревнерусский период, морфосинтаксические инновации в квантитативной парадигме.
  • Тема 11. История местоимений и прилагательных
    Разряды древнерусских местоимений и их склонение. История форм личных и не- личных местоимений. История образования местоимений третьего лица. Раннедревнерусская система склонения прилагательных. Именные, членные и местоименные формы. Диалектные различия в членных формах м.р. ед.ч. им.п. Взаимодействие твёрдой и мягкой разновидностей склонения, развитие синкретизма форм род.п., дат.п. и местн.п. ед.ч. ж.р. Вытеснение именных форм членными. Утрата родовых различий в парадигме мн.ч. и дв.ч. Взаимодействие местоименной и адъективной словоизменительных парадигм. История сравнительной степени.
  • Тема 12. История глагольных времён
    Раннедревнерусская система глагольных времён. Проблема восточнославянского имперфекта. Восточнославянский плюсквамперфект и его история. Утрата аориста и обобщение перфекта как универсальной формы прошедшего времени. Конкуренция форм перфекта и аориста в книжных и некнижных письменных памятниках. История форм будущего времени. История форм ирреальных наклонений.
  • Тема 13. Диалектное членение в древнерусском языке
    Раннедревнерусское диалектное членение. Древненовгородский диалект и древне- псковский диалекты: фонетические и морфологические изоглоссы праславянского и древнерусского происхождения. Южнодревнерусский диалектный ареал и его изоглоссы, проблема «киевского» и «галицко-волынского» диалектов. Смоленско- полоцкий диалект. Основные этапы формирования южновеликорусских, средневеликорусских и северновеликорусских говоров.
  • Тема 14. Обзор проблематики исторического синтаксиса и исторической лексикологии.
    Направления исследований в области русского исторического синтаксиса. Русская историческая лексикология и лексикография, исторические словари славянских языков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * Активность на занятиях + 0.15 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесов В. В. - ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 217с. - ISBN: 978-5-534-03563-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-fonetika-russkogo-yazyka-437937
  • Шахматов А. А. ; Под ред. Обнорского С.П. - ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-9916-9605-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-morfologiya-russkogo-yazyka-437863

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Буслаев Ф. И. - ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ЭТИМОЛОГИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-11842-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-grammatika-russkogo-yazyka-v-2-ch-chast-1-etimologiya-446263