• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

American and European Literary History

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Literature and Intercultural Communication
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория литературы», «История литератур Европы и США (Средние века – XVIII век)» Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: «История литератур Европы и США» (4 курс); «Ключевые тексты английской и американской литературы», «Компаративистика» и ряд других. В результате изучения дисциплины студент: • представляет соотношение разных литературных направлений, методов в контексте XVIII и XIX веков; • владеет навыками филологического анализа художественных произведений. • выявляет сходства и различия литературных процессов различных национальных культур
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История литератур Европы и США. XIX в.» являются: – формирование у студентов целостного представления о развитии европейской литературы и культуры в XIX веке; – совершенствование навыков анализа художественного текста с учетом жанровых разновидностей, стилевых особенностей, общекультурного и исторического контекстов. Настоящая дисциплина относится к циклу/блоку дисциплин базовой части общего цикла.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основных авторов и литературные произведения указанного периода, ориентируется в основных направлениях и тенденциях
  • Студент способен анализировать тексты при помощи основных методов литературоведения, вписывать изучаемое произведение в широкий литературный и культурный контекст, обладает фоновыми знаниями об изучаемой эпохе
  • Студент способен анализировать тексты при помощи основных методов литературоведения, вписывать изучаемое произведение в широкий литературный и культурный контекст, обладает фоновыми знаниями об изучаемой эпохе. Знает основных авторов и литературные произведения указанного периода, ориентируется в основных направлениях и тенденциях
  • Студент способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Студент знает основных авторов и литературные произведения указанного периода, ориентируется в основных направлениях и тенденциях
  • Студент должен понимать основные процессы, происходящие в литературе изучаемого периода, уметь проводить параллели с литературами других стран. Студент должен знать основные этапы и ключевые произведения изучаемых авторов
  • Студент должен знать основные тенденции в австрийской литературе 19 века, уметь обозначить место изучаемого автора в литературном процессе, проводить параллели между литературой Австрии и Германии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемы периодизации литературы XIX века
    Основные подходы к периодизации литератур. Принципы периодизации. Ключевые периоды. Основные фигуры. Общая характеристика периодов.
  • Немецкая литература XIX века.
    Немецкая литература XIX века. Общая характеристика (периодизация; особенности проблематики и поэтики). 30 -е годы – качественно новый этап в истории немецкой литературы. Полемика против романтизма. Движение «Молодая Германия». Реалистические тенденции в немецкой прозе и драматургии. Эстетическая программа Г. Бюхнера. Проблема революции в драме «Смерть Дантона». Мастерство Бюхнера -драматурга. II. Литература Германии второй половины XIX века. Демократические тенденции в публицистике и литературном творчестве. Драматургия К.Ф. Геббеля. III.Позднее творчество Г. Гейне. Идейно -художественное своеобразие лирики («Современные стихотворения», «Романсеро»). Пейзаж души идеалиста «на свободе» от идеалов. Поэмы Гейне 40 -х годов («Германия. Зимняя сказка»).
  • Немецкий романтизм
    Особенности и периодизация немецкого романтизма. Иенская школа романтизма. Теория нового искусства (Ф. Шлегель, Новалис). Художественная практика Новалиса. Основные мотивы, особенности цикла «Гимны к ночи». Роман «Генрих фон Офтердинген»: романтическая версия «романа воспитания». Своеобразие и функция сказочного начала в творчестве Л. Тика. Гейдельбергский кружок. Эстетическая концепция романтиков - гейдельбергцев. «Волшебный рог мальчика» А. ф. Арнима и К. Брентано: тематический состав и принципы организации. Творчество Гельдерлина. Античность, природа, любовь – воплощение романтического идеала автора. Особенности повествования.
  • Творчество Э.Т.А. Гофмана.
    Творчество Э.Т.А. Гофмана. Эволюция мировоззрения и творческого метода. Тема музыки в творчестве писателя («Кавалер Глюк», «Дон Жуан»). Особенности новеллистики Гофмана, специфика жанра сказки («Золотой горшок». «Крошка Цахес», «Песочный человек»). «Житейские воззрения кота Мурра»: проблематика и жанровое своеобразие (многоплановость повествования, особенности композиции, романтическая ирония, синтетизм). Гофман в России.
  • Французский романтизм
    Особенности романтизма во Франции, его периодизация. Художественно -эстетическое новаторство Ф.Р. де Шатобриана («Атала», «Рене»). Литературная и эстетическая деятельность Ж. де Сталь. Теория романтического искусства В. Гюго и ее воплощение в драматургии и романной прозе писателя. Своеобразие французской романтической лирики (А. де Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго)
  • Французский роман XIX столетия
    Мировоззрение, эстетические взгляды крупнейших прозаиков эпохи (Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер). Творчество Стендаля. Три версии романа воспитания («Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель»): художественная проблематика, характерология. Мастерство психологического анализа Стендаля. Творчество О. де 7 Бальзака. Периодизация творчества писателя. Замысел и история воплощения «Человеческой комедии». Принципы познания и изображения Бальзаком современной действительности: индуктивное восхождение от описания социальных явлений к причинам и началам вещей. «Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде»: проблематика и поэтика. Тема жизненных разочарований в романе «Утраченные иллюзии». III.Творчество Г. Флобера. Философские и эстетические воззрения Флобера. «Объективная манера» писателя – новый этап в эволюции техники повествования и художественного психологизма. Роман «Госпожа Бовари»: особенности проблематики и поэтики. «Саламбо» как исторический роман
  • Поэзия Ш. Бодлера
    Эстетика Бодлера. Книга «Цветы зла», ее место в развитии французской поэзии. Основные циклы и их проблематика. Поэтика «Цветов зла». Дуализм мировосприятия: «сплин» и «идеал». Культ творческой воли художника, сквозь видимую инертность материала прозревающего «лес символов». Понятие «соответствий». «Природа «безнравственности» Бодлера. Жесткий парадоксализм, представляющий окаянность как проявление жажды бесконечного. Бодлер о современном искусстве. Между романтизмом начала века и символизмом и декадансом его конца. Демократизм поэта, его противоречия. Декадентская тенденция в творчестве Бодлера. Бодлер в России
  • Английский романтизм
    Периодизация и особенности английского романтизма. «Озерная школа»: эстетика и художественная практика. Сборник «Лирические баллады» и его роль в становлении эстетики английского романтизма. Натурфилософия лирики У. Вордсворта. Тема самопознания личности в поэме У. Вордсворта «Прелюдия». Мистико - аллегорический аспект поэзии С.Т. Колриджа, многозначность трактовки образов поэта («Сказание о старом мореходе», «Кристабель», «Кубла Хан»). Творчество Р. Саути
  • Творчество Дж. Г. Байрона
    Периодизация творчества Байрона. Особенности поэтического мышления поэта, специфика его мировидения. Идейно - художественное своеобразие поэмы «Паломничество Чайльд - Гарольда». «Восточные поэмы» Байрона: специфика изображения человеческого характера, принципы композиционного построения, особенности стиля. Эволюция «байронического» героя: тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд - Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), бунтарь -богоборец («Манфред», «Каин»). Художественные искания Байрона в поэме «Дон Жуан». II. Философские и эстетические взгляды П.Б. Шелли. Лирическое творчество Шелли как воплощение духовно - нравственных исканий эпохи. Художественная тематика и проблематика поэм «Восстание Ислама» и «Освобожденный Прометей»
  • Английский роман XIX столетия
    Ч. Диккенс – крупнейший представитель английского классического реализма. 8 Периодизация творчества. Ранние произведения. («Очерки Боза», «Записки Пиквикского клуба»). Диккенс – юморист. Роман «Домби и сын», его значение в творческом развитии Диккенса – сатирика и обличителя английской буржуазии. Соотношение сатиры и юмора в его творчестве. Зрелое творчество Диккенса. Социальные романы начала 50 -х годов («Холодный дом», «Тяжелые времена»). Характер реализма позднего Диккенса («Большие надежды»). Гуманизм Диккенса
  • Английская драма XIX столетия
    Творчество У.М. Теккерея. Формирование реализма в ранних произведениях Теккерея. «Книга снобов» – сатира на английское буржуазно - аристократическое общество. Роман «Ярмарка тщеславия» – вершина обличительного реализма Теккерея. Особенности типизации в романе, мастерство опрос, проверка домашних заданий. реалистической сатиры. Своеобразие поздней сатиры Теккерея. Исторические романы («Генри Эсмонд», «Виргинцы»)
  • Английская поэзия XIX века
    Поэзия Р. Браунинга («Мужчины и женщины», «Кольцо и книга»). Особенности проблематики и поэтики. Мастерство психологического анализа (тенденция к абстрагированию). Стиль Браунинга. II. Творчество Д.Г. Россетти. Россетти и «Братство прерафаэлитов». Основные мотивы поэзии Россетти («Баллады и сонеты»). Поэзия А. Теннисона
  • Американская литература XIX века
    Общая характеристика. Национальное своеобразие (споры об американском романтизме). Периодизация. Традиции и новаторство. Особенности проблематики и поэтики. Романтизм в контексте культуры XIX века в США
  • Американский романтизм
    Специфика и периодизация романтизма в США. Особенности эстетики раннего романтизма в новеллистике В. Ирвинга и романах Ф. Купера
  • Творчество Э.А. По
    Биография и личность. Эстетические взгляды. Общая характеристика художественного творчества. Лирика Э. По. Новеллистика Э. По: принципы ее тематической классификации; своеобразие проблематики и поэтики. Э. По и Западная Европа (Ш. Бодлер об Э. По). Э. По и Россия
  • «Американское возрождение» 1840 –1850 -х годов
    Роман «Алая буква» Н. Готорна. Нравственная рефлексия и проблематика явленного / сокрытого, осознанного / неосознаваемого, формы / смысла в прозе Н. Готорна. Творчество Г. Мелвилла (роман «Моби Дик, или Белый Кит»). Философия знака. Факт как знак, произвольно читаемый, – множественность перспектив восприятия. Поиск сверхсмысла и нигилизм. Специфика композиции, повествования, жанрового синтеза в романе «Моби Дик»
  • Литературные процессы в Германии второй половины XIX века
    Творчество И. фон Шеффеля, Т.Шторма, Т.Фонтане
  • Австрийская литература второй половины XIX века
    Основные процессы. Творчество А. Штифтера.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа 60 минут (проверка знания изучаемых произведений и рабочих терминов)
    2 модуль
  • неблокирующий Устный экзамен (Экзамен после 2 модуля)
  • неблокирующий Устный экзамен (Принимается после 4 модуля)
    Экзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Письменная работа 60 минут (проверка знания изучаемых произведений и рабочих терминов)
    4 модуль
  • неблокирующий Активность работы на семинарах
    1-2 модули
  • неблокирующий Активность работы на семинарах
    3-4 модули
  • неблокирующий Письменная работа 60 минут (проверка знания изучаемых произведений и рабочих терминов)
    2 модуль
  • неблокирующий Устный экзамен (Экзамен после 2 модуля)
  • неблокирующий Устный экзамен (Принимается после 4 модуля)
    Экзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Письменная работа 60 минут (проверка знания изучаемых произведений и рабочих терминов)
    4 модуль
  • неблокирующий Работа на семинарах
    1-2 модули
  • неблокирующий Работа на семинарах
    3-4 модули
  • неблокирующий Стихи
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Работа на семинарах + 0.4 * Устный экзамен (Экзамен после 2 модуля)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Письменная работа 60 минут (проверка знания изучаемых произведений и рабочих терминов) + 0.3 * Устный экзамен (Принимается после 4 модуля) + 0.2 * Устный экзамен (Экзамен после 2 модуля)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА). Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 426с. - ISBN: 978-5-534-01334-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-epohi-romantizma-pervaya-tret-xix-veka-433410
  • Зарубежная литература XVIII века: хрестоматия научных текстов: Хрестоматия / Под ред. Бурова И.И. - СПб:СПбГУ, 2017. - 376 с.: ISBN 978-5-288-05770-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999905
  • Курдина Ж.В., Модина Г.И. - История зарубежной литературы XIX века. Романтизм - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 206с. - ISBN: 978-5-9765-0928-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84309
  • Мисюров Н.Н. - Романтизм и его национальные варианты. Историко-культурный очерк - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 101с. - ISBN: 978-5-9765-1203-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85985
  • Рабинович В.С. - Зарубежная литература. Часть 2 - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-9765-3848-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116108
  • Рабинович В.С. - История зарубежной литературы XIX века: Романтизм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 88с. - ISBN: 978-5-9765-2560-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91009
  • Толмачев В. М. - ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 811с. - ISBN: 978-5-9916-3136-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zarubezhnaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-444151

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алтайская литература. Портреты писателей и литературоведов : монография / Н.М. Киндикова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 82 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_59f06500853df7.57225829. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/929703
  • Белинский В.Г. - Подарок на новый год. Две сказки Гофмана... Детская библиотека. Соч. девицы Тремадюр... Разговоры Эмилии о нравственных предметах... Миниатюрный альбом для детей… - Издательство "Лань" - 2013 - 2с. - ISBN: 978-5-507-11373-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8109
  • Врангель Н.Н. - Романтизм в живописи Александровой эпохи - Издательство "Лань" - 2014 - 65с. - ISBN: 978-5-507-40668-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51576
  • Зарубежная литература конца XIX - начала XX века, учебник для бакалавров, под ред. В. М. Толмачёва, 4-е изд., перераб. и доп., 811 с., Толмачёв, В. М., Зиновьева, А. Ю., Иванов, Д. А., Косиков, Г. К., Мацевич, А. А., Панова, О. Ю., Сергеев, А. В., Чекалов, К. А., Черепанов, Д. Д., 2017
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; под общ. ред. Красовского В.Е. - ЛИТЕРАТУРА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-11359-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literatura-445106
  • Литература в диалоге культур – 10: сборник конференции - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2013. - 260 с. ISBN 978-5-9275-1074-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/552071
  • Литература и театр Англии XVIII-XX вв.: авторы, сюжеты, персонажи: Избранные очерки / Ю.И. Кагарлицкий; Сост. С.Я. Кагарлицкая. - М.: Альфа-М, 2006. - 543 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 5-98281-087-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/107015
  • Мисюров Н.Н. - История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 48с. - ISBN: 978-5-9765-1231-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105180
  • Немецкая литература в обучении немецкому языку: учебник - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2011. - 214 с. ISBN 978-5-9275-0863-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556236
  • Под ред. Толмачева В.М. - ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА В 2 Т. Т.1. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 430с. - ISBN: 978-5-534-08391-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zarubezhnaya-literatura-xx-veka-v-2-t-t-1-pervaya-polovina-xx-veka-432062
  • Рабинович В.С. - Зарубежная литература. Часть 1 - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 176с. - ISBN: 978-5-9765-3847-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116107
  • Рабинович В.С. - Зарубежная литература. Часть 3 - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 188с. - ISBN: 978-5-9765-3849-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116109
  • Рабинович В.С. - Зарубежная литература. Часть 4 - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 148с. - ISBN: 978-5-9765-3850-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116110
  • Рабинович В.С. - Зарубежная литература. Часть 5 - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 104с. - ISBN: 978-5-9765-3851-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116111
  • Русская и зарубежная литература : учебник / под ред. проф. В.К. Сигова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 512 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/987475
  • Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004520-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/233871
  • Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. Сигова В.К. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010582-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/506894
  • Современная британская, ирландская и американская литература: калейдоскоп жанров, тем, стилей : учебное пособие / Г.И. Лушникова, Т.Ю. Осадчая. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 211 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5d2d6c354c6f98.81886897. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1011049
  • Трыков, В. П. Зарубежная литература конца XIX — начала XX века [Электронный ресурс] : практикум / отв. ред. В.А. Луков.— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 190 с. – ISBN 978-5-89349-282-8. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048092