• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Contemporary Russian Language

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Applied Linguistics and Foreign Languages
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructor


Грушко Ксения Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - структуру и систему современного русского языка, - основные релевантные понятия и параметры системы русского языка, - современные научные методы анализа языка и различные подходы к описанию языковых уровней; уметь: - осмыслять явления современного русского языка в контексте экстралингвистических и интралингвистических факторов, - оценивать процессы, происходящие в современном русском языке, в том числе –изменения и колебания его литературной (кодифицированной) формы, - читать, конспектировать и реферировать профессиональные лингвистические труды; - описывать лингвистические процессы на разных уровнях языковой системы; владеть: - основными методами фонологического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, лексического анализа, - основными методами преподавания современного русского языка, - пониманием разных уровней существования языковой нормы и ее вариативности, но при этом ориентироваться на высокие речевые стандарты. Изучение дисциплины «Современный русский язык» базируется на следующих дисциплинах: - школьный курс русского языка, - введение в языкознание. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности студентов и выпускников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать структуру, систему и основные понятия современного русского языка,
  • знать современные научные методы анализа языка и различные подходы к описанию языковых уровней
  • уметь описывать и оценивать процессы, происходящие в современном русском языке
  • владеть основными методами фонологического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, лексического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с основами русской фонетики и орфоэпии, владеет орфоэпическими нормами и умеет различать старшую и младшую нормы
  • Студент знаком с основами морфемики и словообразования, умеет выделять морфемы; понимает различия между морфемным и словообразовательным разбором. Имеет представление о нормах в области русского словообразования
  • Студент знаком с основами морфологии и синтаксиса, имеет представление о грамматических нормах современного русского языка.
  • владение синтаксическим анализом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Русская фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы.
    Общая характеристика фонетического уровня русского языка. Фонетическая и фонематическая транскрипции. Русская орфоэпия: определение понятия. Старшая и младшая орфоэпические нормы. Петербургское и старомосковское произношение. Орфоэпические нормы в области произношения и ударения. Орфоэпические словари.
  • Тема 3. Русская лексика. Лексические нормы.
    Общая характеристика лексического уровня русского языка. Основные понятия лексикологии. Классификация русской лексики. Лексические нормы русского языка и важность их соблюдения. Распространенные виды нарушений лексических норм. Активные процессы в лексике русского языка рубежа ХХ– XXI вв.
  • Тема 4. Русская морфемика. Русское словообразование. Нормы русского языка в области словообразования.
    Общая характеристика морфемного и словообразовательного уровней русского языка. Основные понятия морфемики и словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Существующие ограничения в сочетаемости морфем и случаи их нарушения. Продуктивность отдельных словообразовательных морфем в русском языке рубежа ХХ– XXI вв.
  • Тема 2. Грамматика. Морфология
    Морфология как наука и как часть грамматического механизма языка. Грамматическое значение и средства его выражения (синтетические и аналитические). Грамматический вопрос. Грамматическая форма слова. Слово и словоформа. Понятие морфологической парадигмы. Словоизменительные классы слов в русском языке. Морфологическая категория. Типы морфологических категорий. Понятие лексико-грамматического разряда слов. Часть речи как лексико-грамматический класс слов. Принципы распределения слов по частям речи. Знаменательные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи. Субстантивация других частей речи в современном русском языке. Категория рода, числа и падежа имени существительного. Одушевленные / неодушевленные, собственные / нарицательные имена существительные как лексико-грамматические разряды слов. Явления переходности внутри данных разрядов. Имя прилагательное как часть речи. Типы склонения имени прилагательного. Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Широкое и узкое понимание числительного. Разряды имени числительного. Местоимение как часть речи. Явление прономинализации в современном русском языке. Морфологическая и семантическая классификация местоимений. Глагол как часть речи. Особенности глагольной парадигмы. Инфинитив. Формообразующие основы глагола. Продуктивные глагольные классы и непродуктивные группы. Спряжение глаголов (широкое и узкое понимание). Типы спряжения в современном русском языке. Определение типа спряжения глагола (орфографический аспект). Категории вида глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Разновидности семантики совершенного и несовершенного вида. Понятие видовой пары. Средства образования видовой пары. Одновидовые и двувидовые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Средства выражения переходности / непереходности. Возвратные и невозвратные глаголы. Категория залога русского глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Глаголы действительного и страдательного залога. Глаголы средневозвратного залога. Разновидности значения постфикса -ся. Категория наклонения глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Значение и образование форм повелительного наклонения. Переносное употребление форм повелительного наклонения. Значение и образование форм условного и изъявительного наклонения. Переносное употребление данных форм. Категории времени глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Образование временных форм глагола. Разновидности прямого и переносного значения видо-временных форм глагола. Категории лица глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Ограничения в образовании личных форм глагола. Безличные глаголы как лексико-грамматический разряд. Типы безличных глаголов. Причастие как особая форма глагола: глагольно-именной синкретизм причастия. Образование причастий. Деепричастие как особая глагольная форма: глагольно-наречный синкретизм деепричастия. Наречие как часть речи. Семантические разряды наречий. Специфика местоименных наречий. Адвербиализация в современном русском языке. Категория состояния как часть речи. Омонимия слов категории состояния и других знаменательных частей речи. Предлог, союз, частицы как служебные части речи. Междометия и модальные слова в системе частей речи. Семантические разновидности междометий и модальных слов.
  • Тема 1. Общетеоретические основы курса
    Современный русский литературный язык как предмет изучения. Специфика дисциплины СРЛЯ. Понятия «современный», «русский», «литературный». Норма и узус. Литературный язык и некодифицированные подсистемы национального языка. Система и структура современного русского литературного языка. Уровневая модель языка. Понятия «система» и «структура». Парадигматика и синтагматика языковых единиц.
  • Тема 2. Фонетика. Фонология
    Фонемно-фонетический уровень системы языка и как раздел науки о нем. Аспекты изучения звуков речи. Фонетическое членение речи. Понятие слога. Виды слогов. Теория слогоделения. Слогоделение и правила переноса. Фраза, речевой такт, фонетическое слово. Энклитика и проклитика. Принципы классификации гласных звуков. Принципы классификации согласных звуков. Фонетические чередования гласных звуков. Фонетические чередования согласных звуков Исторические чередования в области гласных и согласных, их отличия от фонетических чередований. Суперсегментные единицы. Русское словесное ударение. Тактовое, фразовое, логическое, эмоционально-экспрессивное ударение. Интонация. Фонология. Фонема и звук. Функции фонемы. Фонема и ее признаки. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие фонемы в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах. Фонологическая система русского языка: синтагматика и парадигматика фонем. Проблема состава и количества фонем в русском языке.
  • Синтаксис СРЯ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий проверочная работа (фонетика)
  • неблокирующий проверочная работа (морфемика и словообразование)
  • неблокирующий контрольная работа (морфология)
  • неблокирующий контрольная работа (синтаксис)
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий проверочная работа (лексикология)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * контрольная работа (морфология) + 0.2 * контрольная работа (синтаксис) + 0.1 * проверочная работа (лексикология) + 0.1 * проверочная работа (морфемика и словообразование) + 0.1 * проверочная работа (фонетика) + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Голубевой А.В., Максимова В.И. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 306с. - ISBN: 978-5-534-06066-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-431103