• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russian as a Foreign Language

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Literature and Intercultural Communication
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Русский язык как иностранный (РКИ или РкИ) — один из разделов лингводидактики (научно-практической области педагогической деятельности, занимающейся обучением людей естественным языкам), который занимается изучением русского языка с целью разработки методов, методик, технологий его описания для преподавания носителям других, а именно иностранных языков. В рамках курса студенты знакомятся с основными теоретическими положениями и практическими рекомендациями, разрабатываемыми в теории и практике обучения РКИ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью данной учебной дисциплины является формирование компетенций в области преподавания русского языка иностранцам. В задачи курса входит рассмотрение объекта и предмета дисциплины «Русский как иностранный», рассмотрение лингвистических и психологических основ обучения иноязычной речевой деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные учебно-методические комплексы по русскому языку для иностранцев, умеет выбрать пособие в соответствии с уровнем и потребностями иностранных учащихся.
  • Организует групповую деятельность по созданию и проведению урока РКИ, применяет полученные знания в практической деятельности при проведении урока РКИ (моделируемого или реального)
  • Оценивает языковой материал с точки зрения его потенциальной конфликтности, осознает культурные различия, умеет предотвращать ситуации, в которых возможны столкновения по этническим вопросам
  • Подготавливает конспект урока РКИ, проводит семинарские занятия в группах различного уровня подготовки, способен провести учебную экскурсию. Умеет производить оценку письменной и устной работы иностранца в соответствии с требованиями к уровням освоения языка
  • Умеет анализировать и применять на уроке учебные пособия по РКИ, работать с государственными программами и стандартами
  • Умеет отбирать в соответствии с целями урока задания, связанные со следующими видами речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение. Имеет навыки составления заданий
  • Умеет подготовить и адаптировать текст на русском языке к аудиторной работе. Имеет навык составления заданий на основе исходного текста
  • Умеет создавать контрольные задания по русскому языку, знаком с рейтерскими таблицами
  • Умеет составлять тестовые задания закрытого типа для А1, владеет навыком подготовки и проведения диктанта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие «Русский язык как иностранный». Содержание курса РКИ. Цели обучения. Принципы обучения РКИ.
  • Государственные стандарты в области РКИ. Сертификационные уровни в рамках РКИ.
  • Обучающая и контролирующая сторона учебного процесса. Проблема оценки. Методическая база контроля.
  • Программы обучения РКИ в зависимости от уровня. Общая характеристика учебных пособий.
  • Проблема формирования навыков и умений как основа обучения видам речевой деятельности. Рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности.
  • Культурологический и страноведческий материал в учебном процессе. Принципы его отбора и организации. Понятие лингвострановедческого комментария, его типы.
  • Урок в системе РКИ. Цели, задачи, методика подготовки. Составление примерных уроков по определенной теме. Роль преподавателя на уроке.
  • Текст как особый объект лингвострановедческого и культурологического анализа.
  • Общая характеристика типичных лексических и грамматических ошибок.
  • Подготовка материалов тестового и свободного контроля.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание. Анализ урока РКИ
  • неблокирующий Письменное домашнее задание. Конспект урока
  • неблокирующий Презентация фрагмента урока
  • неблокирующий Тест на знание методики преподавания РКИ
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзаменационное задание. Представление фрагмента урока по заданной теме (А1, Элементарный уровень)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Тест на знание методики преподавания РКИ + 0.2 * Письменное домашнее задание. Конспект урока + 0.2 * Письменное домашнее задание. Анализ урока РКИ + 0.2 * Презентация фрагмента урока
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абрамова М. В. - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-06779-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-pedagogika-praktikum-442107

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский язык как иностранный. Лингвострановедение и развитие речи : учеб. пособие / О.В. Чернышенко, Е.В. Огрызко, И.В. Нефёдов ; под общ. ред. Д.Н. Зарубиной. — Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2017. — 87 с. — https://doi.org/10.12737/textbook_58f89287ca7916.49085985. - ISBN 978-5-369-01687-9 (РИОР); ISBN 978-5-16-105716-2 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/894645
  • Современный русский язык : Лексикология, фонетика, морфология, учебное пособие, 3-е изд., 408 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Современный русский язык, учебник, под. ред. Л. Р. Дускаевой, 352 с., , 2014