We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russian as a Foreign Language

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Literature and Intercultural Communication
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Зотова Лада Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Русский язык как иностранный (РКИ или РкИ) — один из разделов лингводидактики (научно-практической области педагогической деятельности, занимающейся обучением людей естественным языкам), который занимается изучением русского языка с целью разработки методов, методик, технологий его описания для преподавания носителям других, а именно иностранных языков. В рамках курса студенты знакомятся с основными теоретическими положениями и практическими рекомендациями, разрабатываемыми в теории и практике обучения РКИ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью данной учебной дисциплины является формирование компетенций в области преподавания русского языка иностранцам. В задачи курса входит рассмотрение объекта и предмета дисциплины «Русский как иностранный», рассмотрение лингвистических и психологических основ обучения иноязычной речевой деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные учебно-методические комплексы по русскому языку для иностранцев, умеет выбрать пособие в соответствии с уровнем и потребностями иностранных учащихся.
  • Организует групповую деятельность по созданию и проведению урока РКИ, применяет полученные знания в практической деятельности при проведении урока РКИ (моделируемого или реального)
  • Оценивает языковой материал с точки зрения его потенциальной конфликтности, осознает культурные различия, умеет предотвращать ситуации, в которых возможны столкновения по этническим вопросам
  • Подготавливает конспект урока РКИ, проводит семинарские занятия в группах различного уровня подготовки, способен провести учебную экскурсию. Умеет производить оценку письменной и устной работы иностранца в соответствии с требованиями к уровням освоения языка
  • Умеет анализировать и применять на уроке учебные пособия по РКИ, работать с государственными программами и стандартами
  • Умеет отбирать в соответствии с целями урока задания, связанные со следующими видами речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение. Имеет навыки составления заданий
  • Умеет подготовить и адаптировать текст на русском языке к аудиторной работе. Имеет навык составления заданий на основе исходного текста
  • Умеет создавать контрольные задания по русскому языку, знаком с рейтерскими таблицами
  • Умеет составлять тестовые задания закрытого типа для А1, владеет навыком подготовки и проведения диктанта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие «Русский язык как иностранный». Содержание курса РКИ. Цели обучения. Принципы обучения РКИ.
  • Государственные стандарты в области РКИ. Сертификационные уровни в рамках РКИ.
  • Обучающая и контролирующая сторона учебного процесса. Проблема оценки. Методическая база контроля.
  • Программы обучения РКИ в зависимости от уровня. Общая характеристика учебных пособий.
  • Проблема формирования навыков и умений как основа обучения видам речевой деятельности. Рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности.
  • Культурологический и страноведческий материал в учебном процессе. Принципы его отбора и организации. Понятие лингвострановедческого комментария, его типы.
  • Урок в системе РКИ. Цели, задачи, методика подготовки. Составление примерных уроков по определенной теме. Роль преподавателя на уроке.
  • Текст как особый объект лингвострановедческого и культурологического анализа.
  • Общая характеристика типичных лексических и грамматических ошибок.
  • Подготовка материалов тестового и свободного контроля.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Разработка фрагмента учебного материала
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Разработка фрагмента учебного материала + 0.3 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абрамова, М. В.  Русский язык как иностранный. Педагогика. Практикум : учебное пособие для вузов / М. В. Абрамова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06779-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442107 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Земская Е.А. - Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 240с. - ISBN: 978-5-89349-635-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85965
  • Рогачева Е.Н. - Русский как иностранный. Вводно-грамматический курс: Базовый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 364с. - ISBN: 978-5-9765-3474-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102638
  • Рогачева Е.Н., Фролова О.А. - Русский как иностранный. Тесты и контрольные работы: Базовый уровень владения языком - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 167с. - ISBN: 978-5-9765-3471-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102639
  • Русский язык как иностранный : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Д. Афанасьева [и др.] ; под редакцией Н. Д. Афанасьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 350 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00357-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433171 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский язык как иностранный. Лингвострановедение и развитие речи : учеб. пособие / О.В. Чернышенко, Е.В. Огрызко, И.В. Нефёдов ; под общ. ред. Д.Н. Зарубиной. — Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2017. — 87 с. — https://doi.org/10.12737/textbook_58f89287ca7916.49085985. - ISBN 978-5-369-01687-9 (РИОР); ISBN 978-5-16-105716-2 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/894645
  • Современный русский язык : Лексикология, фонетика, морфология, учебное пособие, 3-е изд., 408 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Современный русский язык, учебник, под. ред. Л. Р. Дускаевой, 352 с., , 2014

Авторы

  • Грушко Ксения Александровна
  • Деменева Ксения Александровна
  • Гельфонд Мария Марковна