We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Digital Humanities

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Delivered at:
School of Literature and Intercultural Communication
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Золотухин Вениамин Тимофеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина является начальным курсом Digital Humanities. Освоение курса позволяет познакомиться с историей цифровой гуманитаристики, ее предметным полем и методологическими разновидностями. Особое внимание уделяется филологическому аспекту Digital Humanities, предполагающему использование современных методов в классической историко-литературной работе (поиск источников, анализ текстов, составление библиографии и т. д.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение многообразия цифровых методов и теоретическое осмысление их значимости для традиционных гуманитарных дисциплин.
  • Практическое знакомство с цифровыми инструментами работы ученого-гуманитария: текстовыми корпусами, электронными библиотеками, искусственными нейронными сетями, программным обеспечением для обработки естественного языка и др.
  • Освоение базовых понятий в области искусственного интеллекта и машинного обучения (промпт, глубинное обучение, бустинг, функция потерь, метод обратного распространения ошибки, дерево принятия решений и метод случайного леса, компьютерное зрение и детекция объектов, рекуррентные и сверточные нейронные сети и т. д.).
  • Повышение общей информационной грамотности слушателей курса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • – Знаком с историей Digital Humanities и методологическими разновидностями этой дисциплины.
  • – Знаком с цифровыми инструментами гуманитарного исследования и современными проектами в сфере цифровой гуманитаристики.
  • – Умеет выбирать и использовать программные средства, соответствующие имеющимся научным задачам.
  • – Умеет использовать понятийный аппарат Digital Humanities и основополагающие теоретические труды в этой области.
  • – Умеет самостоятельно работать с новейшей научной литературой по цифровой гуманитаристике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в Digital Humanities
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Модульная работа
  • неблокирующий Лабораторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Лабораторная работа + 0.3 * Модульная работа + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Berry, D. M., & Fagerjord, A. (2017). Digital Humanities : Knowledge and Critique in a Digital Age. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535814
  • Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705
  • Исторические информационные системы: теория и практика [Текст] : монография / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» - 978-5-7598-2426-8 - Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Поврозник Н. Г. - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382775 - 382775 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Crompton, C., Lane, R. J., & Siemens, R. G. (2016). Doing Digital Humanities : Practice, Training, Research. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360431
  • Griffin, G., & Hayler, M. (2016). Research Methods for Reading Digital Data in the Digital Humanities. Edinburgh University Press.
  • Hai-Jew, S. (2017). Data Analytics in Digital Humanities. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1514614
  • Longley Arthur, P., & Bode, K. (2015). Advancing Digital Humanities - Research Methods Theories. Australia, Australia/Oceania: Palgrave Macmillan Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E27A6773
  • Svensson, P., & University of Michigan. (2016). Big Digital Humanities : Imagining a Meeting Place for the Humanities and the Digital. Ann Arbor: U OF M DIGT CULT BOOKS. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1527076
  • Володин, А. (2014). Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки): В Поисках Самоопределения. Вестник Пермского Университета. Серия: История, (3 (26)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15671143

Авторы

  • Тимошинов Павел Викторович