We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Systems Thinking

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Information Systems and Technologies (Faculty of Informatics, Mathematics, and Computer Science (HSE Nizhny Novgorod))
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина относится к дисциплинам профиля подготовки магистра, изучаемым в режиме он-лайн. Изучается в 3 модуле 1-го курса. Овладение данной дисциплиной необходимо для успешного освоения параллельно изучаемого курса «Системный анализ и проектирование». Основные положения данной дисциплины могут использоваться при подготовке курсовой и выпускной квалификационной работы, а также в практической и исследовательской деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными понятиями системной инженерии
  • Развитие навыков системного подхода к анализу сложных проектов
  • Овладение основными приемами системного менеджмента
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявлять внешние и внутренние роли в конкретной системе
  • Анализировать иерархию систем и выявлять целевую систему, ее подсистемы, использующую и обеспечивающую системы
  • Разрабатывать различные описания конкретной системы
  • Выявлять и формулировать потребности, требования и ограничения, касающиеся конкретной системы
  • Определять вид жизненного цикла конкретной системы
  • Определять содержание основных альф конкретного проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Внешние и внутренние роли в системах
    Процессы как 4D объекты. Физические и функциональные объекты. Роли. Стейкхолдеры и их интересы.
  • Иерархия систем
    Система. Холон и холархия. Эмерджентность. Целевая система. Подсистема, использующая система, система в операционном окружении. Обеспечивающая система
  • Множественность описаний системы
    Определение, описание и воплощение системы. Компоненты, модули, размещения. Метамодель, мультимодель, мегамодель.
  • Требования к системе
    Потребности, требования, ограничения. Проверка и приемка.
  • Жизненный цикл системы
    Жизненный цикл. Виды жизненного цикла: каскадный, спиральный, agile. Управление жизненным циклом.
  • Системная схема проекта
    Основные альфы проекта. Подальфы. Альфы клиентской, инженерной и организационной области интересов. Отслеживание состояний альф. Альфы и жизненный цикл системы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • СТЕРМАН ДЖОН ДАВИД. (2014). Системное Мышление И Управление Бизнесом В Сложном Мире. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.52028BA3

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пурдехнад, Д. (2012). Что Такое «Системное Мышление»? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6983D8FB