We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

System Analysis and Design: Archetypes of Systems

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Information Systems and Technologies (Faculty of Informatics, Mathematics, and Computer Science (HSE Nizhny Novgorod))
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с понятием архетипа системы, взаимосвязью этого понятия с диаграммами причинно-следственных связей и циклами обратной связи. В курсе изучается подробно восемь видов архетипов систем, анализируются сложные эффекты взаимодействия циклов обратной связи и демонстрируются основные шаги анализа этих архетипов по Киму и Сенге. В ходе изучения дисциплины студенты приобретают компетенции по выделению архетипов в моделях реальных систем на основании текстовых описаний, методам использования архетипов в ходе прогнозирования, оптимизации и проектирования сложных организационно-технических систем. В ходе серии мини-проектов студенты получают устойчивый навык проектирования и практической реализации имитационных моделей, включающих изученные архетипы систем на основе системной динамики в программной среде AnyLogic. Курс предназначен для магистров Бизнес-информатики первого года обучения, для изучения курса необходимо успешное освоение курса «Системный анализ и проектирование». Желательно знакомство с программной средой AnyLogic. Достижение цели учебной дисциплины обеспечивает выпускнику получение высшего профессионально профилированного (на уровне магистра) образования и обладание перечисленными ниже общими и предметно-специализированными компетенциями. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в таких сферах, как разработка и анализ управленческих решений, проектирование архитектуры предприятия, стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием, организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием, аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Закрепление полученных общих компетенций по анализу и проектированию сложных технических и гибридных систем в контексте моделирования и анализа системных эффектов на основе причинно-следственных связей, методов системной динамики и повторно-используемых архетипов систем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аргументировать выбор определенного вида модели для решения конкретной проблемной ситуации.
  • Выделять общее и различия в существующих научных определениях понятия система.
  • Выполнять выявление и анализ архетипов систем в моделях Системной динамики, реализованных средствами AnyLogic.
  • Выполнять трансляцию модели причинных связей с архетипами систем в модель Системной динамики.
  • Выявлять различные возможные исходы проблемных ситуаций.
  • Давать характеристику основных восьми архетипов систем
  • Иллюстрировать ограничения и недостатки моделей причинных связей в контексте решения проблемных ситуаций в организации.
  • Интегрировать теорию в практику при решении вопросов анализа структуры и деятельности организации с использованием средств имитационного моделирования
  • Интерпретировать результаты работы моделей Системной динамики в терминах проблемной ситуации.
  • Объяснять задачу моделирования в терминах морфизмов различных систем на конкретных примерах.
  • Формулировать стратегию управленческих интервенций в терминах диаграмм причинно-следственных связей
  • Демонстрировать навыки выявления, построения и анализа архетипа Drifting Goals
  • Демонстрировать умение выявлять, строить и анализировать модель архетипа Limits to Success
  • Демонстрировать умение выявлять, строить и анализировать модель архетипа Growth and Underinvestment
  • Демонстрировать умение выявлять, строить и анализировать модель архетипа Fixes that fail
  • Демонстрировать умение выявлять, строить и анализировать модель архетипа Success To Succesfull
  • Демонстрировать умение выявлять, строить и анализировать модель архетипа Escalation
  • Демонстрировать умение выявлять, строить и анализировать модель архетипа Tradegy of Commons
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет
  • Методика использования архетипов
  • Методы выявления, построения и анализа архетипа Drifting Goals
  • Методы выявления, построения и анализа архетипа Limits to Success
  • Методы выявления, построения и анализа архетипа Growth and Underinvestment
  • Методы выявления, построения и анализа архетипа Fixes that Fail
  • Методы выявления, построения и анализа архетипа Success to the Successful
  • Методы выявления, построения и анализа архетипа Escalation
  • Методы выявления, построения и анализа архетипа Tragedy of the Commons
  • Принципы планирования и реализации стратегии реинжиниринга на основе анализа архетипов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Test
  • неблокирующий Homework
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.8 * Homework + 0.2 * Test
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боев, В. Д.  Моделирование в среде AnyLogic : учебное пособие для вузов / В. Д. Боев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 298 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02560-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453068 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Введение в системный анализ, , 2017
  • Заграновская, А. В.  Системный анализ : учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13893-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467205 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5, Карпов Ю.Г., 2009
  • Клименко, И. С. Системный анализ в управлении : учебное пособие для вузов / И. С. Клименко. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 272 с. — ISBN 978-5-8114-6942-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153690 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Клименко, И. С., Теория систем и системный анализ : учебное пособие / И. С. Клименко. — Москва : КноРус, 2021. — 262 с. — ISBN 978-5-406-07954-6. — URL: https://book.ru/book/938836 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Теория систем и системный анализ : учебник / С. И. Маторин, А. Г. Жихарев, О. А. Зимовец [и др.] ; под ред. С. И. Маторина. — Москва : КноРус, 2021. — 455 с. — ISBN 978-5-406-07767-2. — URL: https://book.ru/book/939166 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системный анализ, оптимизация и принятие решений : учеб. пособие для вузов, Козлов, В. Н., 2010
  • Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента, пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук, 5-е изд., 364 с., Минцберг, Г., Альстранд, Б., Лампель, Ж., 2019

Авторы

  • Бабкина Татьяна Сергеевна