• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка и размещение учебных материалов в SmartLMS

Структура курса

Базовая структура онлайн-курса включает в себя:

  1. Предзаписанные видео: длительность каждого ролика 5-12 мин, продолжительность видео на одну тему — 30-80 минут.
  2. Лонгриды: текстовый материал для самостоятельного изучения студентами. В текст можно добавлять интерактивные элементы взаимодействия — тестовые вопросы, кейсы, короткие аудио- и видеовставки.
  3. Контрольные задания: тесты с автоматической проверкой, задания на взаимное оценивание, задания с самопроверкой студентов, задание, проверяемое преподавателем.
  4. Дополнительные материалы: полезные статьи или видео по теме урока, источники из библиотеки НИУ ВШЭ, выдержки из книг, инфографика, чек-листы, памятки, инструкции и тд.
  5. Форумы и чаты для поддержки обучения
  6. Итоговое оценивание по курсу

Дирекция по онлайн-обучению

Чем отличается лонгрид от статьи

Лонгрид — формат текстового контента в виде длинных статей.

Лонгрид похож на статью тем, что он раскрывает выбранную тему. Количество текста не так важно по сравнению с целью лонгрида — донести до читателя определенную информацию и легко ее усвоить.

Лонгрид отличается от других текстовых форматов:

  1. Текст в лонгриде «разбавлен» мультимедийными элементами: иллюстрациями, видео, графиками, тестами и другими. За счет сочетания форматов лонгрид удерживает интерес читателей.
  2. Лондрид — часть онлайн-курса. Он связан с остальными учебными материалами, должен привести к образовательному результату и не потерять студента по дороге. Лонгрид поддерживание внимание и вовлекает в изучение курса.
  3. Лонгрид состоит из нескольких законченных смысловых блоков, текст тщательно структурирован. Если информацию можно упорядочить в список или схему — лучше это сделать для удобства восприятия.
  4. Лонгрид комфортно и легко читать. Лонгрид желательно писать в информационном стиле — кратко, ёмко и доступно. Содержание нового термина рекомендуется раскрывать при первом употреблении.

Требования по оформлению текста

  • рекомендуется использовать фирменные шрифты ВШЭ — HSE Sans и HSE Slab. В HSE Sans предпочтительно тонкое (Thin) и сверхжирное начертание (Black), HSE Slab — сверхжирное начертание (Black);
  • ссылки на иллюстрации и другие заимствованные материалы указываются серым цветом размером шрифта 11 пт.;
  • буллиты должны быть одинаковые во всем курсе;
  • не рекомендуется использовать более 3 цветов шрифта на курс;
  • также не рекомендуется использовать контрастные цвета шрифта внутри одного абзаца или таблицы;
  • для русскоязычных текстов используйте кавычки «елочки». Если внутри закавыченного текста содержится другой закавыченный текст, то он оформляется кавычками типа “лапки”;
  • для обозначения тире используйте знак «длинное тире» (—). Длинное тире отбивается пробелами с двух сторон. Для разделения числовых интервалов используется среднее тире (–), которое не отбивается пробелами.

Рекомендации по проектированию системы оценивания

Система оценивания в онлайн-курсе повторяет систему оценивания в оффлайн дисциплине:

  1. Контрольно-измерительные материалы должны соответствовать заявленным образовательным результатам. 
  2. В онлайн-курс включены элементы контроля, с помощью которых оценивается достижение результатов обучения. В каждую неделю курса желательно включить формурующее и итоговое оценивание. 
  3. Для элемента контроля должны быть определены критерии оценивания, шкалы и процедуры оценивания. Для студентов необходимо выложить подробную инструкцию к каждому заданию. 
  4. Студентам должна быть представлена формула расчета промежуточной оценки по онлайн-курсу. Необходимо указать, если какой-то из элементов контроля является блокирующим.

Онлайн формат предоставляет нам больше возможностей для оценивания, которые мы рекомендуем использовать:

  • сочетание вариантов организации контроля: тесты с автоматической проверкой, задания на взаимное оценивание, задания с самопроверкой студентов, задания, проверяемые преподавателем;
  • использование статистики, автоматически собираемой LMS для оценивания: итоговая оценка по курсу может включать в себя баллы за относительные достижения среди остальных обучающихся. Например, вхождение в 10% лучших обучающихся по курсу или по отдельному заданию, баллы за активность на форумах, баллы за регулярность посещения LMS и т.п.

Формирующее и итоговое оценивание

Формирующее оценивание необходимо, чтобы оценивать прогресс студентов в течение самого процесса обучения. Важный компонент формирующего оценивания — обратная связь. Преподаватель получает обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал и внести правки в дальнейшее обучение. Студентам необходима обратная связь от преподавателя чтобы оценить себя и свои достижения, рефлексировать и планировать свою нагрузку по курсу

Требования по формирующему оцениванию:

  • проводится в течение каждой учебной недели и НЕ влияет на итоговый балл по курсу; допустимая общая нагрузка по оцениванию в рамках каждой недели — до 60 минут;
  • необходимо добавить обратную связь к любой ответной опции и/или заданию в целом с указанием правильного ответа даже в неверных вариантах; в тестах желательно не ограничивать количество попыток прохождения теста;
  • содержание оценивания должно помочь студенту определить свои сильные и слабые стороны и подготовиться к итоговому оцениванию.

Итоговое оценивание проводится в конце учебного периода. Его цель — оценить как студенты усвоили материал. Итоговое оценивание сравнивает успеваемость студентов с набором критериев.

Требования по итоговому оцениванию:

  • рекомендуемая средняя нагрузка для выполнения итогового оценивания: в конце недели (модуля) — до 2 часов, по окончании курса — до 10 часов учебного времени;
  • если итоговое оценивание проходит в форме тестирования, рекомендуется составлять итоговый тест в трех вариантах с 30-45 заданиями в каждом варианте. Длительность выполнения теста не должна превышать 120 минут.

Рекомендации по проектированию тестов

  • когда тест используется для формирующего оценивания в конце темы, количество тестовых заданий рекомендуется ограничить 15 вопросами с временем прохождения до 30 минут;
  • когда тест используется для суммирующего оценивания, количество тестовых заданий рекомендуется ограничить 30 вопросами с временем прохождения до 1 часа;
  • рекомендуется создавать от 2 до 3 вариантов итогового теста для возможности пересдач;
  • желательно установить промежуток времени между попытками прохождения теста. Например, вторая попытка сдачи теста по итогам темы не ранее чем через 24 часа. Вторая попытка сдачи итогового теста не ранее чем через 3 дня. Такие промежутки важны для повышения валидности оценки результатов обучения, в том числе для снижения риска запоминания заданий студентами.

Рекомендации по загрузке курса на LMS

  • в начале онлайн-курса студентов необходимо познакомить с «правилами игры» на курсе, рассказать, что ждет студетов в течение прохождения курса. Желательно опубликовать следующие элементы описания курса: структура курса, предполагаемые результаты обучения, применяемые формы контроля и формулы оценивания. Также важно загрузить на страницу курса ПУД и план-график прохождения курса. Если дисциплина реализуется в смешанном формате, то в графике прохождения курса необходимо указать формат элемента курса: онлайн или оффлайн;
  • при планировании содержания следует четко разделять обязательные и дополнительные элементы онлайн-курса, поскольку это способствует сокращению нагрузки на слушателя при сохранении планируемых результатов обучения;
  • видеофайлы желательно размещать на SmartLMS через ссылки на облачные хранилища или хостинги. Корпоративный тариф на Яндекс.Диске позволяет хранить данные объемом до 1 ТБ;
  • рекомендуется добавлять короткие тексты-связки перед элементом курса, в начале и в конце модуля. Задача текстов-связок — мягко и бесшовно провести студента по всем элементам курса. Они должны соединять контент, подбадривать читателя, приглашать проходить курс дальше. Как будто вести студента за руку через весь курс.

Для написания текстов-связок можно использовать следующие приемы:

Проблематизация: риторические вопросы, метафоры, создание интриги, микро-задание. Например, «было ли с вами такое, что ваше сообщение в мессенджере понимали неправильно? Вы хотели донести до собеседника одно, но собеседник понимал вас совершенно по-другому? В следующем видео мы расскажем, как не допустить подобной ситуации в рабочих чатах».

Возможная польза от прочтения или просмотра: текст отвечает на вопросы зачем мне смотреть это видео, зачем мне читать этот лонгрид. Например, «для того, чтобы совершенствовать свои навыки и менять свою жизнь, важно больше узнать о себе. Когда вы пройдете этот модуль, вы сможете выгодно презентовать себя в любой ситуации, с опорой на ваши достижения и сильные стороны».

Отсылка к другими элементам курса: текст помогает связать все элементы курса в единое целое. Например, «если у вас возникнут вопросы по материалу урока, после его прохождения будет возможность задать вопросы в ленте комментариев», «в следующем разделе вы найдете чек-лист для проверки вашей готовности к презентации», «это был последний урок в первом модуле нашего курса. Вы научились видеть ошибки в структуре и оформлении деловой переписки и соблюдать цифровой этикет. Не забудьте себя похвалить и вознаградить за первый пройденный модуль! Будем ждать вас в следующем модуле "Самопрезентация"!»

Пояснение к тесту или практическому заданию: текст мотивирует выполнить практическое задание или тест и при этом описывает условия выполнения. Например, «вы готовы к тесту по ИКТ в социологических исследованиях? Приступайте к тесту с уверенностью: каждый вопрос представляет собой возможность укрепить вашу экспертизу в технических аспектах исследовательской работы. Вам будут доступны три попытки выполнения теста».

Идеи для разработки учебных материалов можно подчерпнуть среди лучших методик обучения для онлайн-курсов от СберУниверситета.

Подробнее о системе SmartLMS вы можете узнать на курсе «Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ: базовый курс».

Назад к странице «Онлайн-обучение в НИУ ВШЭ — Нижний Новгород»


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.