Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
Цель освоения дисциплины
Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности
Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни
Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре
Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии
Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей
Планируемые результаты обучения
Знает правила поведения и технику безопасности на занятиях физической культуры
Демонстрирует технику выполнения силовых упражнений с отягощениями и упражнений с собственным весом тела; технику безопасного выполнения упражнений на силовых тренажерах
Демонстрирует технику базовых шагов аэробики под музыкальное сопровождение (в том числе с использованием степ–платформы)
Демонстрирует безопасную технику выполнения упражнений с собственным весом тела и упражнений с силовым оборудованием
Демонстрирует комплекс упражнений, состоящий из суставной гимнастики и упражнений на растягивание основных мышечных групп
Демонстрирует комплекс упражнений пилатеса с использованием всех принципов пилатеса
Знает правила игры в волейбол
Демонстрирует в парах передачу мяча двумя руками сверху и снизу
Демонстрирует прямую нижнюю подачу через сетку с 3-мя попаданиями в любую зону игровой площадки
Демонстрирует прямой нападающий удар через сетку в прыжке с разбега
Демонстрирует прием мяча в зоне защиты с переводом в зону атаки
Демонстрирует игровые действия во время игры в волейбол
Знает правила игры в баскетбол
Демонстрирует ведение мяча правой и левой рукой в движении, на месте
Демонстрирует бросок мяча одной рукой в кольцо с линии штрафного броска
Демонстрирует бросок мяча двумя руками в кольцо с 6 м линии (с попаданием в кольцо)
Демонстрирует игровые действия во время игры в баскетбол
Знает цели, задачи и средства профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов
Умеет использовать средства физической культуры и спорта для восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; для достижения психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности.
Знает особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки
Знает влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры в профессиональной деятельности.
Умеет организовывать занятия производственной физической культуры в рабочее и свободное время; составлять программы занятий производственной гимнастики.
Содержание учебной дисциплины
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
Дается определение основным понятиям: профессионально-прикладная физическая подготовка; формы (виды), условия и характер труда; прикладные знания, физические, психические и специальные качества, прикладные умения и навыки; прикладные виды спорта.
Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки
Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра; прикладные виды спорта и их элементы.
Физическая культура в профессиональной деятельности
Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры студентов.
Дается определение основным понятиям: производственная физическая культура, физическая культура в рабочее и свободное время, профессиональное утомление, заболевания и травматизм.
Тренажерный зал:
Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе в Тренажерном зале. Инструктаж в тренажерном зале. Совершенствование техники выполнения упражнений на тренажерах. Совершенствование техники выполнения упражнений на различные группы мышц (с отягощениями и с собственным весом). Общефизическая подготовка (ОФП)
Групповые программы:
Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях групповых программ. Совершенствование техники основных базовых шагов аэробики. Соединение базовых шагов в комплекс под музыкальное сопровождение. Аэробика с использованием степ – платформы. Совершенствование техники упражнений с собственным весом тела, техники выполнения силовых упражнений с последующим увеличением силовой нагрузки и проработкой основных мышечных групп. Совершенствование техники упражнений с силовым оборудованием. Упражнения на растягивание основных мышечных групп. Суставная гимнастика. Система упражнений Пилатеса.
Общефизическая подготовка (ОФП).
Волейбол:
Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях волейбола. Правила игры. Совершенствование техники передач двумя руками сверху, снизу; прямой нижней подачи; прямого нападающего удара; техники игры в защите. Тактика игры в волейбол. Игра в волейбол.
Общефизическая подготовка (ОФП)
Баскетбол:
Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях баскетбола. Правила игры. Совершенствование техники владения мячом, техники игры в защите. Тактика игры в баскетбол. Игра в баскетбол. Общефизическая подготовка (ОФП).
Элементы контроля
Аудиторная работа
Реферат
Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (3 модуль)
По физической культуре на зачете ставится оценка «зачтено/не зачтено». Студенты, имеющие основную и подготовительную группу здоровья получают оценку «зачтено», если за 1, 2 и 3 модуль посетили 27% и более всех практических занятий. Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц. Преподаватели кафедры физического воспитания могут вместо обязательных посещений спортивных секций НИУ ВШЭ – Нижний Новгород засчитать практические занятия студента в фитнес клубе/секции/студии Нижнего Новгорода (или Нижегородской области - место проживания студента), при условии предоставления документов, подтверждающих его двигательную активность за отчетный период (договор/справка/абонемент из бассейна на имя студента с реквизитами организации, печатью, подписями). В этом случае, оценку «зачтено» получают, если по представленным документам студент занимался двигательной активностью более 50% отчетного периода. Подтверждающие документы студенты сдают в учебную часть.
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. — 2-е изд., пере раб. - Москва : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2014. - 336 с. - ISBN 978-5-98281-157-8 (Альфа-М) ; ISBN 978-2-16-003545-1 (ИНФРА-М). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/432358
Бурухин С. Ф. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ГИМНАСТИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-06290-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-gimnastika-437594
Германов Г. Н. - ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. РАЗДЕЛЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 224с. - ISBN: 978-5-534-04492-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dvigatelnye-sposobnosti-i-fizicheskie-kachestva-razdely-teorii-fizicheskoy-kultury-438651
Гимнастика. Методика преподавания : учебник / В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль, Т.А. Морозевич-Шилюк [и др.] ; под общ. ред. В.М. Миронова. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2018. — 335 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925772
Михайлов Н. Г., Михайлова Э. И., Деревлёва Е. Б. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. АЭРОБИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 138с. - ISBN: 978-5-534-07225-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-aerobika-438432
Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики: Учебное пособие / Сидорова Е.Н., Николаева О.О. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 148 с.: ISBN 978-5-7638-3400-0
Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: Учебник / Резник С.Д., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 366 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010134-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/472506
Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. —431 с. - ISBN 978-5-238-01157-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028835
Ямалетдинова Г. А. ; под науч. ред. Еркомайшвили И.В. - ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 244с. - ISBN: 978-5-534-05600-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogika-fizicheskoy-kultury-i-sporta-441686
Преподаватели
Бурматников Алексей Сергеевич
Гришакова Марина Николаевна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература