Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
Цель освоения дисциплины
Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности
Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни
Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре
Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии
Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей
Планируемые результаты обучения
Знает правила поведения и технику безопасности на занятиях физической культуры
Демонстрирует технику выполнения силовых упражнений с отягощениями и упражнений с собственным весом тела; технику безопасного выполнения упражнений на силовых тренажерах
Демонстрирует технику базовых шагов аэробики под музыкальное сопровождение (в том числе с использованием степ–платформы)
Демонстрирует безопасную технику выполнения упражнений с собственным весом тела и упражнений с силовым оборудованием
Демонстрирует комплекс упражнений, состоящий из суставной гимнастики и упражнений на растягивание основных мышечных групп
Демонстрирует комплекс упражнений пилатеса с использованием всех принципов пилатеса
Знает правила игры в волейбол
Демонстрирует в парах передачу мяча двумя руками сверху и снизу
Демонстрирует прямую нижнюю подачу через сетку с 3-мя попаданиями в любую зону игровой площадки
Демонстрирует прямой нападающий удар через сетку в прыжке с разбега
Демонстрирует прием мяча в зоне защиты с переводом в зону атаки
Демонстрирует игровые действия во время игры в волейбол
Знает правила игры в баскетбол
Демонстрирует ведение мяча правой и левой рукой в движении, на месте
Демонстрирует бросок мяча одной рукой в кольцо с линии штрафного броска
Демонстрирует бросок мяча двумя руками в кольцо с 6 м линии (с попаданием в кольцо)
Демонстрирует игровые действия во время игры в баскетбол
Знает цели и задачи массового спорта и спорта высших достижений; спортивную классификацию.
Умеет корректировать физическое развитие, двигательную и функциональную подготовленность средствами физической культуры, спорта и систем физических упражнений
Знает особенности занятий избранного вида спорта, правила спортивных соревнований
Умеет планировать спортивную подготовку к соревнованиям
Содержание учебной дисциплины
Спорт
Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Универсиады и Олимпийские игры. Студенческий спорт. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.
Дается определение основным понятиям: массовый спорт, спорт высших достижений, системы физических упражнений.
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.
Дается определение основным понятиям: перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки, структура подготовленности занимающегося.
Тренажерный зал:
Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе в Тренажерном зале. Инструктаж в тренажерном зале. Совершенствование техники выполнения упражнений на тренажерах. Совершенствование техники выполнения упражнений на различные группы мышц (с отягощениями и с собственным весом). Общефизическая подготовка (ОФП)
Групповые программы:
Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях групповых программ. Совершенствование техники основных базовых шагов аэробики. Соединение базовых шагов в комплекс под музыкальное сопровождение. Аэробика с использованием степ – платформы. Совершенствование техники упражнений с собственным весом тела, техники выполнения силовых упражнений с последующим увеличением силовой нагрузки и проработкой основных мышечных групп. Совершенствование техники упражнений с силовым оборудованием. Упражнения на растягивание основных мышечных групп. Суставная гимнастика. Система упражнений Пилатеса.
Общефизическая подготовка (ОФП).
Волейбол:
Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях волейбола. Правила игры. Совершенствование техники передач двумя руками сверху, снизу; прямой нижней подачи; прямого нападающего удара; техники игры в защите. Тактика игры в волейбол. Игра в волейбол.
Общефизическая подготовка (ОФП)
Баскетбол:
Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях баскетбола. Правила игры. Совершенствование техники владения мячом, техники игры в защите. Тактика игры в баскетбол. Игра в баскетбол. Общефизическая подготовка (ОФП).
Элементы контроля
Аудиторная работа
Реферат
Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (4 модуль)
По физической культуре на зачете ставится оценка «зачтено/не зачтено». Студенты, имеющие основную и подготовительную группу здоровья получают оценку «зачтено», если в период с 01.09.2020 по 15.11.2020 и с 05.04.2021 по 20.06.2021 посетили 10 и более практических занятий. Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц. Преподаватели кафедры физического воспитания могут вместо обязательных посещений спортивных секций НИУ ВШЭ – Нижний Новгород засчитать практические занятия студента в фитнес клубе/секции/студии Нижнего Новгорода (или место проживания студента), при условии предоставления документов, подтверждающих его двигательную активность за отчетный период (договор/справка/абонемент из бассейна на имя студента с реквизитами организации, печатью, подписями). В этом случае, оценку «зачтено» получают, если по представленным документам студент занимался двигательной активностью более 50% отчетного периода. Это составляет более 10 недель или 2,5 месяца. Подтверждающие документы студенты сдают в учебную часть. Иностранные студенты, которые не имеют возможности въехать на территорию РФ в связи с карантинными мероприятиями, к зачету либо предоставляют документы о занятиях двигательной активностью по месту своего нахождения, либо пишут реферат.
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. — 2-е изд., пере раб. - Москва : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2014. - 336 с. - ISBN 978-5-98281-157-8 (Альфа-М) ; ISBN 978-2-16-003545-1 (ИНФРА-М). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/432358
Бурухин С. Ф. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ГИМНАСТИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-06290-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-gimnastika-437594
Германов Г. Н. - ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. РАЗДЕЛЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 224с. - ISBN: 978-5-534-04492-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dvigatelnye-sposobnosti-i-fizicheskie-kachestva-razdely-teorii-fizicheskoy-kultury-438651
Гимнастика. Методика преподавания : учебник / В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль, Т.А. Морозевич-Шилюк [и др.] ; под общ. ред. В.М. Миронова. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2018. — 335 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925772
Михайлов Н. Г., Михайлова Э. И., Деревлёва Е. Б. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. АЭРОБИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 138с. - ISBN: 978-5-534-07225-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-aerobika-438432
Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики: Учебное пособие / Сидорова Е.Н., Николаева О.О. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 148 с.: ISBN 978-5-7638-3400-0
Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: Учебник / Резник С.Д., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 366 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010134-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/472506
Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. —431 с. - ISBN 978-5-238-01157-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028835
Ямалетдинова Г. А. ; под науч. ред. Еркомайшвили И.В. - ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 244с. - ISBN: 978-5-534-05600-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogika-fizicheskoy-kultury-i-sporta-441686
Преподаватели
Бурматников Алексей Сергеевич
Гришакова Марина Николаевна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература