Истории о Вышке

История создания нижегородского кампуса НИУ ВШЭ

Якшин Геннадий Александрович

первый директор нижегородского кампуса НИУ ВШЭ

Рождение Нижегородского кампуса – результат взаимодействия Высшей школы экономики, Губернатора Нижегородской области Б.Е.Немцова и его аппарата, возглавляемого заместителем губернатора профессором В.Д. Козловым, а также Нижегородского учебного центра.

Нижегородский учебный центр был учрежден в 1991 году как негосударственное образовательное  учреждение с целью подготовки кадров для проведения конверсии Нижегородского машиностроительного завода. Учредителями выступили Нижегородский машиностроительный завод, Нижегородский государственный технический университет, Нижегородская ассоциация предприятий и организаций, а также, кроме меня, А.А. Кудинов, Л.Л.Теодорович, В.А. Плотников. Директором Нижегородского учебного центра был назначен я, а в качестве преподавателей приглашены зав. кафедрой психологии ННГУ А.Я.Левин, руководитель московской консалтинговой фирмы «Уником» Кудинов А.А., доцент ННГУ Макарова Л.Г., профессор НГТУ Панов А.И. и др.

Главным заказчиком программ повышения квалификации выступал Нижегородский машиностроительный завод – уникальное предприятие военно-промышленного комплекса, которое в годы Великой отечественной войны организовало массовое поточное производство дивизионных, танковых и противотанковых пушек по принципам конструкторско-технологической подготовки производства и системе менеджмента, действующих на предприятиях Г.Форда. Нижегородский машиностроительный завод творчески освоил опыт массового поточного производства Горьковского автозавода и перенес его на производство орудий. В годы войны заводом было выпущено 100 тысяч пушек - это объем выпуска фашистской Германии с союзниками. В последний год войны выпуск орудий в 18 раз превысил годовой довоенное производство.

С 1993 году в связи с финансовыми сложностями Нижегородский машиностроительный завод свернул программы переподготовки. Центру пришлось искать заказы на предприятиях автопрома, финансовое положение которых было более стабильно. Автомобильные заводы убедили Правительство страны в необходимости сохранения высоких пошлин на поставки импортных автомобилей, что позволило российскому автопрому  стабильно работать. Из-за острого дефицита у них брали машины низкого качества, с недоделками.

В феврале 1993 года, будучи слушателем Экономической академии Министерства экономики РФ, я познакомился и подружился с ведущим специалистом фондового рынка профессором Н.И. Берзоном. Результатом этой дружбы стала разработка программы по изучению фондового рынка в Нижегородском учебном центре. При обучении использовался банк тестов Министерства финансов РФ, что обеспечило высокий результат. Позднее доцентом Макаровой Л.Г. и Макаровым А.С. была разработана аналогичная программа по изучению финансов. Очевидно, такой творческий подход понравился Н.И. Берзону, и он предложил Нижегородскому учебному центру быть филиалом Экономической академии, взяв на себя разговор с ее ректором В.К. Сенчаговым. Это позволило Нижегородскому учебному центру с 1993 года работать по двухгодичным программам для второго высшего образования по лицензии Экономической академии. Программу переподготовки Нижегородский учебный центр реализовывал на Заволжском моторном заводе, Павловском автобусном заводе. Работа с руководящими кадрами позволила Центру накопить положительный опыт и получить признание.

В ноябре 1994 года Нижегородский учебный центр посетил Я.И.Кузьминов, который изучал состояние экономического образования в регионе. Он знакомился с учебным планом профессиональной переподготовки, составом ППС, учебно-материальной базой. Среди замечаний Я.И.Кузьминов указал на отсутствие в учебных планах экономической теории. Ярослав Иванович для усиления преподавательского состава настоятельно советовал приглашать профессоров с либеральными взглядами. Тогда же обсуждался вопрос о создании в Нижнем Новгороде филиала ВШЭ.

В феврале 1995 года Я.И. Кузьминов вновь приехал в Нижний Новгород с целью создания филиала на базе Учебного центра АО «ГАЗ». Ранее этот вариант прорабатывался доцентом ВШЭ В.А.Потаповым совместно с Управлением собственности АО «ГАЗ» (начальник А.С. Троицкий). Он был одобрен генеральным директором Н.А. Пугиным. У Ярослава Ивановича состоялась встреча с Пугиным Н.А., удалось даже подписать  тройственное соглашение о создании филиала (Б.Е.Немцов, Я.И.Кузьминов, Н.А. Пугин), но филиал так и не родился. Зато АО «ГАЗ» и НГТУ создали на базе автозаводского факультета Автозаводскую высшую школу управления и технологий  НГТУ. Наш проект был отклонен кадровой службой АО «ГАЗ», которая договорилась с НГТУ и под аккомпанемент разговоров о фирменном обучении сумела переубедить гендиректора в превосходстве нижегородского качества над московским.

Наблюдения за действиями по открытию филиала губернатора Б.Е.Немцова и ректора Я.И. Кузьминова подтвердили их заинтересованность в успехе проекта. Понятно, что глава региона и ректор ВШЭ – это самый мощный ресурс в решении проблем создания филиала. Борис Ефимович озадачил своих чиновников поиском приемлемых для образовательного процесса зданий, а Ярослав Иванович искал авторитетного руководителя новой ветви деятельности ВШЭ. Ведь речь шла о создании на принципиально иной основе филиала, возможно, других филиалов и филиального сектора обучения ВШЭ, которой в то время самой было три года. Филиалов в стране в то время было под тысячу, качество обучения в них низкое, отождествляемое подчас с торговлей дипломами, что серьезно тревожило Правительство РФ. Я.И. Кузьминов принял решение поручить этот проект профессору Л.Л.Любимову, который в это время пришел в ВШЭ.

Лев Львович родился в г. Рязани, где жил работал его дед -  знаменитый земский врач. Однако его малой родиной следует считать г. Нижний Новгород, где он прожил первые 15 лет своей жизни. По аналогии с подвижнической, творческой работой отца Л.В.Любимова по созданию Горьковского театра оперы и балета, одного из популярнейших в стране в середине прошлого века, приступил к выполнению поручения ректора Лев Львович. Перед Л.Л.Любимовым стояли комплексные задачи, связанные с подготовкой и переподготовкой ППС экономического профиля, приобретением, реконструкцией и оснащением учебно-материальной базы, разработкой системы стимулирования ППС, а также переподготовкой и повышением квалификации учителей. Типовых решений поставленных задач не было. К примеру, финансировать реконструкцию переданных нам трех корпусов ректор в то время не имел право. В последнем десятилетии XX века в стране царил бартер. В этих условиях Л.Л. Любимов сделал ставку на Попечительский совет. Каждый свой приезд он встречался с членами Попечительского совета, искал решения проблем и находил их. Я.И. Кузьминов назвал его «отцом» Нижегородского филиала. Хорошие доходы приносили программы дополнительного образования (руководитель Т.Ф. Вагина), в которых с успехом работали преподаватели, прошедшие переподготовку по проекту «Темпус»...


Приказом ректора от 05.07.1996 г. №164а я и С.В.Теплов, декан социально-экономического факультета НГТУ, были назначены заместителями директора филиала (должность директора осталась вакантной). С.В.Теплов был штатным совместителем, исполнение обязанностей директора было возложено на меня. Может вызвать недоумение такое решение вопроса с директором, но таково было условие ректора НГТУ. Он видел мою жесткую ориентацию на ВШЭ, но полагая, что действующий на площадях НГТУ филиал со временем может стать его высокодоходным факультетом, не желал видеть меня директором. Мое пребывание в должности и.о. продолжалось 4 года. Окончательно вопрос передачи был закрыт через 2 года. В том числе и в связи с появлением у ВШЭ еще двух филиалов – Пермского и Санкт-Петербургского.

Опираясь на опыт нижегородского кампуса, филиалы ВШЭ успешно работали. Так, Пермский филиал создал Попечительский совет, организовал университетский округ для работы со школами, учителями, развил систему дополнительного образования с опорой на прошедших переподготовку преподавателей. Существовали дружеские связи между филиалами и московской Вышкой.

Начались занятия в 1996 году в аудиториях НГТУ. Студенты ВШЭ слушали лекции профессоров ВШЭ, практические занятия вели вчерашние физики, математики, прошедшие переподготовку во ВШЭ и лучших университетах мира. Студенты гордились современными программами, преподавателями, но огорчались из-за проблем с поиском свободных аудиторий, поскольку постоянным местом для занятий стал шестой корпус НГТУ, в котором не были завершены отделочные работы. Кроме того, он был удален от центра города. Во второй учебный год кампус втрое увеличил прием очников. Руководство ВШЭ ждало от Б.Е. Немцова решения по учебно-материальной базе филиала. Борис Ефимович в 1997 году направил в Правительство письмо о передаче ВШЭ трех зданий НИРФИ и призван был на работу в Правительство РФ. Считалось, что здания находятся в федеральной собственности, но оказалось, что самое большое и старое здание - памятник  культурного наследия местного значения и его передача возможна лишь при соблюдении определенных процедур. Пришлось Льву Львовичу биться «ако Лев» за два других здания, что ему, к счастью, удалось. Третий учебный год мы встретили в собственных аудиториях на Большой Печерской 25/12. В 2009 году Вышка к ним приобрела отдельное здание на ул. Родионова, 136. Чтобы спокойно пережить предстоящее сокращение численности филиалов, нижегородскому кампусу необходимо было соответствовать нормативам. Для этого было необходимо увеличить учебные площади почти в два раза, иметь собственное общежитие, библиотеку, спортзал и актовый зал. Проблема могла решиться передачей Вышке Нижним Новгородом здания школы-интерната на ул.Львовская, 1 общей площадью 11 тысяч квадратных метров. К сожалению, была острая необходимость в капитальном ремонте (при осмотре были замечены стаи птиц, гнездящихся на чердаке и летавших через дыры в кровле). Л.Л.Любимов назвал постройку «полуразрушенным корпусом».

В Автозаводском районе было 2 таких школы, каждая из которых имела 45-процентную загрузку, поэтому учеников могла бы принять одна школа. У Департамента образования города Нижнего Новгорода необходимость во второй школе-интернате отсутствовала. Позиция Администрации Автозаводского района заключалась в том, чтобы сохранить образовательное учреждение, перепрофилировав его. Содействие в принятии положительного решения о передаче земли и здания школы-интерната в федеральную собственность городской Думой Нижнего Новгорода оказал авторитетный и инициативный глава Администрации Автозаводского района В.И. Солдатенков.

В конце 2007 года я оставил пост директора по возрасту, одновременно получил предложение ректора стать президентом филиала и принял его. Встречаясь с работодателями, родителями и повзрослевшими выпускниками, постоянно ощущаю, какое своевременное и крайне полезное дело - создание Нижегородского филиала НИУ ВШЭ.