• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с выпускником НИУ ВШЭ — НН: университет — время для экспериментов и ошибок, которые потом станут основой профессионального роста

Отдел координации проектной деятельности НИУ ВШЭ – Нижний Новгород продолжает серию публикаций, посвящённых выпускникам, которые успешно применяют полученные в университете знания и навыки в профессиональной деятельности. В рамках этих материалов мы делимся историями, которые могут стать источником вдохновения и практическим ориентиром для студентов, находящихся в начале карьерного пути.

Героиня сегодняшнего интервью — Алина Пшенко, выпускница бакалавриата образовательной программы «Управление бизнесом» и студентка магистратуры программы «Управление развитием компании». Алина также является сотрудником Отдела координации проектной деятельности, где принимает активное участие в развитии студенческих инициатив и реализации университетских проектов.

Алина рассказала о студенческих ошибках, первых шагах в профессии, о наиболее значимых навыках, а также о том, какие возможности Вышка предоставляет для профессионального и личностного роста.

© фото из личного архива Алины Пшенко
1. Какие ошибки, на Ваш взгляд, чаще всего допускают студенты и какие из них совершали Вы?
Я убеждена, что одна из самых распространённых ошибок студентов — это ограничивать себя рамками учебной программы. Многие сосредотачиваются только на сдаче сессий, а между тем университет — это не только лекции и экзамены. Это колоссальная возможность для личностного и карьерного роста. Множество стажировок, конкурсов, проектов, дополнительных курсов, мероприятий и возможностей для нетворкинга — всё это часто остаётся за пределами внимания студентов, которые слишком погружены в академическую рутину.
И я сама не стала исключением. В самом начале пути я тоже не видела связи между учебой и реальной профессиональной жизнью. Страх выйти за рамки привычного, неуверенность в себе и боязнь неудачи удерживали меня от активных действий. Однако со временем я поняла: ошибки — это часть пути. Важно не избегать, а учиться на них.
2.Если бы у Вас была возможность дать совет себе-первокурснику, что бы Вы сказали?
Если бы мне довелось снова вернуться в первый курс, я бы сказала себе: не бойся брать ответственность, не жди, пока кто-то тебе всё объяснит. Ищи возможности, задавай вопросы, общайся с преподавателями, участвуй в проектах, пробуй себя в разных ролях. Университет — это время для экспериментов и ошибок, которые потом станут основой твоего профессионального роста.
3. Какие академические знания и soft skills, полученные в университете, действительно пригодились Вам в работе? Были ли навыки, которым Вас не учили в вузе, но они оказались критически важными?
Честно говоря, из академических знаний в реальной работе пригодилось не так много, как хотелось бы. Многие теоретические дисциплины — это скорее фундамент, который формирует аналитическое мышление, но не всегда напрямую используется в ежедневной работе. Однако именно в университете я научилась работать в команде, слышать других, управлять конфликтами, распределять задачи и нести ответственность за результат. Эти soft skills оказались не менее, а порой и более важными, чем технические знания.
Что касается навыков, которым нас не учили, но которые оказались критичными — это, безусловно, умение самостоятельно учиться, работа с неопределённостью, планирование времени, умение вести диалог с руководством и даже личная эффективность. Всему этому я училась на опыте, через проекты, стажировки и общение с людьми. Я активно читала книги, проходила онлайн-курсы, смотрела лекции и участвовала в мастер-классах. Главное — понимать, что образование не заканчивается с выпуском, оно продолжается всегда.
4. Что Вас больше всего удивило при переходе из университета в профессию? С какими неочевидными сложностями Вы столкнулись и как Вы с ними справлялись?
Самое большое удивление заключалось в том, что на работе никто не будет за тобой «гоняться». Нет четких сроков, домашних заданий, контрольных — зато есть ответственность, которую ты берёшь на себя сам. И если в университете тебе ставили задачи и следили за их выполнением, то на работе ты сам должен понимать, что и когда делать, как двигаться вперёд, какие вопросы задавать.
Одной из неочевидных сложностей стало понимание того, насколько важна инициатива. Не просто выполнять задачи, а предлагать решения, искать улучшения, участвовать в обсуждениях. Это требует внутренней мотивации, которая не всегда есть у выпускника.
Ещё одной сложностью стала работа с неопределенностью. Часто задачи не имеют чёткого алгоритма, и нужно самому искать информацию, пробовать разные подходы, терпеть неудачи и продолжать. Это было сложно психологически, потому что в университете всё чаще «разжёвывали».
Как я справлялась? Я начала искать ту работу, которая меня вдохновляет. Когда ты действительно заинтересован в результатах, мотивация приходит сама. Также я старалась окружить себя людьми, от которых можно чему-то научиться, и не боялась задавать глупые вопросы. Совет тем, кто начинает: не ждите идеальных условий — их не бывает. Просто начните, пробуйте, ошибайтесь и двигайтесь вперёд.
5. По каким критериям Вы выбирали первую работу? Оказались ли эти ожидания верными?
Когда я искала первую работу по специальности, ключевыми критериями для меня были формат работы (в моём случае — удалённый, чтобы не мешать учёбе, тогда я еще училась на 3 курсе бакалавриата), уровень заработной платы (средний, исходя из понимания, что на начальном уровне ожидать слишком многого не стоит), возможность гибкого графика, интересные задачи и возможность учиться на реальных проектах. Работа действительно стала для меня хорошей школой: я научилась работать в реальных условиях, получила опыт, который потом помогал при поиске следующих позиций, и при этом не потеряла академическую успеваемость.
6. Если бы сейчас Вам пришлось искать первую работу снова, на что бы Вы обращали внимание в первую очередь?
Если бы мне пришлось искать первую работу снова, я бы, наверное, больше внимания уделяла наставничеству и обучению в компании. Важно попасть туда, где тебя не просто используют как «рабсилу», а действительно помогают в развитии. Также я бы не боялась рисковать и идти туда, где уровень сложности задач выше, чем мой текущий уровень знаний. Потому что именно в таких условиях мы растём наиболее активно.
7. Какие ресурсы университета помогли Вам в карьере? Какие возможности, которые часто упускают студенты, стоит активнее использовать?
Первую работу я нашла благодаря рассылке вакансий в чатах университета. Ни на что не рассчитывала, потому что думала, что подобные рассылки не приведут ни к чему стоящему, но как оказалось, в них действительно есть ценные предложения, которые можно упустить, если не следить.
Но самое ценное, что дал мне университет — это нетворкинг. Общение с преподавателями, участие в студенческих проектах, знакомство с другими студентами и выпускниками — всё это в дальнейшем сыграло огромную роль в моей карьере. Многие возможности приходят через связи, и важно с самого начала строить полезные контакты.
Также мне кажется, стоит активнее использовать стажировки, даже если они не оплачиваются (они дают бесценный опыт), дополнительные курсы и программы вне основной специальности (иногда именно они становятся тем, что выделяет нас среди других), участие в студенческих организациях и проектах — это отличная возможность развить soft skills и показать себя, научные лаборатории и исследовательские проекты — особенно если вы планируете карьеру в академической или аналитической сфере. Многие студенты упускают эти возможности, считая их «лишней морокой». На самом деле, именно через них приходят первые проекты, рекомендации и реальные шансы на интересную карьеру.

Университет — это не только лекции и экзамены, но и мощная платформа для экспериментов, ошибок и роста. Путь Алины от первых студенческих сомнений до роли ведущего эксперта координации проектной деятельности Вышки — доказательство того, что успех начинается с малого: одного проекта, одной стажировки, одного решительного шага вперёд.

 

Вдохновляйтесь, учитесь на чужом опыте и стройте свою уникальную карьеру уже сейчас!


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.