• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с выпускником НИУ ВШЭ — НН: карьера как пространство для самореализации, а не список должностей

В рамках цикла интервью с выпускниками Отдел координации проектной деятельности представляет истории тех, кто начал свой путь в университете и сегодня уверенно шагает по разным — порой неожиданным — дорогам профессиональной реализации.

Сегодня мы расскажем об Анастасии Лазаревой — выпускнице образовательной программы «Филология» Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород 2019 года. Её карьерный путь — от журналиста до руководителя SMM-отдела телеканала ТНТ — уже впечатляет. Однако ещё интереснее то, что в 2024 году Анастасия осознанно сменила сферу и начала новую главу: сегодня она — бэк-вокалистка и ведущая в караоке, где творчество, общение и живая энергия стали её новым профессиональным пространством.

Анастасия рассказывает, почему выбрала Вышку, как университет помог ей научиться гибкости и презентовать себя, какие ошибки совершала на первых курсах и почему филологическое образование оказалось идеальным стартом даже для работы в шоу-бизнесе. Её история — о смелости меняться, о ценности каждого предмета в программе и о том, что настоящая свобода начинается там, где ты перестаёшь бояться пробовать новое. Эта беседа — для тех, кто ищет вдохновение, сомневается в выборе или просто хочет понять: как превратить университетский опыт в реальный ресурс для жизни.

© фото из личного архива Анастасии Лазаревой
1.Почему решили поступать именно в Вышку?
Учителя в школе мне рекомендовали НИУ ВШЭ — Нижний Новгород как лучший и самый прогрессивный в нашем городе.
2. Назовите 3 слова, с чем у Вас ассоциируется Вышка?
Креативность, современность, свобода.
3. Какие ошибки, на Ваш взгляд, чаще всего допускают студенты? Какие из них совершали Вы и как их можно было избежать?
Мне кажется, самая частая ошибка — делить дисциплины на скучные/интересные, важные/не очень и делать упор на что-то одно, упуская из виду другие предметы. На самом деле каждая дисциплина — часть одной большой программы, которая формировалась годами, и каждый предмет введен не просто так. Знания из одной дисциплины зачастую необходимы в другой, и в конечном итоге мы получаем прочный фундамент из огромного количества знаний, которые в дальнейшем уже нужны в работе. Кроме того, абсолютно любую дисциплину можно изучать комфортным и интересным для себя способом: от доклада в формате стендапа до театральной постановки прямо на паре. Вышка, к счастью, это позволяет. К сожалению, на первых курсах я тоже делала акцент на определенные предметы, которые мне были более интересны, а во время подготовки к сессии расстраивалась, что упустила возможность детальнее изучить дисциплины, которым уделила не так много времени. Всегда оказывалось, что они не менее увлекательные.
4. Какие академические знания и soft skills, полученные в университете, действительно пригодились Вам в работе? Были ли навыки, которым Вас не учили в вузе, но они оказались критически важными? Как Вы их освоили?
В первую очередь мне пригодились навыки работы с текстом. Нас научили анализировать большое количество информации и перерабатывать её в понятный, грамотно написанный и качественно оформленный материал. Так, на втором курсе я начала работать копирайтером, на третьем — корреспондентом в информационном агентстве, а впоследствии — журналистом в глянцевом издании. Также пригодились навыки публичных выступлений и коммуникаций. Я без волнения брала интервью у известных артистов, предварительно изучив всю доступную информацию о них и подготовив интересные вопросы. Во время работы на ТНТ я нередко защищала презентации с идеями по запускам проектов, а также презентовала планы по развитию социальных сетей перед руководством. Не помню, чтобы мне не хватило каких-то знаний. Ведь на определенных этапах обучения я даже проходила основы программирования, что, кстати, тоже мне пригодилось в работе.
5. Что Вас больше всего удивило при переходе из университета в профессию? С какими неочевидными сложностями (организационными, психологическими, техническими) Вы столкнулись? Как Вы с ними справлялись и что посоветуете тем, кто только начинает?
Когда я начала работать корреспондентом, меня удивило признание моего шеф-редактора в том, что они к себе берут охотнее людей с филологическим образованием, нежели с журналистским. Позднее, немного поразмыслив над этим, я перестала этому удивляться. Качественная гуманитарная основа позволяет филологам использовать более интересные обороты и неочевидные конструкции в текстах. А в остальном, трудностей при переходе из университета в профессию я не заметила. Иногда в университете мне было сложнее, так как параллельно с изучением довольно большого количества дисциплин необходимо работать над большими проектами, например, курсовыми и дипломными работами.
6. Какие компетенции, на Ваш взгляд, являются сегодня наиболее важными на рынке труда?
Умение быть гибким и подстраиваться под быстро меняющуюся реальность, а также умение себя презентовать. Зачастую классные специалисты остаются незамеченными, просто потому что вовремя не заявили о своих скиллах и реализованных проектах.
7. По каким критериям Вы выбирали первую работу? Оказались ли эти ожидания верными? Если бы сейчас Вам пришлось искать первую работу снова, на что бы Вы обращали внимание в первую очередь?
Первую работу выбирала только из логики. На втором курсе я поняла, что мне интересна журналистика, но я понимала, что без опыта мне будет сложно куда-либо попасть, поэтому я начала с копирайтинга и спустя несколько месяцев начала искать редакции для стажировки и последующей работы. И работу корреспондентом я считаю своей первой серьезной работой, которая на тысячу процентов оправдала мои ожидания. За одно лето я посетила огромное количество мероприятий и фестивалей, из-за чего до сих пор вспоминаю это время как один из лучших этапов в моей жизни.
8. Какие ресурсы университета помогли Вам в карьере? Какие возможности, которые часто упускают студенты, стоит активнее использовать?
Во-первых, возможность пройти практику в интересных местах. Я, например, однажды прошла её на радио и на самых ранних этапах поиска работы указывала в своем резюме этот опыт.
Во-вторых, очень помог нетворкинг. Нередко работодатели сами приходили с информацией о том, что им кто-то требуется. Так, например, я оказалась в информационном агентстве: шеф-редактор сообщила Марие Марковне Гельфонд о том, что им нужен корреспондент, Мария Марковна пришла с этой информацией к нашей группе, а я проявила инициативу. Год спустя я сама пришла к Марие Марковне и сообщила о желании работать в глянце. Мария Марковна дала мне необходимые контакты для связи и оставила обо мне хороший отзыв перед тем, как я написала в редакцию.
9. Дайте несколько советов текущим студентам, чтобы быть более востребованным на рынке труда.
Я бы посоветовала быть смелее и упорнее. Если вы уже хотите работать в конкретной сфере, подумайте, где может быть входная точка, с которой можно начать карьеру. Далее не бойтесь говорить о том, чего вы хотите, и скорее всего вокруг вас найдутся люди, которые смогут вам помочь либо советом, либо контактами нужных людей.

История Анастасии Лазаревой — яркое напоминание о том, что образование не ограничивает, а раскрывает возможности. Филология, SMM, телевидение, сцена — всё это не случайные точки, а осознанные этапы пути человека, который умеет учиться, адаптироваться и оставаться собой. Вышка дала ей не только навыки работы с текстом и аудиторией, но и главное — уверенность в том, что любую сферу можно освоить, если подойти к ней с любопытством и уважением.

 

Самые неожиданные повороты часто становятся самыми значимыми — потому что за ними стоит не страх, а свобода выбора.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.