• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

Проектный семинар

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Преподаватель


Полетаева Татьяна Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Одним из распространенных методов передачи информации является концептуальное моделирование. Концептуальные модели часто используются для работы с информацией на предприятиях, например, в рамках распространенного похода Domain Driven Design. Курс позволяет узнать особенности и отличительные свойства концептуальных моделей, научиться выявлять ошибки и неточности моделей, а также познакомиться с различными языками моделирования организаций, научиться видеть особенности и эффективно использовать языки моделирования. Курс предполагает совместную разработку карты языков моделирования организаций и рекомендаций, позволяющих выбрать язык моделирования, наиболее подходящий для решения конкретной задачи. Во время семинарских занятий обсуждаются результаты и проблемы применения изученных подходов концептуального моделирования при самостоятельной работе в группах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить учащихся с теоретическими положениями, лежащими в основе концептуального моделирования
  • Подготовить учащихся к анализу концептуальных моделей организаций, выявлению их ошибок и недостатков
  • Развить аналитический поход к выбору методов моделирования организаций
  • Ознакомить учащихся с набором современных средств и методов моделирования организаций
  • Научить понимать и создавать модели организаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулировать основные принципы и правила концептуального моделирования организаций
  • Интерпретировать модели организаций, переформулировать диаграммные представления в текстовые описания
  • Анализировать модели организаций: выявлять недостатки и ошибки
  • Аргументировать необходимость/правомерность использования того или иного языка/метода моделирования для решения поставленной задачи
  • Применять изученные методы моделирования для решения практических задач концептуального моделирования организаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в концептуальное моделирование организаций
    Анализ понятий "модель", "концепт", "онтология", "онтологическая концептуальная модель". Изучение необходимости и проблем концептуального моделирования организаций на примерах.
  • Основы концептуального моделирования: определение типов и идентификация объектов
    Изучение базовых понятий концептуальных моделей. Применение изученных понятий для интерпретации моделей организаций.
  • Изучение особенностей моделирования свойств объектов. Особенности моделирования непостоянных свойств: фазы и роли.
    Обоснование необходимости моделирования свойств объектов. Обсуждение проблем выражения свойств объектов в описаниях организаций.
  • Особенности моделирования отношений объектов.
    Обсуждение подходов к моделированию отношений объектов и сопутствующих проблем. Изучение базовых шаблонов моделирования отношений в организациях.
  • Cоставление карты языков моделирования организаций
    Знакомство с разнообразием методов и языков моделирования организаций. Анализ языков моделирования в применение к проблемам моделирования организаций. Составление карты языков моделирования, позволяющей выбирать наиболее подходящий язык для поставленной задачи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лабораторная работа
    Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, в группах по 4-5 человек. Результатом работы является обзор и анализ материалов по заданной теме, интерпретация и/или разработка части концептуальной модели в применение к определенной задаче моделирования. Результаты работы высылаются в электронной форме в формате MS Word и частично представляются остальным учащимся во время семинарских занятий. Срок выполнения лабораторных работ - от момента выдачи задания на текущем занятии до даты следующего семинара.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольные работы выполняются индивидуально в письменной форме во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на платформе Zoom. Подключиться к конференции Zoom: https://us04web.zoom.us/j/7831803414?pwd=Tk9vSzBweHl6VVFNS1hINHEvNjFtZz09 (Идентификатор конференции: 783 180 3414 Пароль: 8mLFyn ). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Контрольная работа + 0.4 * Лабораторная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dietz, J. L. G. (2006). Enterprise Ontology : Theory and Methodology. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=161605

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зараменских Е. П., Кудрявцев Д. В., Арзуманян М. Ю. ; Под ред. Зараменских Е.П. - АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 410с. - ISBN: 978-5-534-06712-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhitektura-predpriyatiya-441150