• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

И.о заведующего кафедрой математики

Громов Евгений Михайлович
egromov@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе 1 категории

Конавалёнак Ирина Александровна

603093, Н.Новгород,  ул.Родионова, д.136, каб. 409
(831) 4320042 , внутр. 6402

ikonavalenak@hse.ru  

 

Книга
Analytical Fluid Dynamics in Lagrangian Variables

Abrashkin A. A.

World Scientific Publishing Co., 2025.

Статья
Dynamics of turbulence in the field of nonlinear internal waves

Kuznetsova A.

Journal of Nonlinear Waves, Cambridge University Press. 2025. Vol. 1.

Глава в книге
Emulating the Raman Physics in the Spatial Domain with the Help of the Zakharov’s Systems

Gromov E., Malomed B.

In bk.: Generalized Models and Non-classical Approaches in Complex Materials 2. Advanced Structured Materials. Springer, 2018. Ch. 6. P. 119-144.

Препринт
Solitons in an extended nonlinear Schrödinger equation with third-order dispersion and pseudo-Raman effect

Aseeva N., Blyakhman L. G., Gromov E. et al.

Physics:Nonlinear Physics, Pattern and Solitons "arxiv.org". Working papers by Cornell University. Cornell University, 2016. No. 1602.08572.

Философия науки

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

«Изучение естественных наук я считаю отличной школой для ума. Нет школы лучше той, где дается понятие о чудном единстве и неуничтожимости материи и сил природы» Майкл Фарадей Задачи дисциплины «философия науки» - фундаментальны: освоение обязательного для любого культурного человека минимума естественнонаучных знаний, формирование основ научного мировоззрения, целостного материалистического взгляда на природные явления, ознакомление с принятой естественнонаучной картиной мира, с естественнонаучной базой современных технологий, понимание и освоение методологии естествознания, формирование основ инновационно-технологического мышления. В процессе изучения дисциплины слушатели, повышая свой культурный уровень (а естествознание – неотъемлемая часть единой культуры!), знакомятся не только со спецификой науки и этапами ее развития, панорамой культурно-исторических и научных сюжетов, но и с механизмами получения новых знаний, смены научных парадигм, с массивом основных естественнонаучных концепций. Естествознание – энциклопедия методов и моделей, примеров их применения. Рациональный научный метод, стартовав в примерах точного естествознания, в процессе обучения должен приобрести статус междисциплинарного, проникая в экономику, менеджмент, социологию, управление, экологию и др., оттачивая технологию и культуру моделирования, формируя особую модельную культуру мышления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате изучения дисциплины «философия наки» студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки, применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности: Знания: основных естественнонаучных явлений и законов, границ их применимости; основных естественнонаучных концепций, принципов, теорий в их взаимосвязи и взаимовлиянии; исторических аспектов развития естествознания; наиболее распространенных методов исследования в разных областях естествознания. Умения: объяснять и анализировать основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты, опираясь на современные естественнонаучные представления и концепции, используя знания фундаментальных естественнонаучных законов; работать с естественнонаучной литературой (информацией) разного уровня; понимать, критически анализировать базовую естественнонаучную информацию, опираясь на современные естественнонаучные представления; применять основы и результаты естественнонаучного опыта, а также пользоваться естественнонаучным рациональным методом при принятии решений в профессиональной области; готовность использовать на практике знания теоретических основ современной естественнонаучной картины мира, основных понятий, законов и моделей естествознания, представлений об основных естественнонаучных методах анализа. Навыки: использования основных естественнонаучных законов и принципов в важнейших практических приложениях; критического (рационального) мышления, анализа и оценки научной информации; применения основных методов естественнонаучного анализа для понимания и оценки природных и техногенных явлений; использовании творческого подхода в поиске, отборе, обобщении и применении на практике естественнонаучной информации. Компетенции: Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • получение современных представлений о взаимодействии человека, живой и неживой природы.
  • понимание современных представлений о фундаментальной и прикладной науке, ее влиянии на современную цивилизацию.
  • Умение ориентироваться и разбираться в современных аспектах философии и естествознания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общефилософские аспекты естествознания
  • Физико-химические основы естествознания
  • Наука и жизнь
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий онлайн курс
    курс студенты проходят самостоятельно на сайте https://openedu.ru/course/spbstu/CONCMOD/. результат прохождения студент обязан представить преподавателю не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты проведения экзамена.
  • блокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.35 * Доклад + 0.3 * Экзамен + 0.35 * онлайн курс
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отюцкий, Г. П.  Концепции современного естествознания : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. П. Отюцкий ; под редакцией Г. Н. Кузьменко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 380 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-8255-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433257 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Свиридов, В. В.  Концепции современного естествознания : учебное пособие для вузов / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова ; под редакцией В. В. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09649-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438369 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Горелов, А. А.  Концепции современного естествознания : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Горелов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10214-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442448 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442377 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Абрашкин Анатолий Александрович