• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ангельская быль

В интервью Томскому Бизнес-журналу Эдуард Фияксель, заведующий кафедрой венчурного менеджмента НИУ Высшей школы Экономики Нижнего Новгорода рассказал о своем видении ситуации на российском рынке инноваций, а также поделился мыслями о том, почему мы до сих пор серьезно отстаем от стран дальнего зарубежья в этом направлении. Подробнее...

В конце сентября Томск посетил Эдуард Фияксель, президент ассоциации бизнес-ангелов "Стартовые инвестиции", руководитель Центра предпринимательства, заведующий кафедрой венчурного менеджмента Национального исследовательского университета Высшей школы ЭкономикиНижнего Новгорода. Он провел семинар на тему "Внедрение системы активных продаж - возможность увеличения прибыли компании". В интервью Томскому Бизнес-журналу гость нашего города рассказал о своем видении ситуации на российском рынке инноваций, а также поделился мыслями о том, почему мы до сих пор серьезно отстаем от стран дальнего зарубежья в этом направлении.

 

 - Эдуард Аркадьевич, начнем, пожалуй, с вопроса о том, насколько, на ваш взгляд, аудитория была подготовлена к семинару. Каковы впечатления?

 - Меня искренне порадовал тот факт, что присутствовавшие на семинаре молодые предприниматели, студенты заинтересованно слушали, задавали вопросы по существу. Им было важно узнать, как можно практически применить к их бизнесу те наработки в области маркетинга инноваций и активных продаж, которые я представил их вниманию. Насколько я понял благодаря прямому общению, эта тема действительно волнует стартующих в инновационном предпринимательстве молодых томичей.

 

 - Ваша система преподавания основана на собственном опыте?

 - Безусловно, да. В России есть предприниматели с определенным опытом, готовые им делиться. Отношу себя к их числу. Впрочем, есть специалисты, которые занимаются трансляцией переводных книг и статей американских авторов по тематике маркетинга и продаж, где описываются примеры, мало адаптированные к ситуации на рынке наших, отечественных, инноваций. Потому данные теории и не работают при практическом применении. Я, с одной стороны, действующий бизнесмен, с другой - ученый, который занимается вопросами достаточно широкого спектра, связанными с коммерциализацией инновационных проектов, созданием региональных и корпоративных инновационных систем, маркетингом инноваций, активными продажами.


 - Не боитесь, так сказать, раскрывать карты?

 - Нет. Выигрывает тот, кто бежит быстрей остальных. Инновационный предприниматель, начиная новый бизнес, в самом начале рассчитывает, кому и через какое время его продаст.

 У меня в настоящий момент есть компании на продажу, начал заниматься новыми проектами, так как прежние уже выросли: они достигли определенного уровня капитализации, их надо продавать и вкладывать средства в новые старт-апы.


 - Чем вызвана необходимость смены состава менеджеров при раскрутке и внедрении проектов? Ведь есть разработчики, которым принадлежит идея, инновация. Значит, им и руководить процессами - разве нет?

 - Нет, ничего подобного. Опыт показывает, что изобретатели и ученые, сгенерировавшие инновационный проект, необходимы лишь на первом этапе. Когда компания выходит на уровень создания малых серий, данные специалисты уже практически не востребованы на про-екте. Их задача - заниматься разработкой других инновационных идей.

 Они не должны мешать создавать бизнес, налаживать производство: здесь нужны менеджеры с компетенциями другого рода. Не надо равняться на Билла Гейтса, поскольку он представляет собой исключение из общего правила. А правило развития высокотехнологичного бизнеса таково: на каждом этапе необходима своя команда менеджеров. Это правило не мое. Так работают все венчурные бизнесмены. У меня есть мастер-класс, где я описываю реальную компанию, которую вырастил. И она называется "Четыре команды". То есть за период с момента зарождения бизнеса до его продажи сменилось четыре команды менеджеров (это примерно за пять лет). Каждый был нужен на своем этапе. И таким образом за пять лет капитализация компании выросла в десять раз. Это хороший результат для венчурной компании.


 - Сколько компаний вам удалось вырастить за те 24 года, что вы профессионально занимаетесь бизнесом? Все ли из них оказались прибыльными?

 - Я вырастил около 30 компаний, у всех разная судьба. Успешных среди них - процентов восемьдесят. Некоторые выполнили свои функции и были закрыты. То есть они принесли мне некий кэш фло или были проданы. Были неудачные компании, которые я продавал, не получив прибыли.

 

 

 - В каких регионах российским бизнес-ангелам выгодней инвестировать в проекты?

 - В тех, что к ним ближе. Приведу в пример США: бизнес-ангелы в Америке инвестируют в радиусе 200 миль. Иными словами, они должны доехать до нужного места за два часа на автомобиле. В России это будет примерно 150-200 км, если учесть неважное качество наших дорог. Хотя сегодня благодаря развитым телекоммуникациям в некоторых отраслях (например, в IT) можно инвестировать средства в проекты в других регионах. Бизнесангелы стараются инвестировать финансы именно в своих регионах.

 Но бизнес-ангел не всегда вкладывает в проект деньги. Сегодня мы используем опыт инвестирования не финансов, а компетенций. То есть получаем долю в компании, консультируя ее, обучая персонал, занимаемся созданием бизнес-планов, инвестиционных предложений, поиском инвесторов и т. д. Мы являемся венчурными партнерами посевного фонда РВК и очень успешны в этой деятельности. Инвестировать денежные средства бизнес-ангелы должны в своем регионе, потому что инвесторы занимаются и управлением компанией. На ранней стадии это требует ежедневного вмешательства. А находясь на расстоянии 4 000 км, управлять бизнесом нереально и несерьезно.

 

 - Недавно вы работали в оргкомитете на форуме "Селигер-2011".  Что запомнилось, может быть, понравилось, привлекло внимание как профессионала?

 - Я действительно в течение недели читал лекции на Селигере, на смене предпринимателей. Входил в оргкомитет смены "Ты - предприниматель". Отобрали для участия в форуме 300 человек: не студентов, как обычно, а молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет, которые имеют свой бизнес с оборотом не менее10 млн рублей. Приехали молодые люди, у которых действительно есть интерес к бизнес-образованию. Я вел занятия, мастер-классы, совместно с моими учениками готовили презентации, разрабатывали бизнес-планы, стратегии маркетинга и продаж - словом, занимались созданием систем продвижения бизнеса. У меня было около 50 слушателей (если точно, то 47), мы рассмотрели около 12 реальных бизнесов-проектов и, как мне кажется, смогли им помочь разобраться во многих тонкостях, смогли показать свет в конце тоннеля. Знаете, именно там я для себя понял, что люди, живущие за Уралом, другие. У них меньше желания хапнуть и разбежаться. Они более целостные, им действительно хочется создать собственный бизнес, развить его. Люди, живущие ближе к Москве, имеют очевидное желание что-то быстро прокрутить, получить прибыль и уйти. Я таких называю "огуречники": они ведут себя как предприимчивые дачники в сезон огурцов - вырастили урожай, собрали, быстро продали и успокоились до следующего года. В Сибири - другие тенденции. И это вселяет определенные надежды. Впрочем, и сибирякам есть что совершенствовать. У них развиты технологические инновации, но ощущается серьезная нехватка инноваций управленческих. Да и в целом в России под словом "инновации" понимаются именно технологические.

 

 - Вам самому свойственно заниматься тем же бизнес-моделированием и активными продажами в высокотехнологичном бизнесе. Разве не так?

 - Да, так, потому что в сфере высоких технологий меньше административных барьеров. Говоря в общем, весь бизнес я делю на собственно бизнес и бизнес "при" - при трубе, рельсах, депутате, губернаторе, рубильнике - при всем, что дает определенные возможности. К сожалению, статистика говорит о том, что у нас в стране около 50% предприятий можно отнести к собственно бизнесу и столько же к бизнесу "при", в котором сосредоточено примерно 80% денег, и только 20% находится в свободном обращении. Чем сложнее бизнес, тем меньше в нем людей из системы "при", которые в большинстве просто не понимают, что это такое. Куда как легче получить заказ на поставку оборудования и мебели в детские сады или партий шпал на железную дорогу, или подряд на строительство газопровода.

 

 - Но ведь инновации у нас есть, предпринимаются и попытки коммерциализации идей. Почему вы отрицаете это?

 - Идеи есть, а где готовые инновационные продукты, что можно продавать и получать прибыль? Вы их видели? К сожалению, в России почти нет людей, которые бы инновационные идеи превращали в инновационные продукты. Нет достаточного количества предпринимателей, венчурных менеджеров, бизнес-ангелов. В США бизнес-ангелов ориентировочно 1 млн 200 тысяч человек, в Европе - 200 тысяч, в России - около 200 человек. Профессионалов, тех, кто бы занимался инвестированием в инновационные проекты, в нашей стране единицы.

 Идеи у нас есть, но нет системы их коммерциализации. Что такое Кремниевая долина? Это система коммерциализации инновационных проектов. Мы же в полной мере не понимаем, что это такое. Ни один термин не имеет того смысла, который он по определению должен иметь: будь то центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, технопарк, инновационный лифт, инновационный региональный кластер - да все что угодно. Давайте создадим глоссарий. Нет? Почему мы этого не можем? А где наш закон об инновациях? Я в Санкт-Петербурге встречался с депутатом, который руководит группой по разработке этого закона. Так он договорился едва ли не до того, что нам закон не нужен - и так хорошо. Потом, видимо, в свое оправдание, сказал: мол, мне никто техническое задание не написал. В чем дело?! Пригласите экспертов - мы готовы помочь в работе. Профессионалы должны участвовать в создании государственных законов.

 Пока приглашений не поступало.

 

 - Таким образом, что получается? В регионах есть лишь элементы инновационного развития. Закон в процессе разработки. Те, кто может генерировать идеи, постепенно покидают страну или продают свои проекты туда, где их можно коммерциализовать и внедрить в производство. Что нужно, на ваш взгляд, чтобы не терять, а развивать и приумножать инновационный капитал?

 - Что делать? Начинать совместную работу. На фоне многих других регионов Томская область выглядит хорошо с точки зрения инноватики.

 Есть попытки развития, есть понимание со стороны власти, но профессионалов все же мало. Почему? К вам приглашают проводить обучение предпринимателей ведущих специалистов России и зарубежья - это хорошо. Но кто их слушает? Ко мне на семинар пришли немногие - человек 50. А всего в Томской области сколько тех, кто предпринимает попытки заниматься инновациями? Наверное, несколько тысяч. Где люди, которым нужна учеба? Кто их должен учить?

 Непонятно. Вот отчего необходима единая система развития инновационной экономики. Это должны понять все - не только региональная власть, но и руководство вузов, научно-исследовательских институтов, муниципалитета. В Томске есть крупные вузы. Но, увы, они не сотрудничают в интересах общего дела. И не только у вас так обстоит дело. Мы создали концепцию межвузовского "Центра предпринимательства".

 Проект нельзя целиком реализовать у нас в Нижнем Новгороде, только в виде отдельных элементов. Потому что представителям вузовской науки сотрудничать с другими вузами по вопросам коммерциализации с таким центром запрещено, вплоть до увольнения с работы. Ведь все вузы у нас - конкуренты. Парадокс! Давайте объединимся в инноватике и сделаем совместно хотя бы один проект. Я готов сотрудничать и, собственно говоря, приехал в Томск для того, чтобы заключить договор с одним из крупных технических университетов вашего города, начать обмен студентами, преподавателями. Давайте работать вместе - нам делить нечего.

 Надеюсь, это получится.

Эдуард Фияксель: В США бизнесангелов - 1 млн 200 тысяч человек, в Европе - 200 тысяч, в России - до 200 человек.

 

Анастасия Рублева

Томский бизнес-журнал (Томск), 05.10.2011