• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

01.03.02 Applied Mathematics and Informatics

Approved by
Приказ об утверждении программ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-10
Last Update
29.11.2019
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Competitive Advantages

Программа рассчитана на молодых людей, готовящихся к развитию существующих и созданию новых компьютерных технологий, работающих в ведущих ИТ-компаниях и исследовательских центрах.  Учебный план программы разработан с учетом опыта ведущих университетов, таких как Stanford University (США), EPFL (Швейцария), МГУ и МФТИ (Россия), а также Школы анализа данных Яндекса, разработавшей одну из самых сильных образовательных программ в области компьютерных наук в России.

Целью программы является подготовка специалистов по работе с данными (data scientist), аналитиков (analyst), исследователей в области компьютерных наук (researcher and computer scientist) и инженеров-разработчиков и инженеров-исследователей по программному обеспечению (software engineer and research software engineer).

 

Структурно программа состоит из нескольких основных компонент – профессионального цикла (ещё называемого “major”), проектной и научно-исследовательской работы, дополнительного профиля по выбору студента (“minor”), гуманитарных предметов, английского языка, физкультуры.

В чем преимущества программы?

1. Высокий уровень подготовки

Программа обучения сформирована с учетом опыта ведущих американских и европейских университетов, таких как Stanford University (США) и EPFL (Швейцария), а также Школы анализа данных, разработавшей одну из самых сильных образовательных программ в области Computer Science в России.

2. Сильный преподавательский состав

В числе преподавателей факультета – сотрудники высокотехнологичных компаний (МЕРА, Intel, Яндекс и других), представители лучших российских научных групп в области IT, победители международных чемпионатов по программированию по системе АСМ и международных математических олимпиад.

3. Индивидуальная образовательная траектория 

На 2 курсе присутствует дополнительный профиль по выбору студента (“minor”).

На 3 и 4 курсах студенты выбирают  пять курсов по выбору из общего списка.

4. Активная проектно-исследовательская работа

Практическая работа занимает заметную часть программы.

 - На первом курсе все студенты изучают численные методы в рамках компьютерного практикума в среде математического моделирования Matlab.

 - Начиная со второго курса, студенты работают над индивидуальными курсовыми работами (ссылка).

 - На третьем курсе каждый должен выполнить программный проект под руководством ментора из ИТ-индустрии.

 - На последнем курсе идет работа над выпускной квалификационной работой.

На каждом курсе студент может переключиться на исследовательскую работу, которая обсуждается на научно-исследовательских семинарах, или продолжить практико-ориентированные программные проекты по задачам, которые предлагают партнёры факультета.

 

Выпускникам образовательной программы 01.03.02 Прикладная математика и информатика

 предстоит работать в:

  • ведущих российских и зарубежных компаниях – производителях программного обеспечения (МЕРА, Intel, Яндекс, Microsoft, SAP, Seldon, Крок, Ланит и т.д.);
  • в ИТ-отделах и отделах по работе с большими данными крупных компаний (Мегафон, МТС и других);
  • в банковском, инвестиционном и страховом бизнесе (Сбербанк, Альфа-Банк и др.);
  • в бизнес-консалтинге (KPMG, McKinsey&Co, Accenture);
  • исследовательских центрах и университетах. 
Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата по данному направлению подготовки, могут осуществлять профессиональную деятельность: Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере проектирования, разработки и тестирования программного обеспечения; в сфере проектирования, создания и поддержки информационно-коммуникационных систем и баз данных; в сфере создания информационных ресурсов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»); Ракетно-космическая промышленность (в сфере проектирования и разработки наземных автоматизированных систем управления космическими аппаратами); Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности. Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях, и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

 В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

научно-исследовательский:

− изучение новых научных результатов, научной литературы или научноисследовательских проектов в соответствии с профилем объекта профессиональной деятельности;

− составление научных обзоров, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

− исследование и разработка математических моделей и методов, алгоритмов и программного обеспечения по тематике проводимых научно- исследовательских проектов;

− применение математических методов и наукоемких технологий для изучения и моделирования сложных систем, в частности, в области обработки и анализа данных, экономики, социологии, физики, наук о жизни и др.;

− участие в работе научных семинаров, научно-тематических конференций, симпозиумов;

− подготовка научных и научно-технических публикаций; проектный и производственно-технологический:

− разработка математических методов для анализа и построения моделей по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ;

− разработка и исследование алгоритмов, вычислительных моделей и моделей данных для реализации элементов новых (или известных) систем информационных технологий;

− разработка архитектуры, алгоритмических и программных решений системного и прикладного программного обеспечения;

− разработка программного и информационного обеспечения компьютерных систем, автоматизированных систем вычислительных комплексов, сервисов, операционных систем и распределенных баз данных;

− изучение и использование различных языков программирования, алгоритмов, библиотек и пакетов программ при разработке программного обеспечения;

− развитие и использование инструментальных средств, автоматизированных систем в научной и производственной деятельности;

− участие во внедрении результатов исследований и разработок. организационно-управленческий:

− планирование производственной и научно-исследовательской деятельности и ресурсов, необходимых для реализации проектов, связанных с созданием и использованием информационных систем;

− составление технических заданий на разработку программных продуктов;

− разработка и внедрение процессов управления качеством производственной и научно-исследовательской деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.

 

Содержание образовательной программы для направления подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» определяется конкретными видами профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

 

профессиональные(ПК):

Код компетенции по порядку

 

Формулировка компетенции

 

ПК-1

Способен собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований в области математики и компьютерных наук, необходимых для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям

ПК-2

Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели

ПК-3

Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных

ПК-4

Способен анализировать, писать и редактировать академические и технические тексты на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной и научной деятельности в области математики и компьютерных наук

ПК-5

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей научной и профессиональной деятельности, в т.ч. используя современные средства ИКТ

ПК-6

Способен строить профессиональную деятельность на основе правовых, профессиональных и этических норм и обязанностей, выполнять технологические требования и нормативы

ПК-7

Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем

 

Общепрофессиональные(ОПК):

 

 

 

 

ОПК-1

Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности

ОПК-2

Способен использовать и адаптировать существующие математические методы и системы программирования для разработки и реализации алгоритмов решения прикладных задач

ОПК-3

Способен применять и модифицировать математические модели для решения задач в области профессиональной деятельности

ОПК-4

Способен решать задачи профессиональной деятельности с использованием существующих информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

ОПК-5

Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском и иностранном языках в рамках профессионального и научного общения

 

Универсальные (УК):

 

 

УК-1

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

УК-2

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

УК-3

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

УК-4

Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности

УК-5

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

УК-6

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

УК-7

Способен работать в команде

УК-8

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

УК-9

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

УК-10

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

 

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

 

Programme Modules
  1. Для набора 2019/2020 уч. г. и ранее

Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих блоков и разделов:

 

Код элемента

Элементы ООП

Примерные дисциплины

Б.О

Общий цикл

 

Базовая часть

Безопасность жизнедеятельности

Физическая культура

История

Б.Пр

Профессиональный цикл (Major)

Б.Пр.Б.

Базовая часть

Математический анализ

Алгебра

Линейная алгебра и геометрия

Основы и методология программирования Дискретная математика

Архитектура компьютера и операционные системы

Теория вероятностей и математическая статистика

Алгоритмы и структуры данных

Дифференциальные уравнения

Технологии программирования

Математические модели в экономике

Право

Проектирование архитектуры программных систем

Математический анализ 2

 

 

Б.ДВ.

Дисциплины по выбору

 

Б.М.

Дополнительный профиль (Minor)

Б..ПД

Практики, проектная и/ или исследовательская работа

 

 

Компьютерный практикум

Практика

Научно-исследовательский/

Проектный семинар

Курсовые работы Проекты

Подготовка ВКР

Б.Ф

Факультативы

Наличие и полный состав определяются ОП.

 В том числе: Английский язык

 

Б.ГИА

Государственная итоговая аттестация

Защита ВКР

 

  1. В блок «Общий цикл» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, История.
  2. В блоке «Профессиональный цикл» Базовая часть образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ; курсы по выбору образовательной программы  включают элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и  выбираемые студентами.
  3. Блок «Дополнительный профиль (Minor)» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).
  4. Блок «Практика, проектная и/или исследовательская работа» включает в себя:

Практики: учебная (по получению первичных профессиональных и профориентационных навыков), производственная (по закреплению профессиональных навыков) и преддипломная (для выполнения практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).

Практики проводятся в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Проекты: выполнение отдельного группового проекта, участие в проектах, организуемых кафедрами и предприятиями-партнёрами НИУ ВШЭ по направлению подготовки, участие в «сервисных» проектах.

Проектная работа может осуществляться в структурных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, на производственных площадках организаций и учреждений.

Тематика проектных работ формулируется руководителем проекта и утверждается руководителем ОП.

Научно-исследовательский семинар: форма поддержки научно-исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области прикладной математики и информатики: поиск и работа с источниками, планирование исследовательской деятельности, использование общих и специальных методов исследования, структурирование и оформление научных текстов, представление результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участие в дискуссии. Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.

Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования. Курсовые работы, выполняемые студентами, носят междисциплинарный характер. Темы работ определяются научными руководителями и утверждаются руководителем ОП. Структура работы, ее содержание определяются поставленной целью курсовой работы.

  1. В блок «Факультативы» входят факультативные дисциплины по выбору образовательной программы и факультатив «Английский язык», включающий в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР.
  2. В блок «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включающая подготовку к процедуре защиты и саму защиту ВКР.

 

  1. Для набора 2020/2021 уч. г. и позднее

 

Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих модулей:

Модуль

Характеристика модуля

1. Major

 

Базовый профессиональный (Major)

Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по дискретной математике, алгебре, математическому анализу, теории вероятностей и математической статистике.

Блок дисциплин по компьютерным наукам (Computer Science), включающий дисциплины по программированию, алгоритмам и структурам данных, организации вычислений.

Вариативный профессиональный модуль

(Major вар.)

Вариативные дисциплины

Научно-исследовательские семинары

Проектные семинары

2.  Практика

 

Профессиональная

определяются ОП

Проектная

Курсовая работа

Проекты

Преддипломная практика

Подготовка ВКР

Научно-исследовательская

Преддипломная практика

Подготовка ВКР

3. ДОЦ

Безопасность жизнедеятельности

Дисциплина по физической культуре и спорту

Не менее трёх из пяти дисциплин общеуниверситетского пула – определяется ОП.

4.  Minor

Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины

5. Английский язык

Внутренний экзамен по английскому языку;

Независимый экзамен по английскому языку;

Подготовка и защита Project Proposal по теме

ВКР;

Дополнительные факультативные учебные дисциплины.

6.  Data Culture

Дисциплины из области наук о данных (Data Science) продвинутого уровня 

7. ГИА

Защита ВКР - обязательно

Государственный экзамен – определяется ОП

 

 

1. Базовый профессиональный модуль образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ. В вариативный модуль образовательной программы включаются элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и  выбираемые студентами. В вариативный модуль включаются научно-исследовательские и проектные семинары.

 Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно- исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области прикладной математики и информатики: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии. Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.

2. Модуль «Практика» включает в себя:

Профессиональную деятельность - учебная, технологическая и производственная практики;

Практики: учебная (по получению первичных профессиональных и профориентационных навыков), производственная (по изучению и решению задач, возникающих у различных организаций), производственная (по закреплению профессиональных навыков).

 Практики проводятся в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Проектную деятельность - выполнение групповых прикладных проектов, прохождение преддипломной практики, написание ВКР (если ВКР пишется в формате проекта);

Проектная работа может включать: выполнение отдельного группового проекта, участие в проектах, организуемых кафедрами и предприятиями-партнёрами НИУ ВШЭ по направлению подготовки, участие в «сервисных» проектах.

Проектная работа может осуществляться в структурных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, на производственных площадках организаций и учреждений.

Тематика проектных работ формулируется руководителем проекта и утверждается руководителем ОП.

 

Преддипломная практика: основная задача преддипломной практики - выполнение практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).

Научно-исследовательскую деятельность – выполнение курсовых работ, подготовка выпускной-квалификационной работы (ВКР), преддипломная практика (если ВКР выполняется в формате научно-исследовательской работы).

Курсовая и выпускная квалификационная работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования. Курсовые и ВКР, выполняемые студентами, носят междисциплинарный характер. Темы работ определяются научными руководителями и утверждаются руководителем ОП. Структура работы, ее содержание определяются поставленной целью курсовой или ВКР работы.

 

Преддипломная практика: основная задача преддипломной практики - выполнение практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).

3. В модуль «Дисциплины общего цикла» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Философия, История, Психология.

4. Модуль «Minor» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).

5. Модуль «Английский язык» включает в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР, а также дополнительные факультативные учебные дисциплины, направленные на формирование иноязычной компетенции.

6. Модуль «Data Culture» включает в себя дисциплины, направленные на формирование цифровой грамотности и навыков работы с данными.

7. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

 

 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Applied Mathematics and Information Science'

Go to Programme Contents and Structure