Паспорт образовательной программы
01.03.02 Прикладная математика и информатика
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
Программа рассчитана на молодых людей, готовящихся к развитию существующих и созданию новых компьютерных технологий, работающих в ведущих ИТ-компаниях и исследовательских центрах. Учебный план программы разработан с учетом опыта ведущих университетов, таких как Stanford University (США), EPFL (Швейцария), МГУ и МФТИ (Россия), а также Школы анализа данных Яндекса, разработавшей одну из самых сильных образовательных программ в области компьютерных наук в России.
Целью программы является подготовка специалистов по работе с данными (data scientist), аналитиков (analyst), исследователей в области компьютерных наук (researcher and computer scientist) и инженеров-разработчиков и инженеров-исследователей по программному обеспечению (software engineer and research software engineer).
Структурно программа состоит из нескольких основных компонент – профессионального цикла (ещё называемого “major”), проектной и научно-исследовательской работы, дополнительного профиля по выбору студента (“minor”), гуманитарных предметов, английского языка, физкультуры.
В чем преимущества программы?
1. Высокий уровень подготовки
Программа обучения сформирована с учетом опыта ведущих американских и европейских университетов, таких как Stanford University (США) и EPFL (Швейцария), а также Школы анализа данных, разработавшей одну из самых сильных образовательных программ в области Computer Science в России.
2. Сильный преподавательский состав
В числе преподавателей факультета – сотрудники высокотехнологичных компаний (МЕРА, Intel, Яндекс и других), представители лучших российских научных групп в области IT, победители международных чемпионатов по программированию по системе АСМ и международных математических олимпиад.
3. Индивидуальная образовательная траектория
На 2 курсе присутствует дополнительный профиль по выбору студента (“minor”).
На 3 и 4 курсах студенты выбирают пять курсов по выбору из общего списка.
4. Активная проектно-исследовательская работа
Практическая работа занимает заметную часть программы.
- На первом курсе все студенты изучают численные методы в рамках компьютерного практикума в среде математического моделирования Matlab.
- Начиная со второго курса, студенты работают над индивидуальными курсовыми работами (ссылка).
- На третьем курсе каждый должен выполнить программный проект под руководством ментора из ИТ-индустрии.
- На последнем курсе идет работа над выпускной квалификационной работой.
На каждом курсе студент может переключиться на исследовательскую работу, которая обсуждается на научно-исследовательских семинарах, или продолжить практико-ориентированные программные проекты по задачам, которые предлагают партнёры факультета.
Выпускникам образовательной программы 01.03.02 Прикладная математика и информатика
предстоит работать в:
- ведущих российских и зарубежных компаниях – производителях программного обеспечения (МЕРА, Intel, Яндекс, Microsoft, SAP, Seldon, Крок, Ланит и т.д.);
- в ИТ-отделах и отделах по работе с большими данными крупных компаний (Мегафон, МТС и других);
- в банковском, инвестиционном и страховом бизнесе (Сбербанк, Альфа-Банк и др.);
- в бизнес-консалтинге (KPMG, McKinsey&Co, Accenture);
- исследовательских центрах и университетах.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата по данному направлению подготовки, могут осуществлять профессиональную деятельность: Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере проектирования, разработки и тестирования программного обеспечения; в сфере проектирования, создания и поддержки информационно-коммуникационных систем и баз данных; в сфере создания информационных ресурсов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»); Ракетно-космическая промышленность (в сфере проектирования и разработки наземных автоматизированных систем управления космическими аппаратами); Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности. Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях, и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
научно-исследовательский:
− изучение новых научных результатов, научной литературы или научноисследовательских проектов в соответствии с профилем объекта профессиональной деятельности;
− составление научных обзоров, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
− исследование и разработка математических моделей и методов, алгоритмов и программного обеспечения по тематике проводимых научно- исследовательских проектов;
− применение математических методов и наукоемких технологий для изучения и моделирования сложных систем, в частности, в области обработки и анализа данных, экономики, социологии, физики, наук о жизни и др.;
− участие в работе научных семинаров, научно-тематических конференций, симпозиумов;
− подготовка научных и научно-технических публикаций; проектный и производственно-технологический:
− разработка математических методов для анализа и построения моделей по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ;
− разработка и исследование алгоритмов, вычислительных моделей и моделей данных для реализации элементов новых (или известных) систем информационных технологий;
− разработка архитектуры, алгоритмических и программных решений системного и прикладного программного обеспечения;
− разработка программного и информационного обеспечения компьютерных систем, автоматизированных систем вычислительных комплексов, сервисов, операционных систем и распределенных баз данных;
− изучение и использование различных языков программирования, алгоритмов, библиотек и пакетов программ при разработке программного обеспечения;
− развитие и использование инструментальных средств, автоматизированных систем в научной и производственной деятельности;
− участие во внедрении результатов исследований и разработок. организационно-управленческий:
− планирование производственной и научно-исследовательской деятельности и ресурсов, необходимых для реализации проектов, связанных с созданием и использованием информационных систем;
− составление технических заданий на разработку программных продуктов;
− разработка и внедрение процессов управления качеством производственной и научно-исследовательской деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.
Содержание образовательной программы для направления подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» определяется конкретными видами профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
профессиональные(ПК):
Код компетенции по порядку |
Формулировка компетенции
|
ПК-1 | Способен собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований в области математики и компьютерных наук, необходимых для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям |
ПК-2 | Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели |
ПК-3 | Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных |
ПК-4 | Способен анализировать, писать и редактировать академические и технические тексты на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной и научной деятельности в области математики и компьютерных наук |
ПК-5 | Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей научной и профессиональной деятельности, в т.ч. используя современные средства ИКТ |
ПК-6 | Способен строить профессиональную деятельность на основе правовых, профессиональных и этических норм и обязанностей, выполнять технологические требования и нормативы |
ПК-7 | Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем |
Общепрофессиональные(ОПК):
|
|
ОПК-1 | Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности |
ОПК-2 | Способен использовать и адаптировать существующие математические методы и системы программирования для разработки и реализации алгоритмов решения прикладных задач |
ОПК-3 | Способен применять и модифицировать математические модели для решения задач в области профессиональной деятельности |
ОПК-4 | Способен решать задачи профессиональной деятельности с использованием существующих информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ОПК-5 | Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском и иностранном языках в рамках профессионального и научного общения |
Универсальные (УК):
|
|
УК-1 | Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной |
УК-2 | Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области. |
УК-3 | Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза |
УК-4 | Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности |
УК-5 | Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) |
УК-6 | Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества |
УК-7 | Способен работать в команде |
УК-8 | Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения |
УК-9 | Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность |
УК-10 | Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде |
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.
- Для набора 2019/2020 уч. г. и ранее
Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих блоков и разделов:
Код элемента | Элементы ООП | Примерные дисциплины |
Б.О | Общий цикл | |
| Базовая часть | Безопасность жизнедеятельности Физическая культура История |
Б.Пр | Профессиональный цикл (Major) | |
Б.Пр.Б. | Базовая часть | Математический анализ Алгебра Линейная алгебра и геометрия Основы и методология программирования Дискретная математика Архитектура компьютера и операционные системы Теория вероятностей и математическая статистика Алгоритмы и структуры данных Дифференциальные уравнения Технологии программирования Математические модели в экономике Право Проектирование архитектуры программных систем Математический анализ 2
|
Б.ДВ. | Дисциплины по выбору |
|
Б.М. | Дополнительный профиль (Minor) | |
Б..ПД | Практики, проектная и/ или исследовательская работа | |
|
| Компьютерный практикум Практика Научно-исследовательский/ Проектный семинар Курсовые работы Проекты Подготовка ВКР |
Б.Ф | Факультативы | Наличие и полный состав определяются ОП. В том числе: Английский язык
|
Б.ГИА | Государственная итоговая аттестация | Защита ВКР |
- В блок «Общий цикл» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, История.
- В блоке «Профессиональный цикл» Базовая часть образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ; курсы по выбору образовательной программы включают элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и выбираемые студентами.
- Блок «Дополнительный профиль (Minor)» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).
- Блок «Практика, проектная и/или исследовательская работа» включает в себя:
Практики: учебная (по получению первичных профессиональных и профориентационных навыков), производственная (по закреплению профессиональных навыков) и преддипломная (для выполнения практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).
Практики проводятся в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
Проекты: выполнение отдельного группового проекта, участие в проектах, организуемых кафедрами и предприятиями-партнёрами НИУ ВШЭ по направлению подготовки, участие в «сервисных» проектах.
Проектная работа может осуществляться в структурных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, на производственных площадках организаций и учреждений.
Тематика проектных работ формулируется руководителем проекта и утверждается руководителем ОП.
Научно-исследовательский семинар: форма поддержки научно-исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области прикладной математики и информатики: поиск и работа с источниками, планирование исследовательской деятельности, использование общих и специальных методов исследования, структурирование и оформление научных текстов, представление результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участие в дискуссии. Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.
Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования. Курсовые работы, выполняемые студентами, носят междисциплинарный характер. Темы работ определяются научными руководителями и утверждаются руководителем ОП. Структура работы, ее содержание определяются поставленной целью курсовой работы.
- В блок «Факультативы» входят факультативные дисциплины по выбору образовательной программы и факультатив «Английский язык», включающий в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР.
- В блок «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включающая подготовку к процедуре защиты и саму защиту ВКР.
- Для набора 2020/2021 уч. г. и позднее
Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих модулей:
Модуль | Характеристика модуля |
1. Major |
|
Базовый профессиональный (Major) | Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по дискретной математике, алгебре, математическому анализу, теории вероятностей и математической статистике. Блок дисциплин по компьютерным наукам (Computer Science), включающий дисциплины по программированию, алгоритмам и структурам данных, организации вычислений. |
Вариативный профессиональный модуль (Major вар.) | Вариативные дисциплины Научно-исследовательские семинары Проектные семинары |
2. Практика |
|
Профессиональная | определяются ОП |
Проектная | Курсовая работа Проекты Преддипломная практика Подготовка ВКР |
Научно-исследовательская | Преддипломная практика Подготовка ВКР |
3. ДОЦ | Безопасность жизнедеятельности Дисциплина по физической культуре и спорту Не менее трёх из пяти дисциплин общеуниверситетского пула – определяется ОП. |
4. Minor | Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины |
5. Английский язык | Внутренний экзамен по английскому языку; Независимый экзамен по английскому языку; Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР; Дополнительные факультативные учебные дисциплины. |
6. Data Culture | Дисциплины из области наук о данных (Data Science) продвинутого уровня |
7. ГИА | Защита ВКР - обязательно Государственный экзамен – определяется ОП |
1. Базовый профессиональный модуль образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ. В вариативный модуль образовательной программы включаются элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и выбираемые студентами. В вариативный модуль включаются научно-исследовательские и проектные семинары.
Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно- исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области прикладной математики и информатики: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии. Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.
2. Модуль «Практика» включает в себя:
Профессиональную деятельность - учебная, технологическая и производственная практики;
Практики: учебная (по получению первичных профессиональных и профориентационных навыков), производственная (по изучению и решению задач, возникающих у различных организаций), производственная (по закреплению профессиональных навыков).
Практики проводятся в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
Проектную деятельность - выполнение групповых прикладных проектов, прохождение преддипломной практики, написание ВКР (если ВКР пишется в формате проекта);
Проектная работа может включать: выполнение отдельного группового проекта, участие в проектах, организуемых кафедрами и предприятиями-партнёрами НИУ ВШЭ по направлению подготовки, участие в «сервисных» проектах.
Проектная работа может осуществляться в структурных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, на производственных площадках организаций и учреждений.
Тематика проектных работ формулируется руководителем проекта и утверждается руководителем ОП.
Преддипломная практика: основная задача преддипломной практики - выполнение практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).
Научно-исследовательскую деятельность – выполнение курсовых работ, подготовка выпускной-квалификационной работы (ВКР), преддипломная практика (если ВКР выполняется в формате научно-исследовательской работы).
Курсовая и выпускная квалификационная работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования. Курсовые и ВКР, выполняемые студентами, носят междисциплинарный характер. Темы работ определяются научными руководителями и утверждаются руководителем ОП. Структура работы, ее содержание определяются поставленной целью курсовой или ВКР работы.
Преддипломная практика: основная задача преддипломной практики - выполнение практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).
3. В модуль «Дисциплины общего цикла» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Философия, История, Психология.
4. Модуль «Minor» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).
5. Модуль «Английский язык» включает в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР, а также дополнительные факультативные учебные дисциплины, направленные на формирование иноязычной компетенции.
6. Модуль «Data Culture» включает в себя дисциплины, направленные на формирование цифровой грамотности и навыков работы с данными.
7. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Прикладная математика и информатика»