• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

01.03.02 Прикладная математика и информатика

Утверждение программы
Приказ об утверждении программ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-10
Дата обновления паспорта
29.11.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Конкурентные преимущества программы

Программа рассчитана на молодых людей, готовящихся к развитию существующих и созданию новых компьютерных технологий, работающих в ведущих ИТ-компаниях и исследовательских центрах.  Учебный план программы разработан с учетом опыта ведущих университетов, таких как Stanford University (США), EPFL (Швейцария), МГУ и МФТИ (Россия), а также Школы анализа данных Яндекса, разработавшей одну из самых сильных образовательных программ в области компьютерных наук в России.

Целью программы является подготовка специалистов по работе с данными (data scientist), аналитиков (analyst), исследователей в области компьютерных наук (researcher and computer scientist) и инженеров-разработчиков и инженеров-исследователей по программному обеспечению (software engineer and research software engineer).

 

Структурно программа состоит из нескольких основных компонент – профессионального цикла (ещё называемого “major”), проектной и научно-исследовательской работы, дополнительного профиля по выбору студента (“minor”), гуманитарных предметов, английского языка, физкультуры.

В чем преимущества программы?

1. Высокий уровень подготовки

Программа обучения сформирована с учетом опыта ведущих американских и европейских университетов, таких как Stanford University (США) и EPFL (Швейцария), а также Школы анализа данных, разработавшей одну из самых сильных образовательных программ в области Computer Science в России.

2. Сильный преподавательский состав

В числе преподавателей факультета – сотрудники высокотехнологичных компаний (МЕРА, Intel, Яндекс и других), представители лучших российских научных групп в области IT, победители международных чемпионатов по программированию по системе АСМ и международных математических олимпиад.

3. Индивидуальная образовательная траектория 

На 2 курсе присутствует дополнительный профиль по выбору студента (“minor”).

На 3 и 4 курсах студенты выбирают  пять курсов по выбору из общего списка.

4. Активная проектно-исследовательская работа

Практическая работа занимает заметную часть программы.

 - На первом курсе все студенты изучают численные методы в рамках компьютерного практикума в среде математического моделирования Matlab.

 - Начиная со второго курса, студенты работают над индивидуальными курсовыми работами (ссылка).

 - На третьем курсе каждый должен выполнить программный проект под руководством ментора из ИТ-индустрии.

 - На последнем курсе идет работа над выпускной квалификационной работой.

На каждом курсе студент может переключиться на исследовательскую работу, которая обсуждается на научно-исследовательских семинарах, или продолжить практико-ориентированные программные проекты по задачам, которые предлагают партнёры факультета.

 

Выпускникам образовательной программы 01.03.02 Прикладная математика и информатика

 предстоит работать в:

  • ведущих российских и зарубежных компаниях – производителях программного обеспечения (МЕРА, Intel, Яндекс, Microsoft, SAP, Seldon, Крок, Ланит и т.д.);
  • в ИТ-отделах и отделах по работе с большими данными крупных компаний (Мегафон, МТС и других);
  • в банковском, инвестиционном и страховом бизнесе (Сбербанк, Альфа-Банк и др.);
  • в бизнес-консалтинге (KPMG, McKinsey&Co, Accenture);
  • исследовательских центрах и университетах. 
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата по данному направлению подготовки, могут осуществлять профессиональную деятельность: Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере проектирования, разработки и тестирования программного обеспечения; в сфере проектирования, создания и поддержки информационно-коммуникационных систем и баз данных; в сфере создания информационных ресурсов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»); Ракетно-космическая промышленность (в сфере проектирования и разработки наземных автоматизированных систем управления космическими аппаратами); Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности. Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях, и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

 В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

научно-исследовательский:

− изучение новых научных результатов, научной литературы или научноисследовательских проектов в соответствии с профилем объекта профессиональной деятельности;

− составление научных обзоров, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

− исследование и разработка математических моделей и методов, алгоритмов и программного обеспечения по тематике проводимых научно- исследовательских проектов;

− применение математических методов и наукоемких технологий для изучения и моделирования сложных систем, в частности, в области обработки и анализа данных, экономики, социологии, физики, наук о жизни и др.;

− участие в работе научных семинаров, научно-тематических конференций, симпозиумов;

− подготовка научных и научно-технических публикаций; проектный и производственно-технологический:

− разработка математических методов для анализа и построения моделей по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ;

− разработка и исследование алгоритмов, вычислительных моделей и моделей данных для реализации элементов новых (или известных) систем информационных технологий;

− разработка архитектуры, алгоритмических и программных решений системного и прикладного программного обеспечения;

− разработка программного и информационного обеспечения компьютерных систем, автоматизированных систем вычислительных комплексов, сервисов, операционных систем и распределенных баз данных;

− изучение и использование различных языков программирования, алгоритмов, библиотек и пакетов программ при разработке программного обеспечения;

− развитие и использование инструментальных средств, автоматизированных систем в научной и производственной деятельности;

− участие во внедрении результатов исследований и разработок. организационно-управленческий:

− планирование производственной и научно-исследовательской деятельности и ресурсов, необходимых для реализации проектов, связанных с созданием и использованием информационных систем;

− составление технических заданий на разработку программных продуктов;

− разработка и внедрение процессов управления качеством производственной и научно-исследовательской деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.

 

Содержание образовательной программы для направления подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» определяется конкретными видами профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

 

профессиональные(ПК):

Код компетенции по порядку

 

Формулировка компетенции

 

ПК-1

Способен собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований в области математики и компьютерных наук, необходимых для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям

ПК-2

Способен разрабатывать и реализовывать в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели

ПК-3

Способен разрабатывать программное и информационное обеспечение компьютерных систем, сервисов, вычислительных комплексов, баз данных

ПК-4

Способен анализировать, писать и редактировать академические и технические тексты на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной и научной деятельности в области математики и компьютерных наук

ПК-5

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей научной и профессиональной деятельности, в т.ч. используя современные средства ИКТ

ПК-6

Способен строить профессиональную деятельность на основе правовых, профессиональных и этических норм и обязанностей, выполнять технологические требования и нормативы

ПК-7

Способен осуществлять планирование профессиональной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем

 

Общепрофессиональные(ОПК):

 

 

 

 

ОПК-1

Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности

ОПК-2

Способен использовать и адаптировать существующие математические методы и системы программирования для разработки и реализации алгоритмов решения прикладных задач

ОПК-3

Способен применять и модифицировать математические модели для решения задач в области профессиональной деятельности

ОПК-4

Способен решать задачи профессиональной деятельности с использованием существующих информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

ОПК-5

Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском и иностранном языках в рамках профессионального и научного общения

 

Универсальные (УК):

 

 

УК-1

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

УК-2

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

УК-3

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

УК-4

Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности

УК-5

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

УК-6

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

УК-7

Способен работать в команде

УК-8

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

УК-9

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

УК-10

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

 

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

 

Характеристики образовательных модулей программы
  1. Для набора 2019/2020 уч. г. и ранее

Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих блоков и разделов:

 

Код элемента

Элементы ООП

Примерные дисциплины

Б.О

Общий цикл

 

Базовая часть

Безопасность жизнедеятельности

Физическая культура

История

Б.Пр

Профессиональный цикл (Major)

Б.Пр.Б.

Базовая часть

Математический анализ

Алгебра

Линейная алгебра и геометрия

Основы и методология программирования Дискретная математика

Архитектура компьютера и операционные системы

Теория вероятностей и математическая статистика

Алгоритмы и структуры данных

Дифференциальные уравнения

Технологии программирования

Математические модели в экономике

Право

Проектирование архитектуры программных систем

Математический анализ 2

 

 

Б.ДВ.

Дисциплины по выбору

 

Б.М.

Дополнительный профиль (Minor)

Б..ПД

Практики, проектная и/ или исследовательская работа

 

 

Компьютерный практикум

Практика

Научно-исследовательский/

Проектный семинар

Курсовые работы Проекты

Подготовка ВКР

Б.Ф

Факультативы

Наличие и полный состав определяются ОП.

 В том числе: Английский язык

 

Б.ГИА

Государственная итоговая аттестация

Защита ВКР

 

  1. В блок «Общий цикл» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, История.
  2. В блоке «Профессиональный цикл» Базовая часть образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ; курсы по выбору образовательной программы  включают элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и  выбираемые студентами.
  3. Блок «Дополнительный профиль (Minor)» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).
  4. Блок «Практика, проектная и/или исследовательская работа» включает в себя:

Практики: учебная (по получению первичных профессиональных и профориентационных навыков), производственная (по закреплению профессиональных навыков) и преддипломная (для выполнения практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).

Практики проводятся в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Проекты: выполнение отдельного группового проекта, участие в проектах, организуемых кафедрами и предприятиями-партнёрами НИУ ВШЭ по направлению подготовки, участие в «сервисных» проектах.

Проектная работа может осуществляться в структурных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, на производственных площадках организаций и учреждений.

Тематика проектных работ формулируется руководителем проекта и утверждается руководителем ОП.

Научно-исследовательский семинар: форма поддержки научно-исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области прикладной математики и информатики: поиск и работа с источниками, планирование исследовательской деятельности, использование общих и специальных методов исследования, структурирование и оформление научных текстов, представление результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участие в дискуссии. Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.

Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования. Курсовые работы, выполняемые студентами, носят междисциплинарный характер. Темы работ определяются научными руководителями и утверждаются руководителем ОП. Структура работы, ее содержание определяются поставленной целью курсовой работы.

  1. В блок «Факультативы» входят факультативные дисциплины по выбору образовательной программы и факультатив «Английский язык», включающий в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР.
  2. В блок «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включающая подготовку к процедуре защиты и саму защиту ВКР.

 

  1. Для набора 2020/2021 уч. г. и позднее

 

Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих модулей:

Модуль

Характеристика модуля

1. Major

 

Базовый профессиональный (Major)

Блок математических дисциплин, включающий дисциплины по дискретной математике, алгебре, математическому анализу, теории вероятностей и математической статистике.

Блок дисциплин по компьютерным наукам (Computer Science), включающий дисциплины по программированию, алгоритмам и структурам данных, организации вычислений.

Вариативный профессиональный модуль

(Major вар.)

Вариативные дисциплины

Научно-исследовательские семинары

Проектные семинары

2.  Практика

 

Профессиональная

определяются ОП

Проектная

Курсовая работа

Проекты

Преддипломная практика

Подготовка ВКР

Научно-исследовательская

Преддипломная практика

Подготовка ВКР

3. ДОЦ

Безопасность жизнедеятельности

Дисциплина по физической культуре и спорту

Не менее трёх из пяти дисциплин общеуниверситетского пула – определяется ОП.

4.  Minor

Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины

5. Английский язык

Внутренний экзамен по английскому языку;

Независимый экзамен по английскому языку;

Подготовка и защита Project Proposal по теме

ВКР;

Дополнительные факультативные учебные дисциплины.

6.  Data Culture

Дисциплины из области наук о данных (Data Science) продвинутого уровня 

7. ГИА

Защита ВКР - обязательно

Государственный экзамен – определяется ОП

 

 

1. Базовый профессиональный модуль образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ. В вариативный модуль образовательной программы включаются элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и  выбираемые студентами. В вариативный модуль включаются научно-исследовательские и проектные семинары.

 Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно- исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области прикладной математики и информатики: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии. Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.

2. Модуль «Практика» включает в себя:

Профессиональную деятельность - учебная, технологическая и производственная практики;

Практики: учебная (по получению первичных профессиональных и профориентационных навыков), производственная (по изучению и решению задач, возникающих у различных организаций), производственная (по закреплению профессиональных навыков).

 Практики проводятся в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Проектную деятельность - выполнение групповых прикладных проектов, прохождение преддипломной практики, написание ВКР (если ВКР пишется в формате проекта);

Проектная работа может включать: выполнение отдельного группового проекта, участие в проектах, организуемых кафедрами и предприятиями-партнёрами НИУ ВШЭ по направлению подготовки, участие в «сервисных» проектах.

Проектная работа может осуществляться в структурных и научных подразделениях НИУ ВШЭ, на производственных площадках организаций и учреждений.

Тематика проектных работ формулируется руководителем проекта и утверждается руководителем ОП.

 

Преддипломная практика: основная задача преддипломной практики - выполнение практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).

Научно-исследовательскую деятельность – выполнение курсовых работ, подготовка выпускной-квалификационной работы (ВКР), преддипломная практика (если ВКР выполняется в формате научно-исследовательской работы).

Курсовая и выпускная квалификационная работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования. Курсовые и ВКР, выполняемые студентами, носят междисциплинарный характер. Темы работ определяются научными руководителями и утверждаются руководителем ОП. Структура работы, ее содержание определяются поставленной целью курсовой или ВКР работы.

 

Преддипломная практика: основная задача преддипломной практики - выполнение практической части ВКР работы. Во время преддипломной практики студенты должны показать умение решать профессиональные задачи для подготовки ВКР).

3. В модуль «Дисциплины общего цикла» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Философия, История, Психология.

4. Модуль «Minor» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).

5. Модуль «Английский язык» включает в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР, а также дополнительные факультативные учебные дисциплины, направленные на формирование иноязычной компетенции.

6. Модуль «Data Culture» включает в себя дисциплины, направленные на формирование цифровой грамотности и навыков работы с данными.

7. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

 

 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Прикладная математика и информатика»

Перейти к содержанию программы