We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Digital Literacy: Basic Course

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на формирования начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные темы, связанные с применением современных технологий в гуманитарных дисциплинах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых технологий в профессиональной деятельности. Студенты, обучающиеся по направлению "Юриспруденция", должны понимать, какие существуют возможности использования цифровых технологий в юриспруденции, научиться формулировать задачи, которые могут быть решены с использованием цифровых технологий, а также осознавать правовые вызовы и видеть тенденции развития права в цифровую эпоху
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление о данных и возможностях использования цифровых технологий в юриспруденции; иметь представление о механизмах работы информационного поиска, рекомендательных систем; уметь: анализировать результаты квантитативного анализа; использовать открытые ресурсы со структурированными данными; владеть навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных;
  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
  • Называет переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств
  • Объясняет типы построения структуры презентации и ситуации их применения
  • Описывает основные способы структурирования информации на слайде
  • Определяет версию операционной системы, установленную на компьютере
  • Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой
  • Применяет основные горячие клавиши для работы в Power Point
  • Применяет средства Power Point для создания выбранного типа инфографики/схемы, а также дизайна построенного графика
  • Создает различные визуальные элементы - таблицы, графики, схемы и пр.
  • Создает слайды, а также применяет следующие навыки: копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Сравнивает разные типы визуализации данных и применяет выбранный тип для решения поставленной задачи
  • Сравнивает форматы для изображений и звука и применяет наиболее подходящий
  • Студенты изучают что такое данные. Какие бывают типы данных. Доступ к данным. Этические вопросы и лицензии. Открытые данные. Большие данные. Сравнение подходов анализа в доцифровую эпоху и нынешнюю (data-driven и question-driven). Работа с данными: машинное обучение. Работа с данными: нейронные сети и искусственный интеллект (что это такое)
  • Умеет анализировать результаты квантитативного анализа
  • Умеет использовать открытые ресурсы со структурированными данными
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Учащиеся изучат браузер и сервисы Google. Узнают как правильно искать информацию
  • Учащиеся изучат виды угроз: вирусы, фишинг, уязвимость устройств. Защита от вирусов: антивирусы, осторожность при скачивании файлов. Пароли: надежность и правила предосторожности. Банковские данные. Спам и навязчивая реклама
  • Учащиеся изучат программы MS Word, Google Drive, Google Docs
  • Учащиеся изучат программы Zotero, Google Scholar
  • Имеет представление о данных, больших данных, машинном обучении.
  • Умение работать с информацией в Сети
  • Умение работать с компьютерами, с файловыми система, с папками, с файлами.
  • Умение работать с электронными таблицами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы работы с данными: данные, большие данные, машинное обучение
  • Юридическая грамотность в сети
  • Компьютерная безопасность
  • Техническая грамотность: презентации
  • Интернет-грамотность
  • Медиаграмотность
  • Техническая грамотность: документы и облака
  • Техническая грамотность: таблицы
  • Компьютерная грамотность
  • Академическая грамотность
  • Сбор и анализ данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опрос
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Опрос + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горелов, Н. А.  Развитие информационного общества: цифровая экономика : учебное пособие для вузов / Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10039-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429156 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Проектирование информационных систем : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Грекул В. И., Денищенко Г. Н., 2005
  • Свобода слова в Интернете: конституционно-правовой аспект, Щербович, А. А., 2013
  • Сетевой фактор. Интернет и общество. Взгляд, Мирошников, Б. Н., 2012
  • Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты : учеб. пособие для вузов, Щербаков, А. Ю., 2009
  • Теоретические основы электротехники. Интернет-тестирование. : учеб.пособие, Бутырина, П. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Алгоритмы интеллектуального Интернета, Марманис, Х., 2011
  • Безопасность платежей в интернете, Голдовский, И., 2001
  • Введение в Интернет-образование : учеб. пособие, Андреев, А. А., 2003
  • Интеллектуальная собственность в сети "Интернет", Бабкин, С. А., 2005
  • Интернет в общественной жизни, , 2006
  • Интернет и право, Серго, А. Г., 2003
  • Интернет: инфраструктура информационного общества, Курицкий, А. Б., 1999
  • Компьютерные сети : многоуровневая архитектура Интернета, Куроуз, Дж. Ф., 2004
  • Курс выживания интернет-компании, Барроу, К., 2001
  • Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет, Дмитрик, Н. А., 2006
  • Практикум по созданию интернет - проектов. Ч.1: Основы языка программирования JavaScript, Гасанов, Э. В., 2012
  • Психология Интернет-коммуникации, Белинская, Е. П., 2013
  • Пусть говорят Ваши пальцы : Онлайновая реклама в интернете, Харрис, Г., 2002
  • Разработка Web-сайтов в Microsoft Visual Studio и их размещение в сети Интернет : Учеб. пособие, Керов, Л.А., 2011
  • Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу, Кирия, И. В., 2005
  • Техника и технология СМИ : печать, радио, телевидение, Интернет : учебник для вузов, Тулупов, В. В., 2008

Авторы

  • Ноздринова Елена Вячеславовна