We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Semiotics of Literature and Cinema

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Literature and Intercultural Communication
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина позволяет студенту сформировать дополнительную сферу применения профессиональных филологических знаний. Курс охватывает: - знакомство с основными элементами кинодраматургии и киноязыка - знакомство с художественными приёмами, посредством которых режиссёр доносит до зрителя свои идеи - влияние на зрительское восприятие фильма «внешних» факторов: технического, маркетингового, социально-исторического, а также общественно-политического и культурного контекста - художественный анализ ряда конкретных фильмов, выделение основных идей кинопроизведения и приёмов, при помощи которых эти идеи реализуются В результате его освоения студент должен: - знать основные элементы кинодраматургии и киноязыка, - понимать принципы работы этих элементов, - уметь при анализе кинопроизведения выделять идеи произведения и приёмы, при помощи которых эти идеи реализуются. - уметь выделять в кинематографических образах эстетический, социальный, философский и культурологический смыслы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – сформировать у студентов систему знаний, умений и навыков в области анализа кинопроизведений. Задачи курса: - научить студентов выделять в кинематографических образах эстетический, социальный, философский и культурологический смыслы, а также понимать, как при помощи различных элементов драматургии и киноязыка авторы фильма выражают те или иные идеи, как воздействуют на свою аудиторию - расширить культурный кругозор студентов, развивать аналитическое мышление и способность формировать и аргументировать собственное мнение, что весьма важно в современном мире - мире фейков, навязчивой рекламы и изощрённой пропаганды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знать основные элементы киноязыка - понимать принципы работы этих элементов - уметь при анализе кинопроизведения выделять идеи произведения и приёмы, при помощи которых эти идеи реализуются - уметь выделять в кинематографических образах эстетический, социальный, философский и культурологический смыслы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сущность, цели и задачи курса, его структура.
    Кино – искусство визуальное. Киноискусство как результат синтеза других видов искусства. Три главных аспекта кинематографа: драматургический, изобразительный и пространственно-временной. Киноязык – система средств для передачи идей фильма. Киноанализ – декодировка фильма зрителями. Принципы воздействие фильма на зрителя. «Гипнотизм» кинематографа. Зритель как соавтор режиссёра. Несовпадение кодирования и декодирования фильмов как возможность для их многочисленных интерпретаций. Кино – это предельная верность действительности и предельная же свобода по отношению к действительности.
  • Драматургия фильма.
    Что такое интересная, хорошо изложенная история. Основная формула драмы. Протагонист, антагонист и отношение зрителей к персонажам. Цель, конфликт, перипетии. Структура истории, сюжет. Три акта: завязка, напряжение и кульминация, развязка. Последовательность изложения. Как сделать зрителя соучастником событий. Внутреннее и внешнее. Ирония. Достоверность. Развитие сюжета во времени. Реальное и экранное время. Сцены подготовки и последствий. Примеры сюжетных конструкций, сюжетные клише. Драматургические ошибки. Диалоги. Нарушение законов драмы.
  • Сериалы как «другое» кино.
    Сериальная революция 1990-х: кабельное ТВ, HBO, ослабление цензуры, увеличение бюджетов, настоящее кинокачество, более взрослая и умная аудитория, постепенное смещение центра интеллектуальной и творческой активности от большого кино к сериалам. Базовые ценности сериалов: романная форма и эффект привыкания, изучение массовой аудитории и моделирование её поведения, сериал как психотерапевтическое средство. Виды и жанры сериалов. Специфика киноэстетики сериалов.
  • Звук в кино.
    Появление и история развития звука в кино. Виды и значение звука в кино. Звук и изображение. Два способа репрезентации звука — синхронный и озвученный. Звукозрительный контрапункт. Звук как эстетический инструмент. Звуковые клише. Музыка в кино. Её позитивное и негативное значение для фильма. Синтез музыки и шумов.
  • Изображение в кино.
    Кадр: композиция, перспектива, масштаб, фон, закадровое пространство. План. Крупность. Объективы, углы зрения, диафрагма. Глубина кадра. Ракурс съёмки, точка зрения. Движение камеры. Субъективная камера. Свет и цвет. Объекты съёмки.
  • Стиль и приёмы киноповествования.
    Значение кастинга для восприятия фильма. Работа актёра. Что такое повествовательное кино. «Образность» и «реальность». Раскадровка – рассказ посредством сочетания кадров. Психология кино. Модальность. Внутренний мир на экране. Время в кино и длина сцены. Глубинная мизансцена. Движение, темп и ритм. Метафора и иносказание в кино. Радикальное воздействие на зрителя. Насилие на экране. Саспенс. Минимализм. Начало фильма. Установочный кадр. Детали в кино. Второстепенные сцены. Формат экрана как приём. Теория авторства и её противники. Альтернатива нарративной структуре фильма.
  • Монтаж.
    Что такое монтаж. Эффект Кулешова. Сущность и значение монтажа. Виды монтажа. Правила монтажа. Функции монтажа: сопоставление изображений и создание темпоритма. Монтаж как художественный приём. Параллельный, конфликтный и интеллектуальный монтаж.
  • Влияние на зрительское восприятие фильма «внешних» факторов.
    Целевая аудитория фильма. Большой и малый экран. Киномаркетинг. Жанровое определение фильма. Цензура и пропаганда. Актуальность фильма. Общественно-политический, общекультурный и кинематографический контекст. Социально-историческая ситуация в момент создания и в момент просмотра фильма. Кинорепутация: «фестивальное» и «жанровое» кино, классика и культовое кино, трэш и культовое плохое кино, сиквелы и ремейки. Кинокритика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменная работа
  • неблокирующий итоговая проверочная работа
  • неблокирующий оценка за семинарские занятия
  • неблокирующий письменная работа
  • неблокирующий письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * итоговая проверочная работа + 0.4 * оценка за семинарские занятия + 0.1 * письменная работа + 0.1 * письменная работа + 0.1 * письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранные статьи. Т.3: Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мел..., Лотман, Ю. М., 1993
  • Избранные труды. Т.1: Семиотика истории. Семиотика культуры, Успенский, Б. А., 1994
  • Лингвосемиотика милитарно-медийного дискурса (на материале современных публикаций англоязычных СМИ) : монография / Н.Г. Склярова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 88 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf3b8d6198855.02642558. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/968061
  • Лободанов А.П. Семиотика искусства: история и онтология: Учебное пособие. - 2-е издание. - М.: Издательство Московского университета, 2013. - 680 с., илл., табл., схемы, нотные примеры. - (Классический университетский учебник). - ISBN 978-5-19-010803-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022582 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022582
  • Русская семиотика : идеи и методы, персоналии, история, Почепцов, Г. Г., 2001
  • Семиотика : антология, , 2001
  • Филатов Н. Ф. - СЕМИОТИКА И ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 490с. - ISBN: 978-5-534-06331-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semiotika-i-diagnostika-detskih-bolezney-455305

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бразговская Е. Е. - СЕМИОТИКА. ЯЗЫКИ И КОДЫ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 186с. - ISBN: 978-5-534-11201-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semiotika-yazyki-i-kody-kultury-444743
  • Бразговская Е. Е. - СЕМИОТИКА. ЯЗЫКИ И КОДЫ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 186с. - ISBN: 978-5-534-11201-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semiotika-yazyki-i-kody-kultury-455584