• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семиотика литературы и кино

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина позволяет студенту сформировать дополнительную сферу применения профессиональных филологических знаний. Курс охватывает: - знакомство с основными элементами кинодраматургии и киноязыка - знакомство с художественными приёмами, посредством которых режиссёр доносит до зрителя свои идеи - влияние на зрительское восприятие фильма «внешних» факторов: технического, маркетингового, социально-исторического, а также общественно-политического и культурного контекста - художественный анализ ряда конкретных фильмов, выделение основных идей кинопроизведения и приёмов, при помощи которых эти идеи реализуются В результате его освоения студент должен: - знать основные элементы кинодраматургии и киноязыка, - понимать принципы работы этих элементов, - уметь при анализе кинопроизведения выделять идеи произведения и приёмы, при помощи которых эти идеи реализуются. - уметь выделять в кинематографических образах эстетический, социальный, философский и культурологический смыслы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – сформировать у студентов систему знаний, умений и навыков в области анализа кинопроизведений. Задачи курса: - научить студентов выделять в кинематографических образах эстетический, социальный, философский и культурологический смыслы, а также понимать, как при помощи различных элементов драматургии и киноязыка авторы фильма выражают те или иные идеи, как воздействуют на свою аудиторию - расширить культурный кругозор студентов, развивать аналитическое мышление и способность формировать и аргументировать собственное мнение, что весьма важно в современном мире - мире фейков, навязчивой рекламы и изощрённой пропаганды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знать основные элементы киноязыка - понимать принципы работы этих элементов - уметь при анализе кинопроизведения выделять идеи произведения и приёмы, при помощи которых эти идеи реализуются - уметь выделять в кинематографических образах эстетический, социальный, философский и культурологический смыслы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сущность, цели и задачи курса, его структура.
    Кино – искусство визуальное. Киноискусство как результат синтеза других видов искусства. Три главных аспекта кинематографа: драматургический, изобразительный и пространственно-временной. Киноязык – система средств для передачи идей фильма. Киноанализ – декодировка фильма зрителями. Принципы воздействие фильма на зрителя. «Гипнотизм» кинематографа. Зритель как соавтор режиссёра. Несовпадение кодирования и декодирования фильмов как возможность для их многочисленных интерпретаций. Кино – это предельная верность действительности и предельная же свобода по отношению к действительности.
  • Драматургия фильма.
    Что такое интересная, хорошо изложенная история. Основная формула драмы. Протагонист, антагонист и отношение зрителей к персонажам. Цель, конфликт, перипетии. Структура истории, сюжет. Три акта: завязка, напряжение и кульминация, развязка. Последовательность изложения. Как сделать зрителя соучастником событий. Внутреннее и внешнее. Ирония. Достоверность. Развитие сюжета во времени. Реальное и экранное время. Сцены подготовки и последствий. Примеры сюжетных конструкций, сюжетные клише. Драматургические ошибки. Диалоги. Нарушение законов драмы.
  • Сериалы как «другое» кино.
    Сериальная революция 1990-х: кабельное ТВ, HBO, ослабление цензуры, увеличение бюджетов, настоящее кинокачество, более взрослая и умная аудитория, постепенное смещение центра интеллектуальной и творческой активности от большого кино к сериалам. Базовые ценности сериалов: романная форма и эффект привыкания, изучение массовой аудитории и моделирование её поведения, сериал как психотерапевтическое средство. Виды и жанры сериалов. Специфика киноэстетики сериалов.
  • Звук в кино.
    Появление и история развития звука в кино. Виды и значение звука в кино. Звук и изображение. Два способа репрезентации звука — синхронный и озвученный. Звукозрительный контрапункт. Звук как эстетический инструмент. Звуковые клише. Музыка в кино. Её позитивное и негативное значение для фильма. Синтез музыки и шумов.
  • Изображение в кино.
    Кадр: композиция, перспектива, масштаб, фон, закадровое пространство. План. Крупность. Объективы, углы зрения, диафрагма. Глубина кадра. Ракурс съёмки, точка зрения. Движение камеры. Субъективная камера. Свет и цвет. Объекты съёмки.
  • Стиль и приёмы киноповествования.
    Значение кастинга для восприятия фильма. Работа актёра. Что такое повествовательное кино. «Образность» и «реальность». Раскадровка – рассказ посредством сочетания кадров. Психология кино. Модальность. Внутренний мир на экране. Время в кино и длина сцены. Глубинная мизансцена. Движение, темп и ритм. Метафора и иносказание в кино. Радикальное воздействие на зрителя. Насилие на экране. Саспенс. Минимализм. Начало фильма. Установочный кадр. Детали в кино. Второстепенные сцены. Формат экрана как приём. Теория авторства и её противники. Альтернатива нарративной структуре фильма.
  • Монтаж.
    Что такое монтаж. Эффект Кулешова. Сущность и значение монтажа. Виды монтажа. Правила монтажа. Функции монтажа: сопоставление изображений и создание темпоритма. Монтаж как художественный приём. Параллельный, конфликтный и интеллектуальный монтаж.
  • Влияние на зрительское восприятие фильма «внешних» факторов.
    Целевая аудитория фильма. Большой и малый экран. Киномаркетинг. Жанровое определение фильма. Цензура и пропаганда. Актуальность фильма. Общественно-политический, общекультурный и кинематографический контекст. Социально-историческая ситуация в момент создания и в момент просмотра фильма. Кинорепутация: «фестивальное» и «жанровое» кино, классика и культовое кино, трэш и культовое плохое кино, сиквелы и ремейки. Кинокритика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменная работа
  • неблокирующий итоговая проверочная работа
  • неблокирующий оценка за семинарские занятия
  • неблокирующий письменная работа
  • неблокирующий письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * итоговая проверочная работа + 0.4 * оценка за семинарские занятия + 0.1 * письменная работа + 0.1 * письменная работа + 0.1 * письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранные статьи. Т.3: Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мел..., Лотман, Ю. М., 1993
  • Избранные труды. Т.1: Семиотика истории. Семиотика культуры, Успенский, Б. А., 1994
  • Лингвосемиотика милитарно-медийного дискурса (на материале современных публикаций англоязычных СМИ) : монография / Н.Г. Склярова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 88 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf3b8d6198855.02642558. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/968061
  • Лободанов А.П. Семиотика искусства: история и онтология: Учебное пособие. - 2-е издание. - М.: Издательство Московского университета, 2013. - 680 с., илл., табл., схемы, нотные примеры. - (Классический университетский учебник). - ISBN 978-5-19-010803-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022582 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022582
  • Русская семиотика : идеи и методы, персоналии, история, Почепцов, Г. Г., 2001
  • Семиотика : антология, , 2001
  • Филатов Н. Ф. - СЕМИОТИКА И ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 490с. - ISBN: 978-5-534-06331-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semiotika-i-diagnostika-detskih-bolezney-455305

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бразговская Е. Е. - СЕМИОТИКА. ЯЗЫКИ И КОДЫ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 186с. - ISBN: 978-5-534-11201-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semiotika-yazyki-i-kody-kultury-444743
  • Бразговская Е. Е. - СЕМИОТИКА. ЯЗЫКИ И КОДЫ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 186с. - ISBN: 978-5-534-11201-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semiotika-yazyki-i-kody-kultury-455584