• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

45.03.01 Philology

Approved by
приказ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-11
Last Update
протокол заседания Ученого совета № 8.1.1.7-06/5 от 03.09.2020
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages

Для набора студентов до 2019/2020 учебного года включительно

ОП «Филология» ориентирована на практическое применение гуманитарных, литературоведческих и лингвистических знаний. Проектная деятельность и тесное сотрудничество с потенциальными работодателями позволяют не только расширить спектр компетенций выпускников, но и обеспечивают возможности трудоустройства. Фундаментальные теоретические курсы, традиционные для университетского преподавания, в рамках образовательной программы соединены с практически ориентированными дисциплинами.

Вторым значимым преимуществом ОП «Филология» на рынке образовательных услуг Нижнего Новгорода и ПФО является глубокое изучение нескольких иностранных языков, а также практическая работа с художественной и научной работой на этих языках.

Третье преимущество связано с междисциплинарностью: усвоение филологических дисциплин происходит параллельно с освоением инструментария других референтных полей: истории, социологии, межкультурной коммуникации.  

Важным инструментом в современных гуманитарных науках являются новые технологии. ОП «Филология» предлагает соединение традиционного изучения гуманитарных наук с использованием новых информационных технологий. Студенты получают навык профессионального пользования лингвистическими базами данных, корпусными технологиями, сетевыми библиотеками. Работа с информацией (поиск, отбор, верификация, структурирование) позволяет выпускникам программы осваивать различные области гуманитарного знания.

Особенностью освоения программ бакалавриата в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород является возможность для студента выбрать дополнительный профиль (Minor), который позволяет в рамках формирования индивидуальной образовательной траектории изучить конкретную область нефилологических знаний, расширив объём компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.

В преподавании используются лучшие современные образовательные методики, а также сочетание индивидуальной и командной работы.

В рамках ОП исследовательская и проектная работа студентов составляет 20% всей нагрузки, предусмотренной учебным планом бакалавриата по направлению «Филология». К основным видам исследовательской и проектной работы студентов относятся такие виды как научно-исследовательский семинар; научно-практический семинар; практикум; практика; проект.

 

Для набора студентов с 2020/2021 учебного года

Образовательная программа «Филология» реализует программу современного фундаментального гуманитарного образования, ориентированную вместе с тем на широкое академическое и практическое применение литературоведческих и лингвистических знаний. Основными принципами и конкурентными преимуществами программы являются:

- глубокое фундаментальное образование в области литературы, в основе которого лежит историко-хронологический принцип. Одновременное фундаментальное истории русской литературы и литератур Европы и США (в том числе в их постоянной взаимосвязи) формирует не только базовые профессиональные, но и личностные компетенции выпускников;

- глубокое изучение трех иностранных языков, а также практическая работа с художественной и научной работой на этих языках. В отличие от традиционного образования, предлагаемого лингвистическими вузами, язык при таком подходе осознается не как цель, а как средство профессионального и личностного развития;

- развитие навыков практической работы в традиционных для филолога сферах деятельности, в частности, таких, как литературное редактирование и копирайтинг,  перевод (в том числе художественный), преподавание литературы и иностранных языков, а также русского как иностранного, литературно-критическая деятельность (в том числе по отношению к смежным видам искусства), журналистика, pr-менеджмент;

- проектная деятельность и тесное сотрудничество с потенциальными работодателями позволяют не только расширить спектр компетенций выпускников, но и обеспечивают возможности трудоустройства;

- «активная филология», то есть постоянное участие студентов в научной и образовательной деятельности (выездные семинары, летние школы, научные конференции, образовательные экскурсии), возможность участия в творческой деятельности программы (Лестничные чтения, Театрально-филологическая мастерская);

- профессиональное пользование лингвистическими базами данных, корпусными технологиями, сетевыми библиотеками, а также базовые навыки программирования. Работа с информацией (поиск, отбор, верификация, структурирование) позволяет выпускникам программы осваивать различные области гуманитарного знания;

 

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Для набора студентов до 2019/2020 учебного года включительно

Область и объекты профессиональной деятельности выпускника.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших ОП с присвоением квалификации «академический бакалавр»: филология и

гуманитарное знание, языковая, межличностная и межкультурная коммуникация в учреждениях сферы образования, культуры и управления, СМИ и других медиа.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших ОП с присвоением квалификации «академический бакалавр», являются:

 -          языки (русский и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;

-           художественная литература (русская и зарубежная) и фольклор в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;

-           тексты различных типов – письменные, устные и виртуальные (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); 

устная и письменная коммуникация.

5.2. Виды и задачи профессиональной деятельности, к которым преимущественно готовится выпускник.

Выпускник, освоивший ОП в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ОП, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

а) в научно-исследовательской деятельности:

проведение научных исследований в конкретной области филологического знания

 подготовка научных публикаций и докладов по филологической проблематике.

б) в педагогической  деятельности:

организация и проведение учебных занятий и внеклассной работы по русскому и иностранным языкам, русской и иностранным литературам в учреждениях общего, среднего специального и дополнительного образования

в) в редакционно-издательской деятельности:

допечатная подготовка научных и художественных изданий; аннотирование, комментирование; оставление примечаний и рецензий

г) в реферативно-переводческой и реферативно-аналитической деятельности:

работа с информацией (поиск, отбор, создание, верификация, структурирование) на русском и иностранных языках

подготовка информационно-аналитических обзоров;

перевод художественных и научных текстов;

д) в проектной деятельности:

разработка и информационное обеспечение проектов в гуманитарной сфере 

ж) в аналитической деятельности:

проведение аналитических исследований;

обработка литературоведческой, лингвистической, культурологической и другой теоретической и эмпирической информации на основе использования современных информационных технологий;

подготовка публикаций, обзоров и аннотаций по гуманитарной проблематике.

 

Для набора студентов с 2020/2021 учебного года

Выпускник ОП подготовлен к профессиональной деятельности в следующих сферах:

а) в сфере науки и высшего образования (при условии продолжения образования в магистратуре – по филологии, школьной словесности или другим гуманитарным направлениям подготовки);

б) в сфере общего и дополнительного образования, связанного с преподаванием русского языка, литературы и иностранных языков, русского языка как иностранного (в частности, в организациях, предлагающих изучение иностранных языков и культур, а также в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся с области широкого гуманитарного образования).

в) в сфере массмедиа, книгоиздания, журналистики, on-line образования, pr, копирайтинга, литературного редактирования (творческая и технологическая деятельность: разработка и реализация концепций и проектов, создание текстов разного профиля и предназначения, редактирование, подготовка к публикации, корректура, общение с аудиторией);

г) в сфере международных общественных и культурных связей (как переводчик, куратор, спичрайтер);

д) в структурах (официальных и общественных), связанных с сохранением, распространением и развитием русского языка;

е) в сфере культурной и социальной политики, включая общественные и государственные организации, музеи, библиотеки, культурные центры и центры современного искусства, архивы, в том числе в интернет среде;

ж) в образовательных интернет-проектах (разработка и наполнение сетевого образовательного контента).

Programme Modules

Для набора студентов до 2019/2020 учебного года включительно

Структура учебного плана программы включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).

Учебный план программы состоит из следующих блоков:

Блок 1. «Дисциплины общего цикла» включает цикл дисциплин, обязательных для получающих высшее образование в НИУ ВШЭ. К нему относятся дисциплины «История», «Философия», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», а также две дисциплины по выбору программы – «Социология» и «Психология». Все эти дисциплины изучаются на первом курсе.

Блок 2. «Профессиональный цикл. Базовая часть» включает в себя дисциплины, изучение которых необходимо для филолога и определяется Образовательным стандартом по специальности 45.01.03 Филология. К нему относятся дисциплины «Академическое письмо» (на русском и английском языке), «Латинский язык», «Введение в языкознание», «Ключевые тексты русской литературы», «История русской литературы», «История литератур Европы и США», «Второй иностранный язык» (французский или немецкий по выбору студента), «Третий иностранный язык», «Теория литературы», «Ключевые тексты англоязычных литератур». Эти дисциплины изучаются непрерывно с первого по четвертый курс или читаются на младших курсах (1-3).

Блок 3. «Базовая профильная часть» включает в себя дисциплины связанные с профессиональным овладением русским языком – «Современный русский язык» и «История русского языка».

Блок 4. «Вариативная профильная часть» включает следующие дисциплины: «Коммуникативные основы PR-деятельности», «Русский язык как иностранный», «Теория и практика художественного перевода», «Цифровая грамотность», «Литературное редактирование и копирайтинг», «Старославянский язык и историческая грамматика русского языка», «Программирование на языке Python», «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Компаративистика и метакомпаративистика», «История русской литературной критики», «Методика преподавания филологических  дисциплин» или «Социология литературы и чтения» (одна дисциплина из двух по выбору), «Ключевые тексты иноязычных литератур» (на втором иностранном языке в зависимости от изучаемого второго языка), «Академическое письмо» (на втором иностранном языке в зависимости от изучаемого второго языка), «История и теория культуры», «Семиотика литературы и кино».

Блок 5. «Дополнительный профиль» включает в себя рекомендованный майнор.

Блок 6. «Практики, проектная и/или научно-исследовательская деятельность» включает в себя три практики: учебную, педагогическую и преддипломную производственную, а также научно-исследовательский семинар (НИС), три курсовых работы (первого, второго и третьего курсов), проект, подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР) и защиту концепции выпускной квалификационной работы на английском языке.

Блок 7. «Государственная итоговая аттестация» предполагает Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки и защиту выпускной квалификационной работы. Этот блок в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением звания бакалавр.

К факультативам Блок 8 относятся Английский язык и Академическое письмо на английском языке.

Содержание курсов предполагает соединение базовых для филологического образования дисциплин с прикладными дисциплинами, повышающими конкурентоспособность выпускников ОП на рынке труда. К основным курсам программы относятся «История русской литературы» и «История литератур Европы и США», изучаемые непрерывно на протяжении трех и трех с половиной курсов соответственно. Пропедевтическими и дополняющими по отношению к ним являются курсы «Ключевые тексты русской литературы», «Ключевые тексты англоязычных литератур», «Ключевые тексты немецко-/ франкоязычных литератур».  Последние призваны также поддерживать профессиональные языковые компетенции. Изучение базовых лингвистических дисциплин («Введение в языкознание», «Современный русский язык», «История русского языка» формирует необходимую для филолога базовую лингвистическую подготовку, в то время как курсы «Теория литературы» и «История русской литературной критики» призваны решать аналогичную задачу в литературоведческой сфере. Компетенции выпускников усиливаются за счет изучения смежных с литературоведением дисциплин, таких как «История и теория культуры» и «Семиотика литературы и кино». Изучаемые преимущественно на третьем и четвертом курсах профориентационные дисциплины позволяют выпускникам определиться с направлением дальнейшего образования и профессиональной деятельности. К ним относятся «Теория и практика художественного перевода», «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Русский язык как иностранный», «Методика преподавания филологических дисциплин», «Социология литературы», «Коммуникативные основы PR-деятельности».

Научно-исследовательская часть программы предполагает проведение научно-исследовательских семинаров, участие в научно-исследовательских проектах совместно с партнерами, написание курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

В рамках научно-исследовательских семинаров предполагается углубленное изучение литературы в нескольких аспектах. НИС первого курса носит пропедевтический характер: студенты знакомятся с основными методами филологических исследований и учатся применять их на практике. На втором и третьем курсах студенты имеют право выбора НИС в зависимости от своих научных интересов. НИС четвертого курса носит итоговый характер и предполагает изучение теории литературы в применении к решению конкретных исследовательских задач.

Проект предполагает решение конкретных научно-прикладных задач в сфере digital humanities: разработку и реализацию гуманитарного проекта в цифровой среде.

 

Для набора студентов с 2020/2021 учебного года

- предусматривает в структуре каждой программы 7 образовательных модулей:

1. Профессиональный модуль (Major), формирует теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента

2. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертно-аналитическую.

3. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления.

4. Дополнительный модуль (Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.

5. Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.

6. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенции применения этих технологий в профессиональной деятельности.

7. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень  результатов освоения студентом ОП.

 

Общий цикл

Общий цикл формирует у студентов образовательной программы универсальные компетенции, призванные помочь ему в дальнейшей профессиональной и социальной деятельности, позволяет адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, формирует у студентов базовые навыки к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию. К дисциплинам общего цикла относятся «История», «Философия». «Социология» и «Психология», способствующие усвоению инструментария смежных референтных полей.  

 

Профессиональный цикл

Этот модуль образовательной программы подразумевает соединение двух перспектив – лучших традиций историко-филологического комментария и концептуального осмысления литературных текстов в контексте различных парадигм гуманитарного знания. При этом студенты изучают еще и несколько иностранных языков, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских языках (в том числе «мертвых»). Основа дисциплин профессионального цикла – «История русской литературы» (изучается непрерывно на протяжении трех курсов) и «История литератур Европы и США» (изучается непрерывно на протяжении трех с половиной курсов)

Базовая часть

Базовая часть призвана дать студентам первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов (акцент делается на академическом письме, дисциплине, необходимой в современном филологическом учебном цикле), навыки перевода, редакторской и корректорской работы.

Профильная часть

Профильная часть закрепляет и развивает первостепенные навыки, приобретенные при освоении дисциплин базовой профессиональной части. Изучение дисциплин этого модуля позволяет студентам глубже освоить области профессионального гуманитарного знания.

Вариативная часть               

Этот модуль направлен на осознанный выбор студентами области своей будущей профессиональной деятельности. Набор предлагаемых дисциплин позволяет студентам приобрести навыки письменных и устных выступлений с презентацией результатов собственной работы.

Практики, проекты и научно-исследовательские семинары

Этот модуль дает возможность применить полученные теоретические знания в практической области, подтвердить собственные компетенции в исследовательской или аналитической деятельности при прохождении учебной практики в библиотеках и в рамках разнообразных учебных экспедиций. Кроме того, студенты проходят проектную практику в музеях, архивах и общественных организациях.

Одновременно бакалавры получают знания о современной методологии гуманитарного знания, учатся концептуализировать наблюдения над текстом, осмыслять текст в контексте самых разных словесных проявлений человеческого опыта.

 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Philology'

Go to Programme Contents and Structure