• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

45.03.01 Philology

Approved by
приказ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-11
Last Update
Протокол заседания Ученого совета НИУ ВШЭ – Нижний Новгород № 8 от 21.09.2023.
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Competitive Advantages

Образовательная программа «Филология» реализует программу современного фундаментального гуманитарного образования, ориентированную вместе с тем на широкое академическое и практическое применение литературоведческих и лингвистических знаний. Основными принципами и конкурентными преимуществами программы являются:

- глубокое фундаментальное образование в области литературы, в основе которого лежит историко-хронологический принцип. Одновременное фундаментальное истории русской литературы и литератур Европы и США (в том числе в их постоянной взаимосвязи) формирует не только базовые профессиональные, но и личностные компетенции выпускников;

- глубокое изучение трех иностранных языков, а также практическая работа с художественной и научной работой на этих языках. В отличие от традиционного образования, предлагаемого лингвистическими вузами, язык при таком подходе осознается не как цель, а как средство профессионального и личностного развития;

- развитие навыков практической работы в традиционных для филолога сферах деятельности, в частности, таких, как литературное редактирование и копирайтинг,  перевод (в том числе художественный), преподавание литературы и иностранных языков, а также русского как иностранного, литературно-критическая деятельность (в том числе по отношению к смежным видам искусства), журналистика, pr-менеджмент;

- проектная деятельность и тесное сотрудничество с потенциальными работодателями позволяют не только расширить спектр компетенций выпускников, но и обеспечивают возможности трудоустройства;

- «активная филология», то есть постоянное участие студентов в научной и образовательной деятельности (выездные семинары, летние школы, научные конференции, образовательные экскурсии), возможность участия в творческой деятельности программы (Лестничные чтения, Театрально-филологическая мастерская);

- профессиональное пользование лингвистическими базами данных, корпусными технологиями, сетевыми библиотеками, а также базовые навыки программирования. Работа с информацией (поиск, отбор, верификация, структурирование) позволяет выпускникам программы осваивать различные области гуманитарного знания;

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Выпускник ОП подготовлен к профессиональной деятельности в следующих сферах:

а) в сфере науки и высшего образования (при условии продолжения образования в магистратуре) – по филологии или другим гуманитарным направлениям подготовки);

б) в сфере общего и дополнительного образования, связанного с преподаванием русского языка, литературы и иностранных языков, русского языка как иностранного (в частности, в организациях, предлагающих изучение иностранных языков и культур, а также в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся с области широкого гуманитарного образования).

в) в сфере массмедиа, книгоиздания, журналистики, on-line образования, pr, копирайтинга, литературного редактирования (творческая и технологическая деятельность: разработка и реализация концепций и проектов, создание текстов разного профиля и предназначения, редактирование, подготовка к публикации, корректура, общение с аудиторией);

г) в сфере международных общественных и культурных связей (как переводчик, куратор, спичрайтер);

д) в структурах (официальных и общественных), связанных с сохранением, распространением и развитием русского языка;

е) в сфере культурной и социальной политики, включая общественные и государственные организации, музеи, библиотеки, культурные центры и центры современного искусства, архивы, в том числе в интернет среде;

ж) в образовательных интернет-проектах (разработка и наполнение сетевого образовательного контента).

 

Бакалавр, освоивший ОП, должен обладать универсальными,

общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в паспортах ОС по направлениям подготовки) компетенции. Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Общепрофессиональные

ПК1

Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на русском языке как родном в его кодифицированной литературной форме

ПК2

Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на английском языке как языке международного общения и академической деятельности

ПК3

Способен осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на двух европейских языках (помимо английского) в их литературной форме

ПК4

Способен создавать тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках

Профессиональные по видам деятельности

в научно-исследовательской деятельности:

ПК5

Способен применять в научно-исследовательской и иной профессиональной деятельности полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков и литератур

ПК6

Способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

ПК7

Способен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований

ПК8

Способен составлять на основе различных стандартов библиографические списки и обзоры, используя библиографический аппарат на традиционных и новейших носителях информации

ПК9

Способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий

в педагогической деятельности

ПК10

Способен организовывать, координировать и проводить учебные занятия и внеклассную работу по русскому и иностранным языкам, русской и иностранным литературам в учреждениях общего, среднего специального и дополнительного образования

в редакционно-издательской деятельности

ПК11

Способен     редактировать           и          комментировать художественную и научную литературу

ПК12

Способен дорабатывать и обрабатывать (корректура, обобщение, адаптация, реферирование) тексты различных типов на русском и иностранных языках

 

 

в реферативно-переводческой деятельности

 

ПК13

Способен письменно переводить тексты различных типов с иностранных языков и на иностранные языки

ПК14

Способен аннотировать и реферировать документы, научные труды и художественные   произведения на иностранных языках

в реферативно-аналитической деятельности

 

ПК15

 

Способен создавать на основе стандартных методик различные тексты аналитического и реферативного характера

в проектной деятельности

ПК16

Способен участвовать в разработке и документальном сопровождении индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения

ПК17

Способен участвовать в последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта

в организационно-управленческой деятельности

ПК18

Способен обеспечивать аналитическими и прочими документами и материалами, координировать и организовывать работу малых коллективов в ходе реализации научно-исследовательских, деловых и иных проектов

Общепрофессиональные компетенции

ПК19

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

ПК20

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

ПК21

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

ПК22

Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов

ПК23

Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности

ПК24

Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно-значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе

ПК25

Способен социально-ответственно принимать решения в

нестандартных ситуациях профессиональной деятельности

ПК26

Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных

ПК27

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

ПК28

Способен к поддержанию и распространению высоких стандартов речевой культуры

ПК29

Способен к распространению и популяризации филологических знаний

            Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

Programme Modules

Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих модулей:

 

Модуль

Объем

(в кредитах)

Характеристика
модуля

 

 

  1.  Major

 

 

Базовый профессиональный (Major)

96

 

Академическое письмо на русском языке

Введение в языкознание

Второй иностранный язык (немецкий или французский)

История литератур Европы и США

История русской литературы

Ключевые тексты русской литературы

Ключевые тексты англоязычных литератур

Латинский язык

Теория литературы

Третий иностранный язык (чешский, польский, испанский, итальянский, китайский, японский – по выбору студента)

Фольклор

Вариативный профессиональный (Major вар.)

 

45

 

Вариативные дисциплины (ежегодно определяются в учебном плане)

История русского языка

Старославянский язык и историческая грамматика

История русской литературной критики

Компаративистика и метакомпаративистика

Семиотика литературы и кино

Теория и практика межкультурной коммуникации

История и теория культуры

Современный русский язык

Русский язык как иностранный

Литературное редактирование и копирайтинг

Ключевые тексты немецкоязычных литератур

Ключевых тексты франкоязычных литератур

Академическое письмо на немецком языке

Академическое письмо на французском языке

Теория и практика художественного перевода

Научно-исследовательский семинар «Современные практики анализа художественного текста»

Научно-исследовательский семинар «Русская поэзия XIX–XX веков»

Научно-исследовательский семинар «Компаративистика и метакомпаративистика"

Научно-исследовательский семинар «Сетевая литература и творческое письмо»

Научно-исследовательский семинар «Мифы и мифотворчество в литературных произведениях»

Научно-исследовательский семинар «Англо-американская литература»

Научно-исследовательский семинар «Теория литературы, культура, изящная словесность и общество в 90-е годы ХХ века в России»

Иные научно-исследовательские семинары

  1.  Практика

50

 

  •  

30

Учебная практика

Педагогическая практики

Преддипломная практика

  •  

5

Проект

  •  

15

Подготовка ВКР – обязательно

Курсовая работа –  на 1–3 курсах

  1.  Дисциплины

общего цикла

14

 

БЖД

Физическая культура

История России

Основы российской государственности

Философия

Экономика

  1.  Minor

20

Пакетное предложение или 4 отдельных дисциплины

  1.  Английский язык

1

Внутренний экзамен по английскому языку

Независимый экзамен по английскому языку

Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР

Дополнительные факультативные учебные дисциплины

  1.  Data Culture

11

Цифровая грамотность

Основы программирования на Python

Анализ данных

Экзамен

  1.  ГИА

3

Защита ВКР

 

1. Базовый профессиональный модуль образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ, в вариативный модуль образовательной программы включаются элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и выбираемые студентами. В вариативный модуль включаются научно-исследовательские и проектные семинары.

 Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно-исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области филологии: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии.

2. Модуль «Практика» включает в себя курсовые работы, практику и подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).

Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем филологии.

Практики: учебная (учебная – по получению первичных профессиональных навыков), педагогическая (по получению профессиональных навыков в педагогической или просветительской деятельности) и преддипломная (по закреплению профессиональных навыков).

Практики проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Подготовка ВКР включает в себя подготовку плана исследования, поиск, сбор, анализ и обобщение информации по разрабатываемой теме, изучение, анализ и интерпретацию исследуемых текстов, работу с учебной и научной литературой, составление, обсуждение с научным руководителем и представление текста работы к защите.

Проект представляет собой индивидуальное или групповое участие в гуманитарных (издательских, просветительских, архивных и т.д.) проектах, предлагаемых к реализации академическим советом ОП.

3. В модуль «Дисциплины общего цикла» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, История России, Основы российской государственности, Философия, Экономика.

4. Модуль «Minor» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).

5. Модуль «Английский язык» включает в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР, а также дополнительные факультативные учебные дисциплины, направленные на формирование иноязычной компетенции.

6. Модуль «Data Culture» включает в себя дисциплины, направленные на формирование цифровой грамотности и навыков работы с данными, в том числе «Основы программирования на Python».

7. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Receipt
List of Professional Standards

Образовательный стандарт бакалавриата НИУ ВШЭ с паспортом направления подготовки 45.03.01 «Филология» (с 2020 года набора), (протокол от 29.11.2019 № 15)

Information Circle
Information about choosing tracks / Selection (Assignment) of Tracks/Specializations

Специализации не предусмотрены

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Philology'

Go to Programme Contents and Structure