• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

45.03.01 Филология

Утверждение программы
приказ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-11
Дата обновления паспорта
30.05.2019, протокол № 5
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

ОП «Филология» ориентирована на практическое применение гуманитарных, литературоведческих и лингвистических знаний. Проектная деятельность и тесное сотрудничество с потенциальными работодателями позволяют не только расширить спектр компетенций выпускников, но и обеспечивают возможности трудоустройства. Фундаментальные теоретические курсы, традиционные для университетского преподавания, в рамках образовательной программы соединены с практически ориентированными дисциплинами.

Вторым значимым преимуществом ОП «Филология» на рынке образовательных услуг Нижнего Новгорода и ПФО является глубокое изучение нескольких иностранных языков, а также практическая работа с художественной и научной работой на этих языках.

Третье преимущество связано с междисциплинарностью: усвоение филологических дисциплин происходит параллельно с освоением инструментария других референтных полей: истории, социологии, межкультурной коммуникации.  

Важным инструментом в современных гуманитарных науках являются новые технологии. ОП «Филология» предлагает соединение традиционного изучения гуманитарных наук с использованием новых информационных технологий. Студенты получают навык профессионального пользования лингвистическими базами данных, корпусными технологиями, сетевыми библиотеками. Работа с информацией (поиск, отбор, верификация, структурирование) позволяет выпускникам программы осваивать различные области гуманитарного знания.

Особенностью освоения программ бакалавриата в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород является возможность для студента выбрать дополнительный профиль (Minor), который позволяет в рамках формирования индивидуальной образовательной траектории изучить конкретную область нефилологических знаний, расширив объём компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.

В преподавании используются лучшие современные образовательные методики, а также сочетание индивидуальной и командной работы.

В рамках ОП исследовательская и проектная работа студентов составляет 20% всей нагрузки, предусмотренной учебным планом бакалавриата по направлению «Филология». К основным видам исследовательской и проектной работы студентов относятся такие виды как научно-исследовательский семинар; научно-практический семинар; практикум; практика; проект.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область и объекты профессиональной деятельности выпускника.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших ОП с присвоением квалификации «академический бакалавр»: филология и гуманитарное знание, языковая, межличностная и межкультурная коммуникация в учреждениях сферы образования, культуры и управления, СМИ и других медиа.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших ОП с присвоением квалификации «академический бакалавр», являются:

 -          языки (русский и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;

-           художественная литература (русская и зарубежная) и фольклор в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;

-           тексты различных типов – письменные, устные и виртуальные (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); 

устная и письменная коммуникация.

5.2. Виды и задачи профессиональной деятельности, к которым преимущественно готовится выпускник.

Выпускник, освоивший ОП в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ОП, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

а) в научно-исследовательской деятельности:

проведение научных исследований в конкретной области филологического знания

 подготовка научных публикаций и докладов по филологической проблематике.

б) в педагогической  деятельности:

организация и проведение учебных занятий и внеклассной работы по русскому и иностранным языкам, русской и иностранным литературам в учреждениях общего, среднего специального и дополнительного образования

в) в редакционно-издательской деятельности:

допечатная подготовка научных и художественных изданий; аннотирование, комментирование; оставление примечаний и рецензий

г) в реферативно-переводческой и реферативно-аналитической деятельности:

работа с информацией (поиск, отбор, создание, верификация, структурирование) на русском и иностранных языках

подготовка информационно-аналитических обзоров;

перевод художественных и научных текстов;

д) в проектной деятельности:

разработка и информационное обеспечение проектов в гуманитарной сфере 

ж) в аналитической деятельности:

проведение аналитических исследований;

обработка литературоведческой, лингвистической, культурологической и другой теоретической и эмпирической информации на основе использования современных информационных технологий;

подготовка публикаций, обзоров и аннотаций по гуманитарной проблематике.

Характеристики образовательных модулей программы

Структура учебного плана программы включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).

Учебный план программы состоит из следующих блоков:

Блок 1. «Дисциплины общего цикла» включает цикл дисциплин, обязательных для получающих высшее образование в НИУ ВШЭ. К нему относятся дисциплины «История», «Философия», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», а также две дисциплины по выбору программы – «Социология» и «Психология». Все эти дисциплины изучаются на первом курсе.

Блок 2. «Профессиональный цикл. Базовая часть» включает в себя дисциплины, изучение которых необходимо для филолога и определяется Образовательным стандартом по специальности 45.01.03 Филология. К нему относятся дисциплины «Академическое письмо» (на русском и английском языке), «Латинский язык», «Введение в языкознание», «Ключевые тексты русской литературы», «История русской литературы», «История литератур Европы и США», «Второй иностранный язык» (французский или немецкий по выбору студента), «Третий иностранный язык», «Теория литературы», «Ключевые тексты англоязычных литератур». Эти дисциплины изучаются непрерывно с первого по четвертый курс или читаются на младших курсах (1-3).

Блок 3. «Базовая профильная часть» включает в себя дисциплины связанные с профессиональным овладением русским языком – «Современный русский язык» и «История русского языка».

Блок 4. «Вариативная профильная часть» включает следующие дисциплины: «Коммуникативные основы PR-деятельности», «Русский язык как иностранный», «Теория и практика художественного перевода», «Цифровая грамотность», «Литературное редактирование и копирайтинг», «Старославянский язык и историческая грамматика русского языка», «Программирование на языке Python», «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Компаративистика и метакомпаративистика», «История русской литературной критики», «Методика преподавания филологических  дисциплин» или «Социология литературы и чтения» (одна дисциплина из двух по выбору), «Ключевые тексты иноязычных литератур» (на втором иностранном языке в зависимости от изучаемого второго языка), «Академическое письмо» (на втором иностранном языке в зависимости от изучаемого второго языка), «История и теория культуры», «Семиотика литературы и кино».

Блок 5. «Дополнительный профиль» включает в себя рекомендованный майнор.

Блок 6. «Практики, проектная и/или научно-исследовательская деятельность» включает в себя три практики: учебную, педагогическую и преддипломную производственную, а также научно-исследовательский семинар (НИС), три курсовых работы (первого, второго и третьего курсов), проект, подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР) и защиту концепции выпускной квалификационной работы на английском языке.

Блок 7. «Государственная итоговая аттестация» предполагает Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки и защиту выпускной квалификационной работы. Этот блок в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением звания бакалавр.

К факультативам Блок 8 относятся Английский язык и Академическое письмо на английском языке.

Содержание курсов предполагает соединение базовых для филологического образования дисциплин с прикладными дисциплинами, повышающими конкурентоспособность выпускников ОП на рынке труда. К основным курсам программы относятся «История русской литературы» и «История литератур Европы и США», изучаемые непрерывно на протяжении трех и трех с половиной курсов соответственно. Пропедевтическими и дополняющими по отношению к ним являются курсы «Ключевые тексты русской литературы», «Ключевые тексты англоязычных литератур», «Ключевые тексты немецко-/ франкоязычных литератур».  Последние призваны также поддерживать профессиональные языковые компетенции. Изучение базовых лингвистических дисциплин («Введение в языкознание», «Современный русский язык», «История русского языка» формирует необходимую для филолога базовую лингвистическую подготовку, в то время как курсы «Теория литературы» и «История русской литературной критики» призваны решать аналогичную задачу в литературоведческой сфере. Компетенции выпускников усиливаются за счет изучения смежных с литературоведением дисциплин, таких как «История и теория культуры» и «Семиотика литературы и кино». Изучаемые преимущественно на третьем и четвертом курсах профориентационные дисциплины позволяют выпускникам определиться с направлением дальнейшего образования и профессиональной деятельности. К ним относятся «Теория и практика художественного перевода», «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Русский язык как иностранный», «Методика преподавания филологических дисциплин», «Социология литературы», «Коммуникативные основы PR-деятельности».

Научно-исследовательская часть программы предполагает проведение научно-исследовательских семинаров, участие в научно-исследовательских проектах совместно с партнерами, написание курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

В рамках научно-исследовательских семинаров предполагается углубленное изучение литературы в нескольких аспектах. НИС первого курса носит пропедевтический характер: студенты знакомятся с основными методами филологических исследований и учатся применять их на практике. На втором и третьем курсах студенты имеют право выбора НИС в зависимости от своих научных интересов. НИС четвертого курса носит итоговый характер и предполагает изучение теории литературы в применении к решению конкретных исследовательских задач.

Проект предполагает решение конкретных научно-прикладных задач в сфере digital humanities: разработку и реализацию гуманитарного проекта в цифровой среде.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Филология»

Перейти к содержанию программы