• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

45.03.01 Филология

Утверждение программы
приказ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-11
Дата обновления паспорта
Протокол заседания Ученого совета НИУ ВШЭ – Нижний Новгород № 8 от 21.09.2023.
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

Образовательная программа «Филология» реализует программу современного фундаментального гуманитарного образования, ориентированную вместе с тем на широкое академическое и практическое применение литературоведческих и лингвистических знаний. Основными принципами и конкурентными преимуществами программы являются:

- глубокое фундаментальное образование в области литературы, в основе которого лежит историко-хронологический принцип. Одновременное фундаментальное истории русской литературы и литератур Европы и США (в том числе в их постоянной взаимосвязи) формирует не только базовые профессиональные, но и личностные компетенции выпускников;

- глубокое изучение трех иностранных языков, а также практическая работа с художественной и научной работой на этих языках. В отличие от традиционного образования, предлагаемого лингвистическими вузами, язык при таком подходе осознается не как цель, а как средство профессионального и личностного развития;

- развитие навыков практической работы в традиционных для филолога сферах деятельности, в частности, таких, как литературное редактирование и копирайтинг,  перевод (в том числе художественный), преподавание литературы и иностранных языков, а также русского как иностранного, литературно-критическая деятельность (в том числе по отношению к смежным видам искусства), журналистика, pr-менеджмент;

- проектная деятельность и тесное сотрудничество с потенциальными работодателями позволяют не только расширить спектр компетенций выпускников, но и обеспечивают возможности трудоустройства;

- «активная филология», то есть постоянное участие студентов в научной и образовательной деятельности (выездные семинары, летние школы, научные конференции, образовательные экскурсии), возможность участия в творческой деятельности программы (Лестничные чтения, Театрально-филологическая мастерская);

- профессиональное пользование лингвистическими базами данных, корпусными технологиями, сетевыми библиотеками, а также базовые навыки программирования. Работа с информацией (поиск, отбор, верификация, структурирование) позволяет выпускникам программы осваивать различные области гуманитарного знания;

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускник ОП подготовлен к профессиональной деятельности в следующих сферах:

а) в сфере науки и высшего образования (при условии продолжения образования в магистратуре) – по филологии или другим гуманитарным направлениям подготовки);

б) в сфере общего и дополнительного образования, связанного с преподаванием русского языка, литературы и иностранных языков, русского языка как иностранного (в частности, в организациях, предлагающих изучение иностранных языков и культур, а также в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся с области широкого гуманитарного образования).

в) в сфере массмедиа, книгоиздания, журналистики, on-line образования, pr, копирайтинга, литературного редактирования (творческая и технологическая деятельность: разработка и реализация концепций и проектов, создание текстов разного профиля и предназначения, редактирование, подготовка к публикации, корректура, общение с аудиторией);

г) в сфере международных общественных и культурных связей (как переводчик, куратор, спичрайтер);

д) в структурах (официальных и общественных), связанных с сохранением, распространением и развитием русского языка;

е) в сфере культурной и социальной политики, включая общественные и государственные организации, музеи, библиотеки, культурные центры и центры современного искусства, архивы, в том числе в интернет среде;

ж) в образовательных интернет-проектах (разработка и наполнение сетевого образовательного контента).

 

Бакалавр, освоивший ОП, должен обладать универсальными,

общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в паспортах ОС по направлениям подготовки) компетенции. Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Общепрофессиональные

ПК1

Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на русском языке как родном в его кодифицированной литературной форме

ПК2

Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на английском языке как языке международного общения и академической деятельности

ПК3

Способен осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на двух европейских языках (помимо английского) в их литературной форме

ПК4

Способен создавать тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках

Профессиональные по видам деятельности

в научно-исследовательской деятельности:

ПК5

Способен применять в научно-исследовательской и иной профессиональной деятельности полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков и литератур

ПК6

Способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

ПК7

Способен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований

ПК8

Способен составлять на основе различных стандартов библиографические списки и обзоры, используя библиографический аппарат на традиционных и новейших носителях информации

ПК9

Способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий

в педагогической деятельности

ПК10

Способен организовывать, координировать и проводить учебные занятия и внеклассную работу по русскому и иностранным языкам, русской и иностранным литературам в учреждениях общего, среднего специального и дополнительного образования

в редакционно-издательской деятельности

ПК11

Способен     редактировать           и          комментировать художественную и научную литературу

ПК12

Способен дорабатывать и обрабатывать (корректура, обобщение, адаптация, реферирование) тексты различных типов на русском и иностранных языках

 

 

в реферативно-переводческой деятельности

 

ПК13

Способен письменно переводить тексты различных типов с иностранных языков и на иностранные языки

ПК14

Способен аннотировать и реферировать документы, научные труды и художественные   произведения на иностранных языках

в реферативно-аналитической деятельности

 

ПК15

 

Способен создавать на основе стандартных методик различные тексты аналитического и реферативного характера

в проектной деятельности

ПК16

Способен участвовать в разработке и документальном сопровождении индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения

ПК17

Способен участвовать в последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта

в организационно-управленческой деятельности

ПК18

Способен обеспечивать аналитическими и прочими документами и материалами, координировать и организовывать работу малых коллективов в ходе реализации научно-исследовательских, деловых и иных проектов

Общепрофессиональные компетенции

ПК19

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

ПК20

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

ПК21

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

ПК22

Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов

ПК23

Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности

ПК24

Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно-значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе

ПК25

Способен социально-ответственно принимать решения в

нестандартных ситуациях профессиональной деятельности

ПК26

Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных

ПК27

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

ПК28

Способен к поддержанию и распространению высоких стандартов речевой культуры

ПК29

Способен к распространению и популяризации филологических знаний

            Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

Характеристики образовательных модулей программы

Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих модулей:

 

Модуль

Объем

(в кредитах)

Характеристика
модуля

 

 

  1.  Major

 

 

Базовый профессиональный (Major)

96

 

Академическое письмо на русском языке

Введение в языкознание

Второй иностранный язык (немецкий или французский)

История литератур Европы и США

История русской литературы

Ключевые тексты русской литературы

Ключевые тексты англоязычных литератур

Латинский язык

Теория литературы

Третий иностранный язык (чешский, польский, испанский, итальянский, китайский, японский – по выбору студента)

Фольклор

Вариативный профессиональный (Major вар.)

 

45

 

Вариативные дисциплины (ежегодно определяются в учебном плане)

История русского языка

Старославянский язык и историческая грамматика

История русской литературной критики

Компаративистика и метакомпаративистика

Семиотика литературы и кино

Теория и практика межкультурной коммуникации

История и теория культуры

Современный русский язык

Русский язык как иностранный

Литературное редактирование и копирайтинг

Ключевые тексты немецкоязычных литератур

Ключевых тексты франкоязычных литератур

Академическое письмо на немецком языке

Академическое письмо на французском языке

Теория и практика художественного перевода

Научно-исследовательский семинар «Современные практики анализа художественного текста»

Научно-исследовательский семинар «Русская поэзия XIX–XX веков»

Научно-исследовательский семинар «Компаративистика и метакомпаративистика"

Научно-исследовательский семинар «Сетевая литература и творческое письмо»

Научно-исследовательский семинар «Мифы и мифотворчество в литературных произведениях»

Научно-исследовательский семинар «Англо-американская литература»

Научно-исследовательский семинар «Теория литературы, культура, изящная словесность и общество в 90-е годы ХХ века в России»

Иные научно-исследовательские семинары

  1.  Практика

50

 

  •  

30

Учебная практика

Педагогическая практики

Преддипломная практика

  •  

5

Проект

  •  

15

Подготовка ВКР – обязательно

Курсовая работа –  на 1–3 курсах

  1.  Дисциплины

общего цикла

14

 

БЖД

Физическая культура

История России

Основы российской государственности

Философия

Экономика

  1.  Minor

20

Пакетное предложение или 4 отдельных дисциплины

  1.  Английский язык

1

Внутренний экзамен по английскому языку

Независимый экзамен по английскому языку

Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР

Дополнительные факультативные учебные дисциплины

  1.  Data Culture

11

Цифровая грамотность

Основы программирования на Python

Анализ данных

Экзамен

  1.  ГИА

3

Защита ВКР

 

1. Базовый профессиональный модуль образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ, в вариативный модуль образовательной программы включаются элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и выбираемые студентами. В вариативный модуль включаются научно-исследовательские и проектные семинары.

 Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно-исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области филологии: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии.

2. Модуль «Практика» включает в себя курсовые работы, практику и подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).

Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем филологии.

Практики: учебная (учебная – по получению первичных профессиональных навыков), педагогическая (по получению профессиональных навыков в педагогической или просветительской деятельности) и преддипломная (по закреплению профессиональных навыков).

Практики проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ.  Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Подготовка ВКР включает в себя подготовку плана исследования, поиск, сбор, анализ и обобщение информации по разрабатываемой теме, изучение, анализ и интерпретацию исследуемых текстов, работу с учебной и научной литературой, составление, обсуждение с научным руководителем и представление текста работы к защите.

Проект представляет собой индивидуальное или групповое участие в гуманитарных (издательских, просветительских, архивных и т.д.) проектах, предлагаемых к реализации академическим советом ОП.

3. В модуль «Дисциплины общего цикла» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, История России, Основы российской государственности, Философия, Экономика.

4. Модуль «Minor» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).

5. Модуль «Английский язык» включает в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР, а также дополнительные факультативные учебные дисциплины, направленные на формирование иноязычной компетенции.

6. Модуль «Data Culture» включает в себя дисциплины, направленные на формирование цифровой грамотности и навыков работы с данными, в том числе «Основы программирования на Python».

7. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Receipt
Перечень профессиональных стандартов

Образовательный стандарт бакалавриата НИУ ВШЭ с паспортом направления подготовки 45.03.01 «Филология» (с 2020 года набора), (протокол от 29.11.2019 № 15)

Information Circle
Информация о возможностях и способах выбора (распределения) по специализациям/траекториям

Специализации не предусмотрены

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Филология»

Перейти к содержанию программы