Паспорт образовательной программы
45.03.01 Филология
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
Образовательная программа «Филология» реализует программу современного фундаментального гуманитарного образования, ориентированную вместе с тем на широкое академическое и практическое применение литературоведческих и лингвистических знаний. Основными принципами и конкурентными преимуществами программы являются:
- глубокое фундаментальное образование в области литературы, в основе которого лежит историко-хронологический принцип. Одновременное фундаментальное истории русской литературы и литератур Европы и США (в том числе в их постоянной взаимосвязи) формирует не только базовые профессиональные, но и личностные компетенции выпускников;
- глубокое изучение трех иностранных языков, а также практическая работа с художественной и научной работой на этих языках. В отличие от традиционного образования, предлагаемого лингвистическими вузами, язык при таком подходе осознается не как цель, а как средство профессионального и личностного развития;
- развитие навыков практической работы в традиционных для филолога сферах деятельности, в частности, таких, как литературное редактирование и копирайтинг, перевод (в том числе художественный), преподавание литературы и иностранных языков, а также русского как иностранного, литературно-критическая деятельность (в том числе по отношению к смежным видам искусства), журналистика, pr-менеджмент;
- проектная деятельность и тесное сотрудничество с потенциальными работодателями позволяют не только расширить спектр компетенций выпускников, но и обеспечивают возможности трудоустройства;
- «активная филология», то есть постоянное участие студентов в научной и образовательной деятельности (выездные семинары, летние школы, научные конференции, образовательные экскурсии), возможность участия в творческой деятельности программы (Лестничные чтения, Театрально-филологическая мастерская);
- профессиональное пользование лингвистическими базами данных, корпусными технологиями, сетевыми библиотеками, а также базовые навыки программирования. Работа с информацией (поиск, отбор, верификация, структурирование) позволяет выпускникам программы осваивать различные области гуманитарного знания;
Выпускник ОП подготовлен к профессиональной деятельности в следующих сферах:
а) в сфере науки и высшего образования (при условии продолжения образования в магистратуре) – по филологии или другим гуманитарным направлениям подготовки);
б) в сфере общего и дополнительного образования, связанного с преподаванием русского языка, литературы и иностранных языков, русского языка как иностранного (в частности, в организациях, предлагающих изучение иностранных языков и культур, а также в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся с области широкого гуманитарного образования).
в) в сфере массмедиа, книгоиздания, журналистики, on-line образования, pr, копирайтинга, литературного редактирования (творческая и технологическая деятельность: разработка и реализация концепций и проектов, создание текстов разного профиля и предназначения, редактирование, подготовка к публикации, корректура, общение с аудиторией);
г) в сфере международных общественных и культурных связей (как переводчик, куратор, спичрайтер);
д) в структурах (официальных и общественных), связанных с сохранением, распространением и развитием русского языка;
е) в сфере культурной и социальной политики, включая общественные и государственные организации, музеи, библиотеки, культурные центры и центры современного искусства, архивы, в том числе в интернет среде;
ж) в образовательных интернет-проектах (разработка и наполнение сетевого образовательного контента).
Бакалавр, освоивший ОП, должен обладать универсальными,
общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в паспортах ОС по направлениям подготовки) компетенции. Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Общепрофессиональные | |
ПК1 | Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на русском языке как родном в его кодифицированной литературной форме |
ПК2 | Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на английском языке как языке международного общения и академической деятельности |
ПК3 | Способен осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на двух европейских языках (помимо английского) в их литературной форме |
ПК4 | Способен создавать тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках |
Профессиональные по видам деятельности | |
в научно-исследовательской деятельности: | |
ПК5 | Способен применять в научно-исследовательской и иной профессиональной деятельности полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков и литератур |
ПК6 | Способен проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов |
ПК7 | Способен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований |
ПК8 | Способен составлять на основе различных стандартов библиографические списки и обзоры, используя библиографический аппарат на традиционных и новейших носителях информации |
ПК9 | Способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий |
в педагогической деятельности | |
ПК10 | Способен организовывать, координировать и проводить учебные занятия и внеклассную работу по русскому и иностранным языкам, русской и иностранным литературам в учреждениях общего, среднего специального и дополнительного образования |
в редакционно-издательской деятельности | |
ПК11 | Способен редактировать и комментировать художественную и научную литературу |
ПК12 | Способен дорабатывать и обрабатывать (корректура, обобщение, адаптация, реферирование) тексты различных типов на русском и иностранных языках |
|
в реферативно-переводческой деятельности | |
ПК13 | Способен письменно переводить тексты различных типов с иностранных языков и на иностранные языки |
ПК14 | Способен аннотировать и реферировать документы, научные труды и художественные произведения на иностранных языках |
в реферативно-аналитической деятельности | |
ПК15 |
Способен создавать на основе стандартных методик различные тексты аналитического и реферативного характера |
в проектной деятельности | |
ПК16 | Способен участвовать в разработке и документальном сопровождении индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения |
ПК17 | Способен участвовать в последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта |
в организационно-управленческой деятельности | |
ПК18 | Способен обеспечивать аналитическими и прочими документами и материалами, координировать и организовывать работу малых коллективов в ходе реализации научно-исследовательских, деловых и иных проектов |
Общепрофессиональные компетенции | |
ПК19 | Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности |
ПК20 | Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности |
ПК21 | Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию |
ПК22 | Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов |
ПК23 | Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности |
ПК24 | Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно-значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе |
ПК25 | Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности |
ПК26 | Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных |
ПК27 | Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации |
ПК28 | Способен к поддержанию и распространению высоких стандартов речевой культуры |
ПК29 | Способен к распространению и популяризации филологических знаний |
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» (240 кредитов) предусматривает изучение следующих модулей:
Модуль | Объем (в кредитах) | Характеристика
|
|
|
|
Базовый профессиональный (Major) | 96
| Академическое письмо на русском языке Введение в языкознание Второй иностранный язык (немецкий или французский) История литератур Европы и США История русской литературы Ключевые тексты русской литературы Ключевые тексты англоязычных литератур Латинский язык Теория литературы Третий иностранный язык (чешский, польский, испанский, итальянский, китайский, японский – по выбору студента) Фольклор |
Вариативный профессиональный (Major вар.)
| 45
| Вариативные дисциплины (ежегодно определяются в учебном плане) История русского языка Старославянский язык и историческая грамматика История русской литературной критики Компаративистика и метакомпаративистика Семиотика литературы и кино Теория и практика межкультурной коммуникации История и теория культуры Современный русский язык Русский язык как иностранный Литературное редактирование и копирайтинг Ключевые тексты немецкоязычных литератур Ключевых тексты франкоязычных литератур Академическое письмо на немецком языке Академическое письмо на французском языке Теория и практика художественного перевода Научно-исследовательский семинар «Современные практики анализа художественного текста» Научно-исследовательский семинар «Русская поэзия XIX–XX веков» Научно-исследовательский семинар «Компаративистика и метакомпаративистика" Научно-исследовательский семинар «Сетевая литература и творческое письмо» Научно-исследовательский семинар «Мифы и мифотворчество в литературных произведениях» Научно-исследовательский семинар «Англо-американская литература» Научно-исследовательский семинар «Теория литературы, культура, изящная словесность и общество в 90-е годы ХХ века в России» Иные научно-исследовательские семинары |
| 50 |
|
| 30 | Учебная практика Педагогическая практики Преддипломная практика |
| 5 | Проект |
| 15 | Подготовка ВКР – обязательно Курсовая работа – на 1–3 курсах |
общего цикла | 14
| БЖД Физическая культура История России Основы российской государственности Философия Экономика |
| 20 | Пакетное предложение или 4 отдельных дисциплины |
| 1 | Внутренний экзамен по английскому языку Независимый экзамен по английскому языку Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР Дополнительные факультативные учебные дисциплины |
| 11 | Цифровая грамотность Основы программирования на Python Анализ данных Экзамен |
| 3 | Защита ВКР |
1. Базовый профессиональный модуль образовательной программы представляет собой совокупность элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ, в вариативный модуль образовательной программы включаются элементы, устанавливаемые разработчиком программы бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и выбираемые студентами. В вариативный модуль включаются научно-исследовательские и проектные семинары.
Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно-исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области филологии: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии.
2. Модуль «Практика» включает в себя курсовые работы, практику и подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).
Курсовая работа – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем филологии.
Практики: учебная (учебная – по получению первичных профессиональных навыков), педагогическая (по получению профессиональных навыков в педагогической или просветительской деятельности) и преддипломная (по закреплению профессиональных навыков).
Практики проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, а также в структурных подразделениях НИУ ВШЭ. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
Подготовка ВКР включает в себя подготовку плана исследования, поиск, сбор, анализ и обобщение информации по разрабатываемой теме, изучение, анализ и интерпретацию исследуемых текстов, работу с учебной и научной литературой, составление, обсуждение с научным руководителем и представление текста работы к защите.
Проект представляет собой индивидуальное или групповое участие в гуманитарных (издательских, просветительских, архивных и т.д.) проектах, предлагаемых к реализации академическим советом ОП.
3. В модуль «Дисциплины общего цикла» включаются обязательные дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, История России, Основы российской государственности, Философия, Экономика.
4. Модуль «Minor» дает возможность получения дополнительного профиля, представляет собой пакетное предложение другой образовательной программы или 4 отдельных дисциплины разных программ (по выбору студента).
5. Модуль «Английский язык» включает в себя обязательные экзамены: внутренний экзамен по английскому языку, независимый экзамен по английскому языку, подготовку и защиту Project Proposal по теме ВКР, а также дополнительные факультативные учебные дисциплины, направленные на формирование иноязычной компетенции.
6. Модуль «Data Culture» включает в себя дисциплины, направленные на формирование цифровой грамотности и навыков работы с данными, в том числе «Основы программирования на Python».
7. В модуль «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Образовательный стандарт бакалавриата НИУ ВШЭ с паспортом направления подготовки 45.03.01 «Филология» (с 2020 года набора), (протокол от 29.11.2019 № 15)
Специализации не предусмотрены
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин