We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Group work technologies: training, facilitation, gamification

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Organizational Psychology (Nizhny Novgorod) (Faculty of Management (Nizhny Novgorod))
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor


Vasilyeva, Elena N.

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на получение знаний и навыков реализации современных групповых методов обучения и развития сотрудников компании, как одного из направлений деятельности HR-менеджера. В ходе обучения слушатели узнают о современных технологиях групповой работы, таких как тренинг, фасилитация и геймификация; принципы проведения и составления обучающих программ, разновидности инструментов и техник; познакомятся со спецификой деятельности ведущего на каждом этапе групповой работы в каждой из перечисленных технологий. На практических занятиях слушатели отработают навыки получения обратной связи, самостоятельного проведения тренинговых упражнений, игр, элементов фасилитации; научаться диагностике динамики группы и динамики продвижения каждого участника путем наблюдения; овладеют технологией подбора метода, содержания, техник и приемов групповой работы в соответствии с целями, категорией участников и другими критериями. В качестве экспертов на занятия будут приглашены HR-менеджеры различных компаний, реализующих направление «Обучение и развитие сотрудников».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Технологии групповой работы с персоналом: фасилитация, геймификация, тренинг» являются развитие у студентов умений грамотного использования диагностического инструментария, навыков эффективного сотрудничества с руководством организации и коллегами , формирование навыков конструирования и проведения современных видов групповой работы, умения быть эффективным посредником при решении личных и деловых проблем сотрудников организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет информацией об «обратной связи», ее формах и правилах проведения, умеет подбирать форму обратной связи в зависимости от решаемых задач, владеет технологией подачи эффективной обратной связи.
  • Знает 4 этапа классического тренинга. владеет информацией о специфике этапов работы с другими формами групповой работы. Владеет навыком составления программ групповой работы по обучению и развитию сотрудников.
  • Знает и умеет проводить анализ профессиональных задач, организационный анализ и персональный анализ. Владеет информацией об особенностях комплектования групп.
  • Знает основные группы методических средств (техник) групповой формы работы, умеет подбирать их под задачу обучения или развития персонала, владеет информации об их специфике и правилах применения.
  • Знает основные методы фасилитации, понимает важность и сущность задач, которые решает фасилитатор.
  • Знает основные понятия и базовые теории психологического тренинга, основные виды тренинга, специфику современных методов групповой работы (фасилитация, «мировое кафе», «образовательное путешествие», симуляция и т.д.)
  • Знает содержание основных принципы тренинга и других форм групповой формы.
  • Знает способы оценки эффективности групповой работы, владеет технологией оценки результатов по Д.Киркпатрику.
  • Знает этапы процесса фасилитации, их содержание и умеет их выделять. Владеет техниками фасилитации.
  • Имеет информацию о системе взаимоотношений «фасилитатор -группа». Владеет стратегиями поведения в системе «фасилитатор -группа».. Знает поведенческие роли фасилитатора и методы воздействия на группу.
  • Имеет информацию о факторах переноса результатов групповой работы в профессиональную деятельность.
  • Имеет информацию о характере, цели и возможностях фасилитации. Знает основные понятия и методологические основы фасилитации, ее механизмы.
  • Имеет представление о фасилитации принятия решений. Умеет планировать перспективу работы фасилитатора по запросу организации.
  • Обладает информацией о требованиях к ведущему обучающей и развивающей группы. Знает основные характеристики эффективного ведущего и этические аспекты деятельности ведущего.
  • Называет отличия геймификации от других методов обучения. Определяет виды геймификации.
  • Умеет сравнивать и называть методы геймификации и виды игр. Описывает структуру и этапы создания обучающей игры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и виды психологического тренинга
  • Тема 2. Принципы психологического тренинга и других форм групповой работы
  • Тема 3. Методические средства групповой работы
  • Тема 4. Оценка эффективности тренинга и других форм групповой работы
  • Раздел 2. Методические аспекты тренинга и других форм групповой работы. Тема 5. Методика организации групповой работы
  • Тема 5. Методические особенности деятельности ведущих групповых форм обучения и развития персонала
  • Тема 6. Деятельность ведущего на различных этапах тренинга
  • Тема 7. Методические особенности организации обратной связи
  • Тема 8. Факторы переноса результатов групповой работы в профессиональную реальность
  • Тема 9. Фасилитация в организации.
  • Тема 10. Методология фасилитации, область применения и возможности.
  • Тема 11. Взаимоотношения фасилитатора и группы
  • Раздел 4. Процесс фасилитации Тема 13. Этапы фасилитации и их содержание
  • Тема 14. Фасилитация для выработки решений.
  • Тема 12. Геймификация как современная технология обучения сотрудников организации.
  • Тема 13. Основные аспекты геймификации.Обучающая игра.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.25 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Геймификация в бизнесе : как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов, Зикерманн, Г., 2014
  • Кларин, М. В.  Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Кларин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 288 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-02811-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437296 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Мотивационный тренинг, практическое руководство, 240 с., Сидоренко, Е. В., 2005
  • Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2004. - 256 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-9268-0248-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/529464
  • Тренинг в организации: Учебное пособие / А.Б. Невеев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005660-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/319549
  • Тренинг в рекруитменте, пер. с англ. Н. Сафронова, 224 с., Кристофер, Э., Смит, Л., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Геймификация как инструмент управления трудовой мотивацией : автореф. дис. ... канд. социолог. наук : 22.00.08, Артамонова, В. В., 2022
  • Интеллектуальный тренинг, учебное пособие, 328 с., Анурин, В. Ф., 2005
  • Методы активного социально-психологического обучения, Тренинги. Дискуссии. Игры, 176 с., Оганесян, Н. Т., 2002
  • Полное руководство по тренингу, пер. со 2-го англ. изд., 243 с., Торн, К., Маккей, Д., 2002
  • Психологический тренинг в многочисленной группе, методика развития компетентности в общении в группе от 40 до 100 человек, под ред. проф. В. В. Макарова, 256 с., Петрушин, С. В., 2002
  • Рамендик, Д. М.  Тренинг личностного роста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07294-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434158 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Рамендик, Д. М.  Тренинг личностного роста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07706-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437348 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Тренинг в организации : учеб. пособие / А.Б. Невеев.— М. : ИНФРА-М, 2017.— 256 с.— (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/641782
  • Тренинг лидерства / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2007. - 256 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-9268-0639-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/529469
  • Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике, [учебное пособие], 283 с., Васильев, Н. Н., 2005

Авторы

  • Васильева Елена Николаевна
  • Белохлебова Наталья Александровна