Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая грамотность

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина направлена на формирование базовых компетенций в области работы с данными. В курсе рассматриваются основные вопросы, необходимые для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов сети Интернет. Специализированная часть курса посвящена этическим и правовым вопросам развития цифровых технологий, включая вопросы защиты персональных данных и охраны интеллектуальной собственности в цифровой среде.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципов и методов использования цифровых инструментов для успешной работы в академической и цифровой среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
  • Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
  • Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
  • Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
  • Конвертировать файл из одного формата в другой
  • Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
  • Обзор темы как работает интернет
  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
  • Студенты изучают что такое данные. Какие бывают типы данных. Доступ к данным. Этические вопросы и лицензии. Открытые данные. Большие данные. Сравнение подходов анализа в доцифровую эпоху и нынешнюю (data-driven и question-driven). Работа с данными: машинное обучение. Работа с данными: нейронные сети и искусственный интеллект (что это такое)
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет критически относиться к медиасообщениям, анализировать медиасообщения по вспомогательным вопросам
  • Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
  • Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет отличать различные виды данных
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
  • Учащиеся изучат браузер и сервисы Google. Узнают как правильно искать информацию
  • Учащиеся изучат виды угроз: вирусы, фишинг, уязвимость устройств. Защита от вирусов: антивирусы, осторожность при скачивании файлов. Пароли: надежность и правила предосторожности. Банковские данные. Спам и навязчивая реклама
  • Учащиеся изучат программы MS Excel, Google Forms, Google Sheets
  • Учащиеся изучат программы MS Word, Google Drive, Google Docs
  • Учащиеся изучат программы PowerPoint, Google Slides
  • Учащиеся изучат программы Zotero, Google Scholar
  • Учащиеся работают над блок-схемами. Умение визуализировать задачи. Логика
  • Учащиеся работают над темами: социальные сети, цифровой след, правовой режим персональных данных, больших данных, пользовательских данных. Пользование цифровыми медиа. Fake news. Этикет в сети. Общение в электронной почте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
  • Интернет и поиск
  • Компьютерная безопасность (Безопасность в сети)
  • Медиаграмотность
  • Базовые текстовые технологии.
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
  • Компьютерная безопасность
  • Работа с табличными данными
  • Подготовка презентаций: инструменты, пользование (PowerPoint, Google Slides)
  • Основы работы с данными: данные, большие данные, машинное обучение
  • Регулярные выражения
  • Алгоритмическое мышление
  • Введение в Digital Humanities
  • Корпусные технологии
  • Медиаграмотность
  • Базовые текстовые технологии
  • Основы создания презентации в Power Point
  • Работа с табличными данными
  • Основы работы с данными
  • Сбор и анализ данных
  • Сайты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания, самостоятельные работы
  • неблокирующий тестирование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * тестирование + 0.7 * домашние задания, самостоятельные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Оформляем документы на персональном компьютере: грамотно и красиво. ГОСТ Р 6.30-2003. Возможности Microsoft Word : практич. пособие / И.В. Журавлева, М.В. Журавлева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 187 с. — (Просто, кратко, быстро). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1030249
  • Яковлев В. Б. - СТАТИСТИКА. РАСЧЕТЫ В MICROSOFT EXCEL 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-01672-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statistika-raschety-v-microsoft-excel-437852
  • Яковлев В. Б. - СТАТИСТИКА. РАСЧЕТЫ В MICROSOFT EXCEL 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-02551-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statistika-raschety-v-microsoft-excel-437888

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Оформляем документы на персональном компьютере: грамотно и красиво: ГОСТ Р.6.30-2003. Возможности Microsoft Word / И.В.Журавлева, М.В.Журавлева -М.:НИЦ Инфра-М, 2012-187с.: 60x90 1/16. -(Просто, кратко, быстро). (п) ISBN 978-5-16-003154-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/360057
  • Разработка Web-сайтов в Microsoft Visual Studio и их размещение в сети Интернет : Учеб. пособие, Керов, Л.А., 2011

Авторы

  • Лощилова Лариса Борисовна