Паспорт образовательной программы
38.03.02 Менеджмент
Нет
4.5 года
Очно-заочная форма обучения, 240 з.е.
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Бакалавр
Нет
1. Многопрофильность обучения. Образовательная программа охватывает 5 основных направлений в области управления бизнесом:
- Стратегический менеджмент и устойчивое развитие
- HR-менеджмент и организационное поведение
- Инновации и предпринимательство
- Маркетинг
- Логистика и бережливое производство
На программе открыты 2 концентрации – «Организационное развитие» и «Бережливое производство». Студент имеет возможность выбрать одну из концентраций и углубить теоретические знания и практические навыки в интересующей его предметной области.
Студенты получают обширные знания по всем областям, а также имеют возможность выстроить собственную образовательную траекторию за счет вариативности предлагаемых дисциплин и выбора интересующей их тематики профессиональных и исследовательских проектов.
2. Проектная деятельность. За время учебы студенты реализуют проекты в разных форматах под руководством опытных наставников.
3. Практика. Освоение практических навыков и получение компетенций реализуется за счет привлечения к работе со студентами бизнесменов, предпринимателей, экспертов отечественных и зарубежных компаний в области менеджмента.
4. Развитие надпрофессиональных навыков. Дисциплины Soft Skills направлены на развитие компетенций в области коммуникаций, командообразования, а предметы Data Skills формируют один из ключевых навыков современного управленца – работу с большими данными.
5. Удобный график занятий. В соответствии с расписанием, студенты занимаются 2-3 раза в неделю по вечерам (с 18:00), а также по субботам. Такой график позволяет совмещать учебу в университете и работу.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает: организации различной организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие) и органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники работают в качестве исполнителей и координаторов по проведению организационно-технических мероприятий и администрированию реализации оперативных управленческих решений, а также структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело. Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
Типы задач профессиональной деятельности:
а) участие в качестве исполнителей или координаторов в организационно-управленческой деятельности по следующим направлениям:
· разработка и реализация корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);
· разработка и реализация комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
· формирование организационной и управленческой структуры организаций;
· планирование деятельности предприятия и подразделений;
· разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации в том числе в условиях изменений;
· организация и контроль работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений, распределение и делегирование полномочий;
· участие в процессе принятия управленческих решений в деловой среде в условиях переговоров
б) участие в качестве исполнителей или координаторов в информационно-аналитической деятельности:
· сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений с использованием современных цифровых технологий и интеллектуальных информационно-аналитических систем;
· построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
· создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
· оценка эффективности проектов и управленческих решений с точки зрения их социальной значимости и реализации в условиях сложной и динамичной среды;
· оценка и представление результатов анализа и оптимизации бизнес-процессов.
в) участие в предпринимательской деятельности:
· поиск и оценка новых рыночных возможностей и формирование бизнес-идеи;
· разработка бизнес-планов создания нового бизнеса.
г) участие в качестве исполнителей в научно-исследовательской деятельности:
· выявление и постановка актуальных проблем управления с использованием основных понятий, подходов, моделей экономической, организационной, управленческой теорий;
· подбор, адаптация и использование новых инструментов исследования;
· поиск и анализ литературы, нормативных и правовых документов для решения управленческих задач
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
а) в организационно-управленческой деятельности
· способен разрабатывать и представлять решения стратегических и оперативных задач (ПК-1);
· способен активно участвовать в реализации программы организационных изменений (ПК-2);
· способен анализировать и проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-3);
· способен разрабатывать управленческие процедуры и методы контроля (ПК-4).
б) в информационно-аналитической деятельности:
· способен проводить анализ среды для разработки организационных мероприятий с использованием современных цифровых технологий и представлять его результаты (ПК-5);
· способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-6);
· способен анализировать управленческие решения с позиций социальной ответственности (ПК-7).
в) в предпринимательской деятельности:
· способен находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-8);
· способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений - деятельности, продуктов и т.п.) (ПК-9).
г) в научно-исследовательской деятельности:
· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач (ПК-10);
· способен использовать инструментарий современных экономических, организационных и управленческих теорий для решения исследовательских задач (ПК-11);
· способен использовать для решения исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).
Структура ОП бакалавриата включает в себя следующие образовательные модули:
1. Профессиональный модуль (далее – Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности.
2. Практический модуль (далее – Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертно-аналитическую.
3. Модуль дисциплин общего цикла (далее – ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления.
4. Дополнительный модуль (далее – Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.
5. Модуль «Английский язык» (далее – Английский язык) направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.
6. Модуль культуры работы с данными (далее – Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенции применения этих технологий в профессиональной деятельности.
7. Модуль государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП.
Модуль | Минимальный объем (кредит) | Характеристика |
|
|
|
Базовый профессиональный (Major) | 84 | Экономическая теория Математика Этика бизнеса и КСО Теория вероятностей и математическая статистика Экономическая статистика Бухгалтерский и управленческий учет Управленческие компетенции Финансовый и управленческий учет Финансовый менеджмент Управление человеческими ресурсами Организационное поведение Операционный менеджмент и управление процессами Логистика и управление цепями поставок Принятие управленческих решений Стратегический менеджмент Управление проектами Предпринимательство Лидерство и командообразование Маркетинг |
Вариативный профессиональный (Major вар.) | 85
| Научно-исследовательский семинар Проектный семинар Машинное обучение на Python Антикризисное управление Цифровая трансформация бизнеса и новые бизнес-модели GR-менеджмент и лоббизм Дисциплины по выбору студентов в рамках концентраций «Организационное развитие» и «Бережливое производство» (определяются в учебном плане) |
| 30 |
|
|
| Производственная |
|
| Прикладные проекты |
|
| Курсовые работы Подготовка ВКР |
| 14 | БЖД Дисциплины по истории, праву, философии |
| 20 | Свободный майнор (пакет или 4 отдельные дисциплины) |
| 1 | Английский язык (факультатив) |
| 3 | Введение в Data Science |
| 1 | Защита ВКР |
В базовый Major входят дисциплины из областей знания, с помощью которых студент достигает образовательных результатов, составляющих основу профессиональной подготовки выпускника.
Вариативный Major включает в себя дисциплины, обеспечивающие формирование компетенций, специфических для ОП.
В рамках «Профессиональной практики» студенты проходят преддипломную практику в организации. «Проектная практика» подразумевает реализацию студентами проектов различных форматов. В рамках «Научно-исследовательской практики» реализуется подготовка ВКР (научно-исследовательского вида), подготовка письменных курсовых работ исследовательского характера.
В рамках модуля «Дисциплины общего цикла» реализуются обязательные дисциплины по безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту, а истории, философии и праву.
Minor представляет собой комплекс последовательно изучаемых дисциплин, выбираемый студентом из общеуниверситетского пула.
Реализация модуля «Английский язык» предусматривает возможность для студентов с уровнем владения английским языком, выбрать факультативные дисциплины, обеспечивающие совершенствование коммуникативных компетенций в английском языке
В рамках модуля «Data Culture» студентам предлагаются дисциплины, нацеленные на получение студентами знаний в области наук о данных, а также умений использовать методы и инструменты анализа больших данных при решении профессиональных задач.
Модуль «ГИА» предусматривает обязательную защиту ВКР.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Управление бизнесом (очно-заочное обучение)»