• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет экономики - выпуск 2012 - Власова, Корсунова

Факультет

экономики 

выпуск-2012


just graduated 08Э3

 

Мария Власова, Анна Корсунова
 

Три образа НИУ ВШЭ.

 

Non scholae, sed vitae discimus.

Четыре года – это много или мало? Оценки – это важно или глупо? Высшее образование – нужно или нет? Что они дали нам, эти четыре года в Высшей Школе Экономике?

Первая ассоциация, неизбежно всплывающая в моем сознании при слове Вышка – это, конечно, эссе. С эссе началось мое знакомство с особенностями преподавания в Вышке, эссе сопровождали нас (ооо, да!) на протяжении всех четырех лет учебы – логично, что именно эссе и должно их закончить. Признаться, я многое забыла из предмета многоуважаемой Красавиной Раисы Александровны, но что запомнила крепко, так это ее принцип, внушаемый нам на протяжении всего первого курса – с идеей надо переспать. Этот принцип оказался весьма действенным, и в случае с этим эссе я в очередной раз воплотила его в жизнь, проведя последние несколько суток с крутящейся на окраине сознания мыслью: что есть для меня Вышка? О чем я хотела бы рассказать?

Наверно, нужно рассказать о трудовых буднях и трудовых бесшабашных выходных. Наверно, нужно рассказать о преподавателях и одногруппниках. Наверно, нужно рассказать о том, чему научила нас Вышка, о том, за что мы ее любим…или не любим :). Наверно, я так и сделаю.

Вот только, вопреки укоренившейся привычке раскладывать все по полочкам, строить четкий и логический каркас повествования, в данном случае никакого каркаса в голову не приходит. Вместо этого в голову приходят три образа, неминуемо всплывающих в сознании при упоминании слова «Вышка». Наверное, о них и стоит рассказать.

Образ первый.

Ночь. Я сижу на подоконнике, лениво покачивая ногой, свисающей в распахнутое окно. За окном так же лениво покачивает мохнатыми ветками ель. Легкий ночной ветер чуть шевелит листы бумаги у меня в руках. Почти все горизонтальные поверхности комнаты, тускло освещенной настольной лампой, также покрыты ровным слоем бумаги разной степени исписанности и смятости. Эпицентром этого бумажного бума является, естественно, стол. За столом, читая вслух (что бы вы думали? :) эссе, сидит подруга. Вопреки обещанию вникать и править по мере необходимости, я слушаю ее лишь краем уха. Я смотрю на нее, на комнату, на ель за окном… Мы нормально не спали последние три или четыре дня – а если понимать под нормально полноценные 8 часов, то, пожалуй, три или четыре недели, если не месяца. Бизнес-план, контрольные и зачеты, соцопрос и презентации, и эссе, конечно же эссе практически по всем предметам – последняя зачетная неделя первого курса. Я смотрю на подругу, на комнату, на распечатки на столе и у себя в руках – и тихо, по-идиотски улыбаюсь. Потому что здесь, в этой комнате, сидит человек, с которым у нас за недолгие на тот момент месяцы общения установился запредельный, сверхъестественный уровень взаимопонимания. Потому что здесь, в этой комнате, аккуратно сложенные, лежат результаты нашего труда – и я, черт возьми, горжусь ими.

Сколько было потом таких вечеров и ночей – менялись предметы и названия работ, но комната, подруга и эта тихая идиотская улыбка оставались прежними. И я благодарна за это Вышке – за чувство гордости и удовлетворения от хорошо сделанной работы, за этот ни с чем несравнимый кайф, за то, что именно Вышка научила меня вкладываться в то, что ты делаешь, и получать от этого удовольствие. И еще я благодарна ей за человека, с которым можно этими – да и всеми остальными – чувствами поделиться, поделиться зачастую даже без слов, а иногда даже и без взгляда. Просто потому что мы думаем одинаково. Просто спасибо Вышке за это.

Образ второй.

Пара. Первая пара, пятница. Преподаватель по логике настойчиво требует от нас ответа на какой-то вопрос, имеющий весьма смутное отношение к предмету. Судя по гробовому молчанию группы, единственное, чего требует в это время наш мозг – так это чтобы к нему не приставали вообще ни с какими вопросами. Преподаватель, однако, не унимается, и тогда кто-то недовольно замечает, что, мол, мы это знать и помнить не обязаны, т.к. к данному предмету вопрос никакого отношения не имеет. Преподаватель – Бикметова Татьяна Ивановна – на мгновение замирает, а потом говорит нам простую в общем-то истину, смысл которой, однако, для меня стал понятен лишь много позже. Синтезируйте, говорит она. Не храните ваши знания отдельными «папками», пылящимися каждая в своем ящике. Объединяйте их, применяйте идеи из одной области знания в другой, позвольте им сливаться, проникать друг в друга и порождать новые, более высокого уровня. Синтезируйте.

Эта идея – возможность объединять собственные знания и умения, искать применения навыкам, полученным в одной области, в другой, быть может, диаметрально противоположной, не раз и не два помогала мне в самых разных жизненных ситуациях. И за это я благодарна Вышке. За то, что она научила меня думать. Не просто механически решать задачки и, заучив некий алгоритм, воспроизводить его в подходящий условиях – нет, Вышка учила именно думать, самостоятельно разрабатывать алгоритмы, тестировать и совершенствовать их по мере надобности, и это относится не только к учебным задачам. Благодаря Вышке я могу разложить любую сложную проблему на составляющие, увидеть и проследить причинно-следственные связи, или, наоборот, объединить группу мелких фактов в единое целое, получить «большую», общую картинку происходящего и посмотреть на нее с разных сторон. Весьма ценное умение, надо признать. И за него я тоже благодарна Вышке.

Образ третий.

Аэропорт. Я возвращаюсь домой после недельного пребывания в университете Франции, недели ярких впечатлений и работы в мультинациональной команде. Стоит глубокая ночь, и зал почти пуст. Наша небольшая группа российских студентов дремлет, пытаясь поудобнее устроиться на – надо отдать должное – довольно мягких креслах. Через какое-то время я, однако, просыпаюсь от ощущения того, что кто-то смотрит на меня в упор. Лениво приоткрывая один глаз, замечаю через пару рядов молодого мужчину, с интересом разглядывающего нашу группу. Мое любопытство, впрочем, в тот момент находится на нуле, поэтому глаз так же лениво закрывается…

…Через пару часов просыпаюсь все от того же пристального взгляда. Поняв, что поспать уже все равно не удастся и мысленно проклиная всяких любопытствующих полуночников, плетусь к автомату с кофе. Возвращаюсь. Ну конечно, любопытный товарищ уже успел пересесть поближе и явно ждет моего возвращения. Приветливость и привычка улыбаться, приобретенные за недолгую неделю во Франции, еще не успели изжить себя, и я расплываюсь в максимально приветливой, насколько позволяет время (4 часа утра) улыбке. Завязывается разговор, в ходе которого мы обмениваемся впечатлениями о поездках, которые привели нас сюда. Я рассказываю о том, что есть университет в северной провинции Франции, который ежегодно проводит сессии для студентов со всего мира, посвященные актуальным вопросам современности, и о том, что в этом году нам посчастливилось в такой сессии участвовать. Мой собеседник, выслушав и немного задумавшись, спрашивает – а эти сессии проводятся, случайно, не при поддержке Высшей школы экономики? Я, поперхнувшись кофе, начинаю лихорадочно вспоминать, когда успела проговориться, в каком институте учусь. Понимаю, что за недолгие 20 минут разговора ничего похожего не говорила. Очевидно, весь этот нехитрый мыслительный процесс весьма четко отражается у меня на лице, потому что мужчина, усмехнувшись, спрашивает уже напрямую:

- Вы ведь в Вышке учитесь, да?

Я лишь недоуменно вздергиваю брови и киваю:

- Откуда Вы узнали?..

- Догадался, - отвечает он. - По Вам видно, - добавляет он потом с хитрой усмешкой, - я и сам там учился, только в московской…

По нам видно, да.

Думаю, каждый, кто в свое время открывал красную книжицу под названием Business English, может вспомнить, что было там одно замечательное выражение – sense of belonging to a group. Так вот там, в аэропорту, встретив совершенно незнакомого человека, тут же распознавшего во мне студента Вышки, я очень резко ощутила это самое sense of belonging to a group. To a very special group. И за это я тоже благодарная Вышке. За то, что есть особенная группа, частью которой ты себя чувствуешь. За то, что есть несколько тысяч людей в разных городах и странах, с которыми тебя связывает что-то общее, что-то едва различимое, но при этом очень заметное. И я благодарна Вышке за то, что она вкладывает это «что-то» в своих студентов.

Получилось довольно мало о Вышке как таковой, мало о преподавателях и сокурсниках, о предметах и зачетах… Получилось больше о жизни. Но, быть может, это и правильно? Ведь не для школы, но для жизни мы учимся…


 
 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.