• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Золотая Вышка»: успех выпускника

15 декабря 2010 г.

Алексей Парахоняк, доцент кафедры институциональной экономики факультета экономики и преподаватель Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ, стал победителем премии «Золотая Вышка» 2010 года в номинации «Успех выпускника».


- Алексей, вы стали победителем «Золотой Вышки» в номинации «Успех выпускника» за успешную академическую карьеру, расскажите подробнее о ее этапах.

- О том, что моя кандидатура выдвинута на «Золотую Вышку», я узнал за день до объявления результатов. И был немного удивлен тем, что получил награду. Потому что моя карьера представляется мне достаточно типичной для исследователей моего поколения. В 2002 году я окончил бакалавриат факультета экономики Нижегородского филиала ВШЭ, приехал в Москву, окончил магистерскую программу факультета экономики «Математические методы в экономике», через год получил диплом магистра экономики в университете Эразмус в Роттердаме, затем решил продолжить там образование и в этом году защитил PhD по экономике. Вернулся в Россию и с августа работаю на факультете экономики Вышки, преподаю и занимаюсь научной деятельностью.


- А какова сфера ваших научных интересов?

- Мои научные интересы связаны с такими направлениями, как теория отраслевых рынков, модели поиска, прикладная теория игр. Сейчас я заканчиваю читать курс «Industrial economics» в МИЭФ — Международном институте экономики и финансов ВШЭ, в русском варианте это звучит как «Экономика отраслевых рынков». Во втором семестре планирую читать «Теорию контрактов» магистрантам факультета экономики и, возможно, авторский курс по потребительским рынкам с неполной информацией в аспирантуре полного дня. В исследовательском плане я продолжаю вместе с моим научным руководителем Маартеном Янссеном изучать модели поиска на потребительских рынках, возможно, к этому в ближайшее время добавятся социальные сети.


- С научным руководителем вы общаетесь дистанционно?

- Да, но в этом нет ничего необычного, после того как я приехал по его приглашению в Голландию, он уехал преподавать в Вену, и большую часть времени мы общались дистанционно.


- А как получилось, что вы поехали учиться в Голландию?

- Маартен читал курс теории игр у нас в магистратуре, потом принимал экзамены и был в комиссии по дипломам в совместной программе. Но его приглашение в Голландию стало для меня сюрпризом, так как к тому моменту я уже окончил магистратуру, работал в корпоративных финансах в Deloitte и не думал об академической карьере. И вот он написал двум студентам (мне и моему товарищу Андрею Дубовику), что есть свободные позиции PhD студентов, в итоге Андрей и я поехали учиться в Голландию, в университет Эразмус в Роттердаме, точнее в небольшой научно-исследовательский университет Тинберген (назван в честь первого нобелевского лауреата по экономике). Кстати, Андрей в пятницу защитился.


- Легко ли вам дался этот выбор - академическая или бизнес карьера?

- Сильно я не страдал. У академической работы много плюсов, и так сложилось, что для поездки мне практически не пришлось собирать никаких документов, предложение пришло само мне в руки. Я ленивый - если бы мне не предложили ехать, я бы, наверное, не поехал. Что касается работы в бизнесе, то первый год было интересно работать, я занимался финансовым моделированием, а потом энтузиазма стало меньше, привык. С определенного момента работа превратилась в ремесло. В этом смысле научная работа содержит в себе значительно больший творческий потенциал. Хотя и здесь, конечно, существует рутинная составляющая, я бы с удовольствием снял с себя некоторые административные вопросы, которые занимают много времени. Например, до сих пор не могу добиться правильного налогообложения зарплаты, есть и куча других мелочей.


- По сравнению с Голландией наш бюрократизм глобален?

- Глобален бюрократизм в Голландии, а не наш, но фундаментальное отличие между ними в том, что там он работает. Если я хочу получить некую официальную бумагу, и мне говорят, что через девяносто дней придет ответ, то не позже чем через девяносто дней в моем почтовом ящике будет лежать ответ. Все формализовано, все процедуры прозрачные, и все работает так, как оно записано в законах и инструкциях. А здесь не работает.


- Какие у вас планы на ближайшее время?

- Работать, статьи доделывать, переделывать, писать новые. Мы с Андреем Дубовиком обнаружили механизм конкуренции, который присутствует в различных сферах (экономика, политика, военное дело), в итоге удалось создать красивую математическую модель. Результаты этого исследования я представил на семинаре для научных сотрудников ВШЭ, а на днях лечу в Италию, где также буду презентовать наше исследование на конференции «Workshop on Dynamic Games».


- В каких журналах вы публикуетесь?

- Пытаемся пробиться в топовые зарубежные реферируемые журналы. И ввиду большого зазнайства посылаем в лучшие, откуда их пока заворачивают. Все мои публикации, их не так много, всего шесть, презентованы на очень хороших конференциях, и хотя в журналах пока не опубликованы, цитируются в профессиональной среде.


- Как строится академическая работа в голландских университетах? Что, на ваш взгляд, стоило бы использовать и нам?

- У меня есть одно забавное наблюдение. В Голландии очень популярны семинары - семинары для PhD, обычные научные семинары, микрогруппы, общеэкономический семинар, фактически каждый день что-то проходит. Секрет популярности этих семинаров - они всегда проводятся в 12.00-13.00, и там всегда есть сэндвичи, они так и называются - ланч-семинары. Если поставить семинар в то же самое время, но без сэндвичей, то популярность падает. Университет тратит сотню евро на семинар, и при этом стимулирует обмен идеями среди студентов. Даже если семинар не по твоей теме, при выборе идти в столовую или сходить на семинар, многие выбирают последний. Мотивация довольно простая - и подкрепиться, и послушать что-то интересное.


- Вам всегда была присуща склонность к математическим дисциплинам, или она появилась в университете? И почему вы решили получить именно экономическое образование?

- Математика мне нравилась всегда, я учился в школе с физико-математическим уклоном, а из университетов, в которые я мог бы поступить без экзаменов, я выбрал ближайший. Хотя, если быть честным, то свою роль сыграло и то, что были знакомые, которые учились в Вышке, и рассказы Льва Львовича Любимова, который приезжал в Нижний Новгород.

Вообще, по моему опыту работы в бизнесе образовании, полученное человеком, не является ключевым фактором, который не особо влияет на производительность труда, образование - это, прежде всего, сигнал для работодателя. Если человек на сложной специализации в крутом университете получил хорошие оценки - значит, он умный и может работать и осваивать новые навыки. Экономическое образование, на мой взгляд, это восемьдесят процентов - «теория», она же сигнал для работодателя, а двадцать процентов - то, что будет применяться на практике.


- На что помимо работы у вас еще хватает времени?

- Опять начал играть в «Что? Где? Когда?», в Нижнем наша команда была сильнейшей несколько лет подряд, на уровне России мы входили в двадцатку сильнейших. Сейчас мы играем во второй московской лиге, но больше для своего удовольствия. Стараюсь находить время для спорта, когда есть время, хожу в наш спортзал, а раньше занимался силовым троеборьем.


Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Источник: «Золотая Вышка»: успех выпускника


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.