Эффективная коммуникация юриста с клиентом: выпускники факультета права на тренинге Студенческого правового бюро
Интервьюирование и консультирование – навыки, которыми должен и даже вынужден владеть каждый юрист, поскольку в силу специфики профессии постоянно вступает в коммуникацию с разными людьми. Именно на приобретение и развитие этих навыков и был нацелен тренинг для стажеров и консультантов Студенческого правового бюро, который прошел в вышке 18 и 25 января. Участниками тренинга стали и бывшие сотрудники, экс-директора СПБ: Калинина Светлана и Гладков Никита.
Интервьюирование и консультирование – навыки, которыми должен и даже вынужден владеть каждый юрист, поскольку в силу специфики профессии постоянно вступает в коммуникацию с разными людьми. Именно на приобретение и развитие этих навыков и был нацелен тренинг для стажеров и консультантов Студенческого правового бюро, который прошел в вышке 18 и 25 января. Участниками тренинга стали и бывшие сотрудники, экс-директора СПБ: Калинина Светлана и Гладков Никита.
Организовывать эффективную коммуникацию не учат в школе. Не учат этому и в университетах, несмотря на то, что коммуникативные навыки часто указываются в ряду универсальных компетентностей, которые должны быть у любого образованного человека. Поэтому не удивительно, что у юристов разных уровней подготовки и возрастов есть проблемы с выстраиванием эффективной коммуникации, проблемы с тем, как сделать интервьюирование и консультирование эффективными.
Решить эти проблемы непросто. Особенно если сам юрист не прикладывает к этому необходимых усилий. Чтобы предложить варианты и помочь в реализации наиболее оптимального варианта решения проблемы, юристу необходимо провести исследование дела, а это невозможно без проведения интервьюирования клиента, направленного на получение необходимой информации.
Информация о том, что произошло (происходит), отношение к этому обратившегося, интерес (цель) клиента – вот далеко не полный перечень обстоятельств, подлежащих выяснению именно при интервьюировании. В силу специфики деятельности юриста всякое его итоговое решение и действие, в том числе выражающееся в форме консультации, своим основанием имеет норму права. Но норма права должна быть относима к конкретной ситуации, поэтому для правовой квалификации и итоговой консультации юрист и должен узнать обстоятельства этой ситуации. Очень важным моментом является выяснение истинного намерения и желания клиента, поскольку детальное установление фактических обстоятельств еще не является залогом выработки и предложения нужного клиенту правового решения. Деятельность юриста, не учитывающая интерес клиента, либо неправильно определённый интерес способны привести к последствиям, наступления которых клиент не желал.
Именно на приобретение и развитие этих навыков и нацелен тренинг для стажеров и консультантов Студенческого правового бюро. В течение двух дней сотрудники оттачивали навыки коммуникации. Это не было простым информированием о том «как нужно» устанавливать доверительные отношения с клиентом, какие вопросы в кокой момент нужно задать, как вести себя и уметь расположить клиента, как завершить опрос, как прервать и «вернуть» разговор к изложению фактических обстоятельств.
Тренинг был максимально направлен именно на практическое применение тех или иных приемов, тактик, методик ведения опроса и выявления цели обращения клиента.
Этому способствовали и вводные упражнения в рамках которых предлагалось расспросить партнера о том, что с ним «произошло» в течение 2-х часов, предшествующих началу мероприятия, а затем каждой паре задавался «контрольный» вопрос, и оказывалось, что этот момент в процессе интервьюирования остался не выяснен.
Вторая часть тренинга заключалась в моделировании ситуации интервьюирования. В качестве клиентов выступили: Никита Гладков (выпускник 2012 года, экс-директор СПБ, магистрант 2 курса, старший юрист Биохимического холдинга «Оргхим»), Калинина Светлана (выпускница 2013 года, экс-директор СПБ, юрист группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С»), Никита Вельтищев (студент 4 курса, руководитель Нижегородского Центра СПБ), Сергей Мурзаков – координатор деятельности СПБ.
Не маловажным оказалось знание стажерами и сотрудниками «Правил работы в СПБ», поскольку некоторые формализованные моменты во многом облегчали процесс коммуникации и установления доверительного отношения с «клиентом».
Детальный разбор работы каждого консультирующего, с озвучиванием плюсов и минусов, предложением своего варианта вопросов и линий поведения – способствовал более точному и глубокому уяснению и наработке навыков интервьюирования всеми участниками тренинга.
Своими впечатлениями делятся участники тренинга:
Подготовлено Студенческим правовым бюро
Источник: "Эффективная коммуникация юриста с клиентом - основа обеспечения их эффективного взаимодействия"