• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффективная коммуникация юриста с клиентом: выпускники факультета права на тренинге Студенческого правового бюро

Интервьюирование и консультирование – навыки, которыми должен и даже вынужден владеть каждый юрист, поскольку в силу специфики профессии постоянно вступает в коммуникацию с разными людьми. Именно на приобретение и развитие этих навыков и был нацелен тренинг для стажеров и консультантов Студенческого правового бюро, который прошел в вышке 18 и 25 января. Участниками тренинга стали и бывшие сотрудники, экс-директора СПБ: Калинина Светлана и Гладков Никита.

Интервьюирование и консультирование – навыки, которыми должен и даже вынужден владеть каждый юрист, поскольку в силу специфики профессии постоянно вступает в коммуникацию с разными людьми. Именно на приобретение и развитие этих навыков и был нацелен тренинг для стажеров и консультантов Студенческого правового бюро, который прошел в вышке 18 и 25 января. Участниками тренинга стали и бывшие сотрудники, экс-директора СПБ: Калинина Светлана и Гладков Никита.

Организовывать эффективную коммуникацию не учат в школе. Не учат этому и в университетах, несмотря на то, что коммуникативные навыки часто указываются в ряду универсальных компетентностей, которые должны быть у любого образованного человека. Поэтому не удивительно, что у юристов разных уровней подготовки и возрастов есть проблемы с выстраиванием эффективной коммуникации, проблемы с тем, как сделать интервьюирование и консультирование эффективными.

Решить эти проблемы непросто. Особенно если сам юрист не прикладывает к этому необходимых усилий. Чтобы предложить варианты и помочь в реализации наиболее оптимального варианта решения проблемы, юристу необходимо провести исследование дела, а это невозможно без проведения интервьюирования клиента, направленного на получение необходимой информации.

Информация о том, что произошло (происходит), отношение к этому обратившегося, интерес (цель) клиента – вот далеко не полный перечень обстоятельств, подлежащих выяснению именно при интервьюировании. В силу специфики деятельности юриста всякое его итоговое решение и действие, в том числе выражающееся в форме консультации, своим основанием имеет норму права. Но норма права должна быть относима к конкретной ситуации, поэтому для правовой квалификации и итоговой консультации юрист и должен узнать обстоятельства этой ситуации. Очень важным моментом является выяснение истинного намерения и желания клиента, поскольку детальное установление фактических обстоятельств еще не является залогом выработки и предложения нужного клиенту правового решения. Деятельность юриста, не учитывающая интерес клиента, либо неправильно определённый интерес способны привести к последствиям, наступления которых клиент не желал.


Именно на приобретение и развитие этих навыков и нацелен тренинг для стажеров и консультантов Студенческого правового бюро. В течение двух дней сотрудники оттачивали навыки коммуникации. Это не было простым информированием о том «как нужно» устанавливать доверительные отношения с клиентом, какие вопросы в кокой момент нужно задать, как вести себя и уметь расположить клиента, как завершить опрос, как прервать и «вернуть» разговор к изложению фактических обстоятельств.


Тренинг был максимально направлен именно на практическое применение тех или иных приемов, тактик, методик ведения опроса и выявления цели обращения клиента.


Этому способствовали и вводные упражнения в рамках которых предлагалось расспросить партнера о том, что с ним «произошло» в течение 2-х часов, предшествующих началу мероприятия, а затем каждой паре задавался «контрольный» вопрос, и оказывалось, что этот момент в процессе интервьюирования остался не выяснен.


Вторая часть тренинга заключалась в моделировании ситуации интервьюирования. В качестве клиентов выступили: Никита Гладков (выпускник 2012 года, экс-директор СПБ, магистрант 2 курса, старший юрист Биохимического холдинга «Оргхим»), Калинина Светлана (выпускница 2013 года, экс-директор СПБ, юрист группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С»), Никита Вельтищев (студент 4 курса, руководитель Нижегородского Центра СПБ), Сергей Мурзаков – координатор деятельности СПБ.


Не маловажным оказалось знание стажерами и сотрудниками «Правил работы в СПБ», поскольку некоторые формализованные моменты во многом облегчали процесс коммуникации и установления доверительного отношения с «клиентом».


Детальный разбор работы каждого консультирующего, с озвучиванием плюсов и минусов, предложением своего варианта вопросов и линий поведения – способствовал более точному и глубокому уяснению и наработке навыков интервьюирования всеми участниками тренинга.


Своими впечатлениями делятся участники тренинга:


Светлана Калинина, юрист группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С», экс-директор СПБ, выпускница факультета 2013 года:


Могу сказать, что от СПБ не вполне легко отвыкнуть J, все еще небезразлично, как развивается проект в целом, и как "растут" в профессиональном плане его участники. Было очень здорово зайти в гости, увидеть как знакомые, так и новые лица, участвовать в работе и принести некоторую практическую пользу.

Практика обязательного проведения подобных тренингов очевидно дает свои результаты! Такие мероприятия позволяют участникам вдумчиво подойти к процессу интервьюирования и осознанно улучшать свои навыки. Помимо того, что я делилась накопленным вне СПБ опытом, я услышала кое-что новое и для себя. А еще было приятно видеть, что некоторые позитивные идеи, которые два года назад только задумывались, сейчас успешно реализуются!

Травина Лилия, студентка 3 курса, руководитель Московского центра СПБ:


Посвященный проблемам интервьюирования и консультирования, тренинг прошел за выполнением различных заданий, которые позволили выявить глубинные проблемы беседы с клиентом. Мероприятие позволило также сплотиться всем его участникам, и почувствовать себя единым целым – Студенческим Правовым Бюро.

Тренинг был ориентирован на выявление пробелов в работе с клиентом, получение, отработку и практическое применение полученных навыков.

Ценные указания Ольги Геннадьевны и Сергея Ивановича непременно найдут отражение в работе центров. Не менее интересным стал обмен опытом между «старшим» и «младшим» поколением СПБ.

Тренинг неизменно оставил лишь приятные впечатления и подстегнул к работе.

Я благодарна любимой Вышке, что у нас есть уникальная возможность работать в СПБ, и повсеместно посещать такие важные и интересные мероприятия. Отдельную благодарность хочется выразить Климиной Ольге Геннадьевне, которая не первый год удивляет своей душевностью, теплотой и индивидуальным подходом к каждому участнику тренинга.

Никита Гладков, старший юрист Биохимического холдинга "Оргхим", магистрант 2 курса, экс-директор СПБ, выпускник факультета 2012 года


Прежде всего, хотелось бы выразить свои эмоции от посещения мероприятия - приятно было вновь почувствовать себя частью команды СПБ, пусть всего лишь на несколько часов!

Сложно переоценить значение таких тренингов для консультантов, так как именно здесь ребята имеют уникальную возможность взглянуть на себя со стороны и понять, какие ошибки они совершают во время общения с клиентами и как можно их избежать. Порадовал "огонек" в глазах консультантов - сразу видно, что ребята получают удовольствие от работы в СПБ, готовы учиться новому и развиваться в профессиональном плане. Как бывший директор, не могу не отметить высокий уровень работы Нины Седовой, нынешнего директора СПБ и желаю ей удачи в работе на этой должности. И, конечно, пользуясь случаем, хочется обратиться ко всем сотрудникам СПБ и подчеркнуть, что навыки, приобретенные за время работы в СПБ, непременно помогут Вам на старте карьеры (проверено на собственном опыте)!

Со своей стороны выражаю готовность помогать ребятам, если в процессе работы у них будут возникать сложные правовые вопросы, и с нетерпением жду приглашения на следующие мероприятия!".


Подготовлено Студенческим правовым бюро

Источник: "Эффективная коммуникация юриста с клиентом - основа обеспечения их эффективного взаимодействия"