Паспорт образовательной программы
38.03.01 Экономика
Нет
4 года 6 месяцев
Заочная форма обучения, 240 з.е.
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Бакалавр
Нет
Не задано
Целью ОП «Экономика и анализ бизнеса» является подготовка специалистов, ориентированных на успешное трудоустройство в ведущих российских и международных организациях или на создание собственного бизнеса.
В настоящее время требуются специалисты, обладающие не только специальными знаниями, умениями и навыками в определенной области, но и обладающие междисциплинарными знаниями в смежных областях. Так специалистам в области экономики и финансов необходимы знания в области бизнес-процессов, анализа данных, стратегического управления, умения работать в команде т.д.
В этой связи программа является междисциплинарной, включающей специальные дисциплины по профилю подготовки и пул дисциплин из области менеджмента и анализа данных.
Таким образом студенты получают знания и развивают навыки в сфере экономики и финансов, формируют компетенции в сфере анализа и обработки экономических данных, аудита и реинжиниринга бизнес – процессов, стратегического и операционного анализа бизнеса и т.п., используемых для разработки и принятия управленческих решений, что позволяет выпускнику эффективно осуществлять профессиональную экономическую деятельность, соответствовать требованиям и современным запросам рынка труда.
Программа ориентирована на лиц, желающих реализоваться в профессиональной экономической сфере в ведущих российских и международных организациях, создать собственный бизнес.
- гибкость программы обучения, индивидуальный подход к студенту
Особенностью программы является возможность построения индивидуального учебного плана обучения, исходя из предпочтений по дальнейшему направлению карьерного роста. Данная возможность реализуется за счет сочетания обязательной и вариативной части образовательной программы, что является неоспоримым преимуществом для студента.
В программу включен достаточно широкий спектр дисциплин по выбору (в том числе Online курсы специалистов ведущих ВУЗов страны), которые расширяют возможности студентов при формировании профессиональных компетенций в сфере экономики, финансов и /или анализа данных и помогают реализовать индивидуальный трек профессиональной подготовки.
Более того, практически все курсы из блока Major имеют аналогичные online курсы, записанные преподавателями НИУ ВШЭ, что позволяет студенту реализовать стратегию обучения по формату blended (посещение занятий offline с параллельным прослушиванием полностью или частично online курса), а по необходимости полностью заменить offline курс на online. Эта возможность наиболее актуальна для студентов заочной формы обучения.
Индивидуальная траектория также предусматривает выбор тематики курсовых работ, выпускной квалификационной работы, места прохождения практической подготовки (далее – практика). Выполнение курсовых работ, написание ВКР, прохождение учебной и производственной (преддипломной) практики являются основными видами индивидуальной исследовательской и проектной работы студента.
Начиная со второго курса, студент имеет возможность максимально углубить и расширить образовательную траекторию в соответствии со своими потребностями и интересами, выбирая дополнительные элементы сверх ОП «Экономика и анализ бизнеса» в рамках программы Вышка+. Студент самостоятельно может выбрать любые элементы реализуемых ОП или предлагаемые в рамках программ дополнительного профессионального образования. Программа Вышка+ является платной опцией для студентов. Приложение к диплому будет содержать перечень дополнительных дисциплин, освоенных сверх нормативного объема. Выбранные дополнительные дисциплины становятся обязательными для студентов.
- соответствие содержания программы запросам работодателей и рынка труда
Учебный план и содержание программы разработаны с учетом анализа требований рынка труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями по определению сфер в которых востребованы выпускники, научным сообществом и с учетом профессиональных стандартов, таких как:
08.002 Деятельность в области бухгалтерского учета;
08.008 Финансовое консультирование;
08.010 Внутренний аудит;
08.015 Предоставление кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
08.018 Управление рисками (риск-менеджмент) организации; 08.023 Аудиторская деятельность;
08.036 Специалист по работе с инвестиционными проектами;
08.037 Бизнес-аналитик.
Содержательная часть учебных дисциплин учитывает не только фундаментальные исследования в области экономики и финансов, но и сложившуюся практику делового оборота, накопленный опыт в профессиональной деятельности ведущих преподавателей, современные подходы, исследования, наработки в сфере экономики и финансов.
В эпоху развития цифровой экономики современный работодатель хочет видеть не просто специалиста, знающего экономику и финансы, а специалиста, владеющего современными информационными технологиями. Важной особенностью программы, удовлетворяющей требованиям рынка труда, является тот факт, что, начиная с первого курса, студенты имеют возможность изучать основные принципы математического, статистического анализа и моделирования, дисциплины из области наук о данных, осваивая основы программирования и анализ данных, принципы и особенности работы в статистических, эконометрических и иных информационных продуктах по анализу данных. С каждым следующим курсом информационная компетентность повышается, углубляя профессиональные навыки студентов.
- высокие стандарты качества и академической этики
Занятия проводят ведущие преподаватели НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и приглашенные бизнес-практики, являющиеся специалистами в области экономики и финансов, обработки и анализа данных.
В реализации программы активное участие принимают представители работодателей. В частности, развитию проектной составляющей программы, кроме основных кафедр факультета экономики, способствуют базовые кафедры, созданные на факультете: кафедра международной аудиторской фирмы КПМГ, кафедра Волго-Вятского Банка ПАО «Сбербанка», кафедра Управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области. Сотрудники данных кафедр являются работниками перечисленных организаций.
- форма обучения
Выбор формы обучения позволяет абитуриенту определиться с наиболее удобным графиком обучения. Очно–заочная форма предполагает обучение три раза в неделю. Заочная форма обучения требует от студента большей самостоятельной подготовки и реализуется сессионно (три сессии в год, каждая из которых в среднем составляет 2 недели).
- срок обучения
Так как абитуриенты, поступающие на ОП «Экономика и анализ бизнеса», обладают дипломами об окончании среднего профессионального образования и/или дипломами об окончании высшего учебного заведения, то заявленный стандартный срок обучения сокращается до 3 (3,5) лет для очно–заочной формы и 4 лет для заочной формы обучения за счет перевода студента на ускоренную форму, позволяя за более короткие сроки успешно освоить ОП и приступить к профессиональной деятельности и/или сменить ее.
- сочетание классических и новейших образовательных технологий
В преподавании используются классические и лучшие современные образовательные методики (деловые игры, тренинги и т.п.) и технологии (online курсы; гибридные формы обучения, lms – система и т.п.), применяются методы индивидуальной и командной работы.
Выпускники ОП могут реализовать себя в экономической и финансовой сферах, занимая, например, следующие должности:
- специалист в сфере планирования и прогнозирования, бухгалтерского и налогового учета; специалист аудиторских фирм и служб внутреннего аудита организаций; финансовый контроллер;
- финансовый, инвестиционный, бухгалтерский, налоговый аналитик и/или консультант в подразделениях производственных, торговых, строительных, финансовых, инвестиционных и страховых компаний, банков;
- специалист экономических, финансовых и бухгалтерских служб компаний разных отраслей и масштабов;
- финансовый брокер, дилер;
- специалист по риск–менеджменту;
- специалист по оценке и управлению рисками инвестиционных проектов;
- специалист/ руководитель подразделения/ отдела в министерствах и ведомствах федерального, регионального и местного значения;
- руководитель и специалист служб внутреннего аудита крупных организаций; начальник структурных подразделений; финансовый директор;
- менеджер среднего звена, в том числе банков и финансовых компаний;
- руководитель и ведущий специалист финансовых служб предприятий реального сектора экономики, торговых компаний, в т.ч. обслуживающих международную торговлю, инвестиционных и страховых компаний, осуществляющих в том числе операции на мировых финансовых рынках.
Это не полный список должностей, на которые может претендовать выпускник после окончания обучения на программе.
В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные (определены в Общей части ОС), общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Перечень общепрофессиональных компетенций:
- Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
- Способен осуществлять сбор и статистический анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
- Способен выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать расчеты и обосновать полученные выводы.
- Способен находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готов нести за них ответственность.
Перечень профессиональных компетенций для 2021/2022 учебного года и позднее:
- Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК -1);
- Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- Способен организовать деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного проекта / проектного решения; участвовать в деятельности малой группы для реализации проекта/проектного решения (ПК-4);
- Способен организовать систему сбора, обработки и подготовки информации на предприятии для учета затрат и калькулирования продукции, применяя разные методы и способы (ПК-5);
- Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические, математические, статистические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- Способен критически осмысливать эмпирические процессы в экономике и финансовой сфере, теоретические и прикладные методы их анализа (ПК-7);
- Способен к обработке массивов финансово-экономических данных в соответствии с поставленной задачей, оценке и интерпретации полученных результатов, обоснованию выводов (ПК-8);
- Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-9);
- Способен к разработке, анализу и экспертизе инвестиционного проекта, формированию экспертного заключения о возможности реализации инвестиционного проекта (ПК-10);
- Способен осуществлять мероприятия по управлению эффективностью инвестиционного проекта с учетом факторов риска и срока реализации (ПК-11);
- Способен разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки по учету активов, в т.ч. денежных средств, обязательств и финансовых результатов компании (ПК-12);
- Способен осуществлять документирование хозяйственных операций, учет первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта и формировать на его основе бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ПК -13);
- Способен организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-14);
- Способен составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-15);
- Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-16);
- Способен к обоснованию и применению подходов и методов, используемых в бизнес-анализе, с целью обоснования и выбора управленческого решения компании и управление им (ПК-17);
- Способен к обоснованию целевых показателей инвестора/деятельности хозяйствующего субъекта, формированию возможных решений на основе разработанных критериев (ПК-18);
- Способен к разработке методологической базы, методик и регламентов для службы внутреннего аудита, методики аудиторской проверки (ПК-19);
- Способен к участию в проведении аудиторской проверки в составе группы (ПК-20);
- Способен осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-21);
- Способен оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ПК-22);
- Способен готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-23);
- Анализ и оценка рисков, разработка направлений по управлению рисками; стратегическое управление рисками организации (ПК – 24).
Область профессиональной деятельности (код по Реестру Минтруда) | Типы задач профессиональной деятельности |
Коды профессиональных компетенций |
08.002 Деятельность в области бухгалтерского учета | Расчетно-экономическая, аналитическая, учетная деятельность | ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-9, ПК-12, ПК-13, ПК-15 |
08.008 Финансовое консультирование | Аналитическая, расчетно-экономическая, расчетно-финансовая, организационно-управленческая, учетная, банковская виды деятельности | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-16, ПК-18, ПК-19, ПК-22 |
08.010 Внутренний аудит | Аналитическая, расчетно-экономическая, организационно-управленческая, учетная виды деятельности | ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-19, ПК-20 |
08.015 Предоставление кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям | Аналитическая, расчетно-экономическая, организационно-управленческая, банковская виды деятельности | ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-8, ПК-9 ПК-10, ПК-17, ПК-21, ПК-22, ПК-23 |
08.018 Управление рисками (риск-менеджмент) организации | Аналитическая, расчетно-экономическая, организационно-управленческая, банковская виды деятельности | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-22, ПК - 24 |
08.023 Аудиторская деятельность | Аналитическая, расчетно-экономическая, организационно-управленческая, учетная виды деятельности | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-9, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-19, ПК-20 |
08.036 Специалист по работе с инвестиционными проектами
| Аналитическая, расчетно-экономическая, организационно-управленческая виды деятельности | ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11; ПК-18 |
08.037 Бизнес-аналитик
| Аналитическая, расчетно-экономическая, организационно-управленческая виды деятельности | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-20 |
Модуль | Характеристика |
| формирует основу будущей профессиональной деятельности, включает базовый обязательный и профессиональный модули |
Базовый профессиональный (Major баз.) | Базовый обязательный модуль включает дисциплины из предметных областей по: линейной алгебре, математическому анализу, микро- и макро-экономике, теории вероятностей и статистике, эконометрике |
Вариативный профессиональный (Major ва.) | Вариативные дисциплины, в т.ч. дисциплины по выбору студентов, определены в учебном плане ОП. |
| формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую деятельность |
профессиональная | учебная и преддипломная практики |
проектная | подготовка ВКР |
научно-исследовательская работа | подготовка КР |
| Блок нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления, включает обязательные дисциплины (Безопасность жизнедеятельности; Дисциплина по физической культуре и спорту;) и дисциплины пиз предлагаемого пула |
| Это пакетное предложение 4 отдельных дисциплин в области менеджмента и анализа данных (свободный minor), которые позволяют студенту получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательнгому направлению. Так,изобласти менеджмента студентам предлагается выбрать сет дисциплин, формирующих знания и навыки в области общего и стратегического менеджмента, современных маркетинговых технологий, управления человеческими ресурсами |
| Направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке |
6. Data Culture | Включает дисциплины по освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science), способствующие формированию компетенций по применению этих технологий в профессиональной деятельности, в частности формирование компетенций в области цифровой грамотности, программирования и анализа данных |
7. ГИА | Защита ВКР |
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Экономика и анализ бизнеса (заочное обучение)»