We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Competitiveness of Russian Companies and Industries

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Economic Theory and Econometrics (Faculty of Economics)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения курса студент должен: - Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; - Уметь применять эти знания для решения практических задач; - Иметь представление об основных методологических подходах к определению конкурентоспособности экономики, отраслей и отдельных компаний; - Обладать навыками оценки конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний; выявления факторов конкурентоспособности. - Владеть • методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; • навыками самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В курсе рассматриваются внутренние и внешние факторы конкурентоспособности экономик, отраслей и отдельных компаний как с позиции теории, так и с привлечением эмпирических данных по России. Большое внимание уделяется анализу кейсов из российской антимонопольной практики, поскольку эффективные конкурентные стратегии компаний зачастую вступают в противоречие с нормами закона "О защите конкуренции". Слушатели данного курса должны ознакомиться с макро- и микроэкономическими теоретическими подходами к объяснению конкурентоспособности компаний и отраслей, овладеть основными методологическими подходами, использующимися в прикладных исследованиях конкурентоспособности, приобрести навыки работы с макро- и микроэкономическими данными, в том числе, полученными в ходе опросов предприятий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ограничения, накладываемые антимонопольным законодательством на бизнес-практику компаний, ориентированную на повышение конкурентоспособности
  • Знает основные внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
  • Знает систему критериев и способен на основе статистической информации провести сравнительный анализ конкурентоспособности экономик
  • Знаком с основными положениями теории торговли как теоретической базы для оценки международной конкурентоспособности отраслей
  • Имеет представление о содержании дисциплины и основных понятиях
  • Способен провести сравнительную оценку конкурентоспособности компаний с применением рассмотренных в рамках курса подходов
  • Способен сделать вывод о конкурентоспособности российских отраслей на основе статистических данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Конкурентоспособность экономики
  • Конкурентоспособность отраслей: теоретические подходы
  • Международная конкурентоспособность ключевых отраслей российской экономики
  • Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности фирм
  • Внутренние факторы конкурентоспособности фирм: теория и методы оценки
  • Конкурентные стратегии фирм отрасли и антимонопольное регулирование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Активность + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Michael A. Hitt, R. Duane Ireland, & Robert E. Hoskisson. (2020). Strategic Management: Concepts and Cases: Competitiveness and Globalization, Edition 13: Vol. 13th edition. Cengage Learning.
  • Конкурентоспособность в сфере товарного обращения в условиях цифровизации : монография / А. В. Шишкин, Н. И. Ивашкова, Г. С. Тимохина [и др.]. — Москва : Русайнс, 2022. — 213 с. — ISBN 978-5-4365-9173-5. — URL: https://book.ru/book/943985 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Лифиц, И. М.  Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие для вузов / И. М. Лифиц. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 408 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15784-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509696 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 8930 - М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - 9785961443363 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Еремеева, Н. В.  Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник и практикум для вузов / Н. В. Еремеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09362-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513996 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Международная экономика : теория и политика, учебник, пер. с англ. под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова, 799 с., Кругман, П. Р., Обстфельд, М., 1997

Авторы

  • Голованова Светлана Викторовна