Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект учебного словаря-справочника терминов когнитивной лингвистики

Проект реализует задачу сбора, обработки речевого материала для учебного словаря-справочника терминов, используемых в когнитивной науке, в том числе в когнитивной лингвистике. Словарь предназначен для студентов, изучающих вузовские дисциплины в рамках когнитивных наук, и для исследователей. Основная цель данного лексикографического источника - описать термин и как минимальную составляющую научного знания, и как слово или словосочетание научного текста в различных онтологических отношениях: в отношениях синонимии, квазисинонимии, класс-подкласс, класс-экземпляр, часть-целое, отношение происхождения; многозначность, род-вид. Такой подход позволит оценить степень системной связности когнитивных терминов. Это обусловливает принципиальную новизну данного справочника.
В ходе составления словаря будет применен новый принцип составления словника. Отобраны те термины, которые чаще всего используются в современных трудах по когнитивистике и таким образом представляют ключевые понятия когнитивной науки, а также термины других наук (психологии, философии, программирования, теории языка и др.), которые получили новую интерпретацию в рамках когнитивной науки.  Следует отметить, что в связи с интегративностью современного научного знания и наличием пересекающихся научных областей четких границ этой терминологии не существует, что позволяет произвольно ограничить словник.
Таким образом, будут отобраны те когнитивные термины, которые наиболее существенны для лингвистики и релевантны для учебного процесса. При разном понимании термина в рамках различных когнитивных направлений даётся объяснение, в чём именно состоит различие. Употребление термина иллюстрируется примерами из научного дискурса, а также масс-медийного дискурса.
Термины расположены в алфавитном порядке. Если термин представляет собой словосочетание, то он располагается по алфавиту первого слова, а не стержневого (например: концептуальная структура).
Кроме того, терминосистема когнитивной лингвистики будет представлена по новым данным (научного, публицистического, политического дискурсов), собранным и обработанным при помощи технологий корпусной и компьютерной лингвистики (парсинг электронных ресурсов научных библиотек; сплошного поиска ключевых слов и сортировки материала в соответствии различными мерами ассоциативности: T-score, Z-score, loglikelihood; автоматическая морфологическая разметка с помощью стандарта Universal Dependencies).
Основным планируемым результатом проекта является создание словаря-тезауруса, в процессе чего студенты, участники научной группы, приобретут опыт лексикографической практики, создания коллекции текстов, владения техническим инструментом поиска и разметки и др.

Цель и задачи проекта

Цель – создание учебного словаря-справочника когнитивных терминов.

 
Задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели:
- составить словник – список ключевых для современной когнитивной науки и наиболее релевантных для обучения терминов когнитивной лингвистики;
- составить корпус научных текстов, отражающих актуальные концепции в области когнитивистики;
- выявить контексты употребления исследуемых терминов в собранном корпусе;
- сформулировать значение термина, в котором термин употребляется в данном корпусе, сопоставить данное значение со словарной справкой о термине;
- охарактеризовать этимологию термина;
- выявить синонимические, антонимические связи между терминами (в том числе установить случаи ошибочного употребления синонимов);
- установить родо-видовые отношения между терминами (гиперонимы/гипонимы);
- установить отношения расширения и сужения (спецификации) между терминами; 
- выявить деривационные связи терминов;
- определить эпидигматику терминов;
- установить  частотные коллокации терминов в научном дискурсе и ранжировать их по частоте, а также выявить нечастотные коллокаты;
- выявить нетипичные коллокации терминов вне научного дискурса (в рамках масс-медийного дискурса);
- интерпретировать термин на основании анализа научных текстов, в том числе выявить случаи оценочной интерпретации термина в работах исследователей;
- верифицировать данные с помощью ассоциативного эксперимента.

  • Ожидаемые научные результаты
  • Основным планируемым результатом проекта является создание словаря-тезауруса терминов когнитивной лингвистики. Словарь предназначен для студентов, изучающих вузовские дисциплины в рамках когнитивных наук, и для исследователей. Основная цель данного лексикографического источника - описать термин и как минимальную составляющую научного знания, и как слово или словосочетание научного текста в различных онтологических отношениях: в отношениях синонимии, квазисинонимии, класс-подкласс, класс-экземпляр, часть-целое, отношение происхождения; многозначность, род-вид. 
  • Важнейшим планируемым результатом является подтверждение указанных сведений новыми данными, полученными при помощи технологий корпусной и компьютерной лингвистики (коллекция, корпус текстов, включающий, в том числе, и словарные источники), а также в ходе проведения ассоциативного эксперимента.
  • Поскольку в проекте планируется активное участие студентов (сбор и обработка материала, создание корпуса текстов, подготовка словарных статей и др.), одним из основных его результатов является обучение студентов компонентам научной деятельности:
  •   - сбор, обработка и подготовка материалов для написания курсовых и выпускных работ, научных статей; планируемые темы: «Терминосистема когнитивной лингвистики как формат знания», «Интерпретация терминов когнитивной лингвистики в научных публикациях»,  «Интерпретация терминов когнитивной лингвистики в публицистическом дискурсе», «Интерпретация терминов когнитивной лингвистики в политическом дискурсе»;
    - опыт лексикографической практики – навыки словарной паспортизации слова, создания коллекции текстов, владения техническим инструментом поиска и разметки;
    - опыт проведения ассоциативного эксперимента и обработки его результатов.
  • Результаты исследования будут представлены в форме публикаций в научных изданиях, докладов на научных и научно-практических конференциях. Кроме того, по результата выполнения проекта планируется публикация Учебного словаря-справочника терминов когнитивной лингвистики. Данный словарь планируется использовать в качестве вспомогательного пособия к учебным вузовским дисциплинам «Когнитивная лингвистика», «Функциональные и когнитивные модели в лингвистике», «Теория языка» и др.




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.