Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
603155, г. Нижний Новгород,
ул. Б.Печерская д. 25/12,
каб. 310
тел: +7 (831) 436-74-09
Слово.ру: Балтийский акцент, Россия. 2025.
В кн.: Лингвокультурные аспекты глобализационных процессов. Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. М.: Ритм, 2024. С. 156-162.
603155, г. Нижний Новгород,
ул. Б.Печерская д. 25/12,
каб. 310
тел: +7 (831) 436-74-09
Среди участников были преподаватели ИЯМБК:
В течение трех дней участники посещали лекции, участвовали в мастер-классах и работали над групповыми проектами, посвященными актуальным вопросам высшего образования.
Банников Константин Валерьевич
Старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации
Эта встреча прошла в формате стратегической сессии, на которой преподаватели, руководители подразделений, научные сотрудники, члены академического кадрового резерва искали ответы на возникшие вопросы: как эффективно применять ИИ в образовании, как вернуть студентов и преподавателей в среду университета, как достигать образовательных результатов в меняющемся мире. Эти наболевшие вопросы заранее сформулировали сами участники семинара. Суть поездки состояла не в том, чтобы получить готовые ответы на вопросы, но выработать стратегию вместе, рассмотрев ситуацию с разных сторон. Например, в плане использования ИИ предлагались разные решения от полного запрета до его внедрения в каждую дисциплину. Только в ходе дискуссий разным составом получилось увидеть работающие варианты: на занятиях по практике языка для работы над коммуникативными навыками могут применяться инструменты ИИ для создания заданий, которые помогут автоматизировать и разнообразить материал занятия, но выполнение некоторых заданий, таких как написание эссе по этой дисциплине с помощью ИИ, недопустимо, это будет бессмысленно. Однако на других дисциплинах написание эссе на английском языке с помощью ИИ – идеальный вариант, все специалисты в индустрии используют эти инструменты в комбинации: для проверки на наличие ошибок, для мозгового штурма, для повышения скорости работы, – все это не отменяет участия человека в качестве эксперта, который должен быть над ИИ. Написание грамотного сложного промпта и грамотный выбор языковой модели – то, чему будет учить каждая образовательная программа в своей профессиональной области.
Семинар открылся лекцией первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева на тему «Почему студенты уходят из аудиторий (и что с этим делать)?». В своем выступлении он обозначил ключевые ценности современного университета и поделился эффективными методиками преподавания.
Далее участники посетили мастер-классы по педагогике, методике и психологии, где обсуждались важные аспекты образовательного процесса. Среди ключевых тем:
Коренькова Марианна Максимовна
Старший преподаватель департамента иностранных языков и профессиональной коммуникации
Прежде всего хочется отметить формат и структуру семинара: в нем было место пленарным выступлениям проректоров Радаева В.В. и Рощина С.Ю. в начале и в конце трехдневного семинара, мастерские по профессиональным интересам с ведущими преподавателями Вышки, а также более узкоспецифические консультативные встречи с экспертами. Кроме того, большое количество времени было уделено горизонтальному взаимодействию: преподаватели разных поколений Вышки из разных кампусов и факультетов вместе искали ответы на вопросы о том, какие навыки и компетенции сегодня наиболее востребованы у студентов и как сделать образовательный процесс интересным и эффективным.
Открытые и эмоциональные дискуссии, обмен удачным и неудачным опытом, в какой-то степени аудит своей деятельности, пересмотр задач: все это дало много практических идей для внедрения в учебный процесс, среди которых по-прежнему остается важным умение работать в команде, формирование критического мышления и цифровой грамотности, этические и академические нормы выстраивания диалога с искусственным интеллектом. Благодаря новым знакомствам с коллегами возникли идеи о совместных курсах для нашей программы.
Одним из ключевых этапов семинара стала групповая работа, в рамках которой преподаватели разрабатывали решения актуальных проблем: посещаемости, фиксации образовательных результатов и использования ИИ в обучении.
Команда факультета гуманитарных наук совместно с преподавателями других кампусов университета представила доклад о рисках применения искусственного интеллекта в образовании, затронув:
Выступление было высоко оценено Татьяной Мамбергер, директором Центра по работе с группами высокого профессионального потенциала. Ольга Мухина получила рекомендацию для включения в кадровый академический резерв университета.
Завершился семинар лекцией проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина «Как и для чего должна учить Высшая школа (не только экономики)?», где обсуждались вызовы современного рынка труда и перспективы развития университетского образования.
Старший преподаватель департамент иностранных языков и профессиональной коммуникации
Проведенный семинар подтвердил ключевую роль осознанного восприятия ценности образования в подготовке востребованных специалистов. Особое внимание привлек устойчивый спрос со стороны крупных компаний, включая BigTech, на профессионалов в сфере межкультурной коммуникации, способных эффективно организовывать международные переговоры и проекты. Полученные данные свидетельствуют, что наша программа полностью соответствует современным требованиям глобального рынка труда.
Участие в семинаре позволило преподавателям ИЯМБК не только познакомиться с новейшими образовательными трендами, но и внести свой вклад в обсуждение будущего высшей школы. Обмен опытом с коллегами из других кампусов, практические мастер-классы и дискуссии вдохновили делегацию на дальнейшее совершенствование учебного процесса.
Такие мероприятия подтверждают: обучение – это непрерывный процесс, и только совместными усилиями можно создать образование, отвечающее вызовам времени.
Департамент литературы и межкультурной коммуникации: Старший преподаватель
Департамент иностранных языков и профессиональной коммуникации: Старший преподаватель