Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

603155, г. Нижний Новгород,

ул. Б.Печерская д. 25/12,

каб. 310

тел: +7 (831) 436-74-09

Руководство
Руководитель департамента Павлина Светлана Юрьевна
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород): Специалист по учебно-методической работе 1 категории Абрамычева Анжелика Геннадьевна
Контакты

603155, г. Нижний Новгород,

ул. Б.Печерская д. 25/12,

каб. 310

тел: +7 (831) 436-74-09

Руководство
Руководитель департамента Павлина Светлана Юрьевна
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород): Специалист по учебно-методической работе 1 категории Абрамычева Анжелика Геннадьевна

Учиться, учиться и еще раз учиться: преподаватели ИЯМБК на выездном семинаре НИУ ВШЭ в Вороново

С 22 по 24 мая преподаватели программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация» (ИЯМБК) НИУ ВШЭ – Нижний Новгород приняли участие в межкампусном семинаре «Чему и как учить сегодня в высшей школе (экономики)?» .

Среди участников были преподаватели ИЯМБК:

  • Марианна Коренькова, академический руководитель программы ИЯМБК, старший преподаватель;
  • Ольга Мухина, заместитель академического руководителя ИЯМБК и академический руководитель трека “Психолого-педагогический дизайн”, старший преподаватель;
  • Константин Банников, заместитель декана факультета гуманитарных наук, старший преподаватель.

В течение трех дней участники посещали лекции, участвовали в мастер-классах и работали над групповыми проектами, посвященными актуальным вопросам высшего образования.

Банников Константин Валерьевич

Банников Константин Валерьевич

Старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации

Эта встреча прошла в формате стратегической сессии, на которой преподаватели, руководители подразделений, научные сотрудники, члены академического кадрового резерва искали ответы на возникшие вопросы: как эффективно применять ИИ в образовании, как вернуть студентов и преподавателей в среду университета, как достигать образовательных результатов в меняющемся мире. Эти наболевшие вопросы заранее сформулировали сами участники семинара. Суть поездки состояла не в том, чтобы получить готовые ответы на вопросы, но выработать стратегию вместе, рассмотрев ситуацию с разных сторон. Например, в плане использования ИИ предлагались разные решения от полного запрета до его внедрения в каждую дисциплину. Только в ходе дискуссий разным составом получилось увидеть работающие варианты: на занятиях по практике языка для работы над коммуникативными навыками могут применяться инструменты ИИ для создания заданий, которые помогут автоматизировать и разнообразить материал занятия, но выполнение некоторых заданий, таких как написание эссе по этой дисциплине с помощью ИИ, недопустимо, это будет бессмысленно. Однако на других дисциплинах написание эссе на английском языке с помощью ИИ – идеальный вариант, все специалисты в индустрии используют эти инструменты в комбинации: для проверки на наличие ошибок, для мозгового штурма, для повышения скорости работы, – все это не отменяет участия человека в качестве эксперта, который должен быть над ИИ. Написание грамотного сложного промпта и грамотный выбор языковой модели – то, чему будет учить каждая образовательная программа в своей профессиональной области.

Семинар открылся лекцией первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева на тему «Почему студенты уходят из аудиторий (и что с этим делать)?». В своем выступлении он обозначил ключевые ценности современного университета и поделился эффективными методиками преподавания.

© фото из архива Мухиной О.А.

Далее участники посетили мастер-классы по педагогике, методике и психологии, где обсуждались важные аспекты образовательного процесса. Среди ключевых тем:

  • «Как избежать новых возможностей списывания: от редизайна заданий до апгрейда критериев оценивания» – Татьяна Малофеева;
  • «Креативность в преподавании» – Сергей Яголковский;
  • «Этические аспекты интеграции искусственного интеллекта (ИИ) в образование» – Валерия Конча;
  • «Преподавание в эпоху искусственного интеллекта» – Андрей Дементьев;
  • «Секреты генеративных моделей для педагогов: новые функции» – Сергей Кузубов.

Коренькова Марианна Максимовна

Коренькова Марианна Максимовна

Старший преподаватель департамента иностранных языков и профессиональной коммуникации

Прежде всего хочется отметить формат и структуру семинара: в нем было место пленарным выступлениям проректоров Радаева В.В. и Рощина С.Ю. в начале и в конце трехдневного семинара, мастерские по профессиональным интересам с ведущими преподавателями Вышки, а также более узкоспецифические консультативные встречи с экспертами. Кроме того, большое количество времени было уделено горизонтальному взаимодействию: преподаватели разных поколений Вышки из разных кампусов и факультетов вместе искали ответы на вопросы о том, какие навыки и компетенции сегодня наиболее востребованы у студентов и как сделать образовательный процесс интересным и эффективным.

Открытые и эмоциональные дискуссии, обмен удачным и неудачным опытом, в какой-то степени аудит своей деятельности, пересмотр задач: все это дало много практических идей для внедрения в учебный процесс, среди которых по-прежнему остается важным умение работать в команде, формирование критического мышления и цифровой грамотности, этические и академические нормы выстраивания диалога с искусственным интеллектом. Благодаря новым знакомствам с коллегами возникли идеи о совместных курсах для нашей программы.

Одним из ключевых этапов семинара стала групповая работа, в рамках которой преподаватели разрабатывали решения актуальных проблем: посещаемости, фиксации образовательных результатов и использования ИИ в обучении.

Команда факультета гуманитарных наук совместно с преподавателями других кампусов университета  представила доклад о рисках применения искусственного интеллекта в образовании, затронув:

  • угрозы для развития критического мышления и метанавыков;
  • случаи плагиата с помощью нейросетей;
  • этические аспекты взаимодействия студента и ИИ.

Выступление было высоко оценено Татьяной Мамбергер, директором Центра по работе с группами высокого профессионального потенциала. Ольга Мухина получила рекомендацию для включения в кадровый академический резерв университета.

Завершился семинар лекцией проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина «Как и для чего должна учить Высшая школа (не только экономики)?», где обсуждались вызовы современного рынка труда и перспективы развития университетского образования.


Мухина Ольга Алексеевна

Мухина Ольга Алексеевна

Старший преподаватель департамент иностранных языков и профессиональной коммуникации

Проведенный семинар подтвердил ключевую роль осознанного восприятия ценности образования в подготовке востребованных специалистов. Особое внимание привлек устойчивый спрос со стороны крупных компаний, включая BigTech, на профессионалов в сфере межкультурной коммуникации, способных эффективно организовывать международные переговоры и проекты. Полученные данные свидетельствуют, что наша программа полностью соответствует современным требованиям глобального рынка труда.

Участие в семинаре позволило преподавателям ИЯМБК не только познакомиться с новейшими образовательными трендами, но и внести свой вклад в обсуждение будущего высшей школы. Обмен опытом с коллегами из других кампусов, практические мастер-классы и дискуссии вдохновили делегацию на дальнейшее совершенствование учебного процесса.

Такие мероприятия подтверждают: обучение – это непрерывный процесс, и только совместными усилиями можно создать образование, отвечающее вызовам времени.