Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
г. Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, д. 25/12, к. 310, тел.: +7 (831) 436-74-09, доб. 6345
Palgrave Macmillan, 2025.
Дмитрова Е.П., Красилова Е.С., Макарова И.В. и др.
Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2025. Т. 125. № 4. С. 35-41.
В кн.: Современная лингвистика: междисциплинарные исследования. Коллективная монография.. Вып. 6. М.: Флинта, 2024. С. 198-206.
Novozhilova E., Gordeyeva E., Stupina E. et al.
Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2020. No. 94/LNG/2020.
г. Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, д. 25/12, к. 310, тел.: +7 (831) 436-74-09, доб. 6345
Владимир Ильич – специалист с мировым именем в области аксиологической лингвистики, лингвокультурологии и теории дискурса, автор более 300 научных трудов и ряда монографий по теме прагматики, теории коммуникации, лингвокультурологии.
«Лекции нам читал классик, – поделилась руководитель департамента фундаментальной и прикладной лингвистики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, профессор Романова Татьяна Владимировна. – Слушателям импонировали манера лектора: размышления человека, глубоко погруженного в тему, "переживающего" то, о чем говорит, без презентаций и бумажек. Это сейчас редкость, уходящая натура».
"Лекции В.И.Карасика - это настоящий подарок",- сказали мои коллеги. Действительно, есть лингвисты, которые цитируют, а есть которых цитируют. Когда исследование касается областей лингвокультурологии, лингвистической аксиологии, лингвоперсонологии, концептологии, мы обращаемся к трудам В.И.Карасика.
Пресс-службе портала удалось побеседовать с Владимиром Ильичом перед одной из его лекций. Ученый с мировым именем рассказал об актуальности лингвистического образования сегодня, о миссии современной лингвистики, о задачах, которые она решает и о других важных вопросах лингвистики сегодня.
О прикладном значении современной лингвистики
Надо понимать, что вся современная лингвистика, антропологическая и коммуникативная – это, в принципе, более прикладное знание, чем классическая структурная лингвистика. Структурная лингвистика отвечает на вопрос «Как устроен язык?». А коммуникативная и антропологическая – на вопросы «как это все функционирует?» и «для чего?». Отвечая на вопрос «для чего?», мы как раз и проявляем этот самый прикладной смысл.
В результате мы устанавливаем очень важные связи с представителями других областей знания – психологии, социологии, философии и тем самым получаем возможность лучше понять поведение человека. А когда мы понимаем поведение человека, это находит выход в самых разных сферах практической деятельности – например, рекламной и политической, но не только.
Современная коммуникативная и антропологическая лингвистика, в целом, делает жизнь человека комфортнее – повышает эффективность общения, помогает гармонизации отношений людей в общении. Вся современная лингвистика работает на то, чтобы мы лучше понимали друг друга.
Вы помните известное выражение Конфуция: «Счастье – это когда тебя понимают»? На самом деле, это первая часть трехчастного афоризма, и есть еще две: «большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – когда любишь ты». Но, обратите внимание, счастье строится в первую очередь на понимании, следовательно, на возможности нормально общаться с другим человеком. Хочется сказать «эффективно общаться», но это слишком прямолинейно. Не столько эффективно, сколько гармонично. А гармоничное общение – это возможность самораскрытия, возможность увидеть некие культурные каноны, которые определяют наше поведение в целом. Так что, в этом смысле прикладная значимость современной лингвистики очень и очень высокая.
О задачах, которые решает лингвистика в наше «непростое время»
«Непростое время» означает, что в обществе есть некая напряженность. В таком случае лингвистика работает на объяснение и разъяснение. Вообще, лингвистика, как любая область знания, не дает простого эффекта облегчения, не затуманивает мозг. Знания связаны с рационализацией, то есть с объяснением причин, следствий и перспектив, с объяснением мотивов тех, кто сталкивает людей. Объяснением того, что выход в общем-то есть и мы должны будем договориться так или иначе. Это и есть вклад, который лингвисты могут сделать и делают постоянно.
Сейчас мы живем во множественном мире, где одновременно существует огромное количество позиций. Отсюда возникает очень важная задача – учить людей критически воспринимать информацию.
Людям необходимо научиться понимать, что перед ними – факт или фейк, и лингвисты могут с этим помочь. Если мы видим, что резко возрастает эмоциональность речи, как устной, так и письменной, появляется издевательская интонация, закавыченные выражения, слова-маркеры скрытой агрессии, типа «так называемый», «якобы», «пресловутый», идет тенденциозная подача информации, то это может указывать, что вашим сознанием пытаются манипулировать. В этот момент необходимо включать такую характеристику общения, как информационный иммунитет.
Я считаю, что современная лингвистика, коммуникативная и антропологическая, – это очень качественный инструмент нормализации отношений в обществе.
О толерантности
Один из знаков нашего времени – это постмодернистское мировосприятие, даже пост-пост-модернистское. Коммуникативно это выражается увеличением роли игровой составляющей и ювенилизации общения, в целом. Соответственно, возрастает эмоциональность, внезапность и скорость речи. Подростки – интересный народ, но знак нашего времени заключается в том, что эта подростковая стадия у многих людей слишком затягивается. Впрочем, призывать современников, чтобы они несколько замедляли реакцию не нужно и бесполезно – не замедлят. Главная задача состоит в том, чтобы придавать многомерность мировосприятию, видеть другое понимание, принимать во внимание иную точку зрения.
Мир многомерен, многопричинен, и нужно всегда стараться понять другого человека. Необходимо осознавать, что если с тобой кто-то не совпадает, то это не значит, что он плохой. Сейчас несколько затрепалось и исказилось значение слова «толерантность», его стали трактовать как «терпимость», что неправильно в корне. Изначально толерантность – совсем другое качество – это «признание права других быть другими». Но теперь, когда в массовом сознании уже закрепилось понимание его как терпимости, нам, лингвистам, придется много работать, чтобы как-то исправить ситуацию.
О сетевом дискурсе
Мы живем в очень интересное время: технический прогресс вызвал к жизни такое явление, как сетевой дискурс, сетевое общение. А любое общение является либо публичным, либо приватным. Когда мы говорим с друзьями – это личное общение, приватная сфера, и никто не имеет туда доступа. А вот в публичном общении я должен очень серьезно фильтровать то, что я делаю. Здесь нужно соблюдать определенные нормы уважительности к другим людям. Здесь необходимо выбирать выражения, учитывать возможность недопонимания и стремиться не навредить – вы знаете, это первое требование Гиппократа. Потому что, действительно, можно легко нанести вред людям неудачно сказанным словом, неверным выражением. И это тоже про лингвистику.
Об актуальности лингвистического образования
Лингвистическое образование – это всегда очень хорошая инвестиция в свое будущее, поскольку лингвистика сейчас востребована везде, и далее сфера применения лингвистики будет только неизбежно расширяться. Лингвистика может объяснить и показать, как функционирует язык, каким образом мы можем повлиять на свое коммуникативное поведение и каким образом наши внутренние установки, системы аксиом, которые нас держат, влияют на наше поведение. С вашего позволения, процитирую классика /Карла Маркса/: «Иностранный язык – это оружие в жизненной борьбе», а от себя добавлю, что и родной язык – тоже оружие в жизненной борьбе. Так что лингвистика на сегодняшний день – очень актуальное и перспективное направление, и меня радует, что сейчас многие стремятся получить лингвистическое образование.
Департамент фундаментальной и прикладной лингвистики: Руководитель департамента