Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
г. Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, д. 25/12, к. 310, тел.: +7 (831) 436-74-09, доб. 6345
Куликова В. А., Шкунов П. А., Айсина А. К. и др.
М.: Русское общество истории и философии науки, 2024.
Бинштейн М. М., Бурова И. В., Поспелова Ю. Ю.
Проблемы современного педагогического образования. 2024. Т. 85. С. 45-48.
В кн.: Дискурсивные практики в цифровую эпоху: традиции и инновации. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2024.
Novozhilova E., Gordeyeva E., Stupina E. et al.
Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2020. No. 94/LNG/2020.
Спикером первого блока семинара выступила Радина Надежда Константиновна, д.полит.н., профессор Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, старший научный сотрудник Лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений НИУ ВШЭ - Нижний Новгород.
В докладе «Исследовательские проекты о медиа и мультимодальности: как создается междисциплинарность» спикер подчеркнула важность и потенциал междисциплинарных исследований. В первую очередь, был сделан акцент на проблеме "неверных междисциплинарных исследований", когда исследователи различных профилей работают над одним проектом, но при этом используют свои собственные инструменты, терминологию и подходы к анализу данных. Это приводит к тому, что каждый специалист работает в своей узкой области.
Спикер подчеркнула, что для успешного междисциплинарного исследования важно следовать определенным принципам. Во-первых, необходимо выбрать объект исследования, который требует комплексного подхода. Во-вторых, определить координаты предметной области исследования, интегрируя различные научные направления, а не просто суммируя их. В-третьих, следует использовать гипотетико-дедуктивный подход для разработки общей гипотезы. Наконец, необходимо обеспечить единство методологии междисциплинарного проекта.
Исходя из собственного опыта реализации междисциплинарных проектов, Надежда Константиновна сделала вывод о том, что ключевой проблемой является выбор инструмента для работы с эмпирическим материалом. В итоге, для решения поставленных задач следует рассмотреть возможность использования гибридных методов, сочетающих лингвистический анализ с другими методами, такими как визуальный анализ или контент-анализ. Также важно учитывать социальный и технологический контекст медиакоммуникаций, чтобы обеспечить более полный анализ исследуемых феноменов.
Спикер второго блока семинара ‒ Архангельская Ирина Борисовна, д.фил.н., профессор кафедры философии, общественных коммуникаций и туризма Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова; профессор кафедры журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского ‒ в докладе «Маклюэнизм как метод» подчеркнула значимость влияния разработанной Маршаллом Маклюэном теории на развитие междисциплинарных подходов в изучении медиа и культуры.
Спикер отметила, что основные идеи, такие как "медиа есть сообщение" и "глобальная деревня", подчеркивают взаимосвязь между средствами коммуникации и социальными структурами, что стимулирует исследователей к интеграции различных дисциплин для анализа медиа-феноменов. Например, маклюэнизм позволяет сочетать лингвистические, психологические, социологические и культурные аспекты в одном исследовании, что делает его особенно полезным для понимания сложных взаимодействий между технологией, языком и обществом.
Методологический семинар продемонстрировал важность и перспективы междисциплинарных исследований в области медийной коммуникации. По итогам семинара участники пришли к выводу о необходимости дальнейшего развития междисциплинарных исследований и применения гибридных методов для достижения эффективных результатов.
Перспективы, открывшиеся после семинара, заключаются в возможности развития новых подходов к исследованию медийной коммуникации, объединяющих различные научные дисциплины. Участие в подобных мероприятиях способствует расширению научного кругозора, развитию профессиональных компетенций и обмену опытом между специалистами разных областей.