г. Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, д. 25/12, к. 310, тел.: +7 (831) 436-74-09, доб. 6345
Фомина Е. М., Хусяинов Т. М., Лукманова О. Б. и др.
Н. Новгород: Издательство Тимура Хусяинова, 2025.
Samoylov I., Bolgina T., Lonshakov G. et al.
Psychophysiology. 2025. Vol. 62. No. 11.
В кн.: Зло в культуре и культура зла. Н. Новгород: Издательство Тимура Хусяинова, 2025. Гл. 6. С. 112-134.
Novozhilova E., Gordeyeva E., Stupina E. et al.
Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2020. No. 94/LNG/2020.

Спикером первого блока семинара выступила Радина Надежда Константиновна, д.полит.н., профессор Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, старший научный сотрудник Лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений НИУ ВШЭ - Нижний Новгород.
В докладе «Исследовательские проекты о медиа и мультимодальности: как создается междисциплинарность» спикер подчеркнула важность и потенциал междисциплинарных исследований. В первую очередь, был сделан акцент на проблеме "неверных междисциплинарных исследований", когда исследователи различных профилей работают над одним проектом, но при этом используют свои собственные инструменты, терминологию и подходы к анализу данных. Это приводит к тому, что каждый специалист работает в своей узкой области.
Спикер подчеркнула, что для успешного междисциплинарного исследования важно следовать определенным принципам. Во-первых, необходимо выбрать объект исследования, который требует комплексного подхода. Во-вторых, определить координаты предметной области исследования, интегрируя различные научные направления, а не просто суммируя их. В-третьих, следует использовать гипотетико-дедуктивный подход для разработки общей гипотезы. Наконец, необходимо обеспечить единство методологии междисциплинарного проекта.
Исходя из собственного опыта реализации междисциплинарных проектов, Надежда Константиновна сделала вывод о том, что ключевой проблемой является выбор инструмента для работы с эмпирическим материалом. В итоге, для решения поставленных задач следует рассмотреть возможность использования гибридных методов, сочетающих лингвистический анализ с другими методами, такими как визуальный анализ или контент-анализ. Также важно учитывать социальный и технологический контекст медиакоммуникаций, чтобы обеспечить более полный анализ исследуемых феноменов.
Спикер второго блока семинара ‒ Архангельская Ирина Борисовна, д.фил.н., профессор кафедры философии, общественных коммуникаций и туризма Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова; профессор кафедры журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского ‒ в докладе «Маклюэнизм как метод» подчеркнула значимость влияния разработанной Маршаллом Маклюэном теории на развитие междисциплинарных подходов в изучении медиа и культуры.
Спикер отметила, что основные идеи, такие как "медиа есть сообщение" и "глобальная деревня", подчеркивают взаимосвязь между средствами коммуникации и социальными структурами, что стимулирует исследователей к интеграции различных дисциплин для анализа медиа-феноменов. Например, маклюэнизм позволяет сочетать лингвистические, психологические, социологические и культурные аспекты в одном исследовании, что делает его особенно полезным для понимания сложных взаимодействий между технологией, языком и обществом.
Методологический семинар продемонстрировал важность и перспективы междисциплинарных исследований в области медийной коммуникации. По итогам семинара участники пришли к выводу о необходимости дальнейшего развития междисциплинарных исследований и применения гибридных методов для достижения эффективных результатов.
Перспективы, открывшиеся после семинара, заключаются в возможности развития новых подходов к исследованию медийной коммуникации, объединяющих различные научные дисциплины. Участие в подобных мероприятиях способствует расширению научного кругозора, развитию профессиональных компетенций и обмену опытом между специалистами разных областей.