Вечер Велимира Хлебникова

В нижегородской Вышке прошла встреча, посвященная поэзии одного из основателей русского футуризма и автора так любимого нижегородцами выражения «Нежный Нижний».

Вечер Велимира Хлебникова

© пресс-служба НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Открыла встречу внучатая племянница поэта, художница Вера Митурич-Хлебникова рассказом о семье Хлебниковых.

Интересные факты о Хлебникове:

  • Он сменил свое имя Виктор на Велимир, что в переводе с южнославянского означает – великий (большой) мир.
  • Его отец, Владимир Хлебников, был известным учёным-орнитологом, и Велимир интересовался изучением птиц с самого детства. Отсюда и слова-подражания птичьим трелям в его поэзии.
  • Хлебников работал над изобретением Закона Времени и предсказал отделение Египта от Британской империи и революцию 1917 года.

Вера Митурич-Хлебникова

Вера Митурич-Хлебникова

Интересно, что птичьи голоса, которые появляются в произведениях Хлебникова – это не какие-то поэтические фантазии, это фонетические записи звуков, которе делал отец Велимира, Хлебников-орнитолог, исследователь птиц.

Также в программе вечера были:

  • лекция Леонида Большухина «Новатор-архаист Хлебников»;
  • презентация репринтного издания авангардистского альманаха «БезМуз»;
  • открытие выставки картин, посвященных Велимиру Хлебникову, с участием авторов, художников Степана Ботиева и Екатерины Реутовой.

Леонид Большухин

Большухин Леонид Юрьевич

Хлебников уже долгое время одна из самых знаковых фигур русской литературы. Это не просто поэт, не просто мыслитель, не просто фигура Серебряного века или русского авангарда – это явление, в котором видится некий смысл нового искусства. Это творец, который изменил сам ход литературы, повлияв не только на поэтов, но и на научную и филологическую мысль. Главное в подходе к изучению Хлебникова – это осмысление механизмов этой исключительности и этой специфики, этого особого места. Поэтому любая конференция по Хлебникову – это попытка оказаться в стратосфере литературного процесса, оказаться в особом измерении, которое не похоже ни на одно другое, и ни с кем не может коррелироваться.

С Нижним Новгородом и с Хлебниковым связан и альманах «Без Муз». 

Это авангардистский сборник, задуманный нижегородским поэтом, художником, циркачом и авиатором Федором Богородским как периодическое издание. Сборник вышел в свет в конце июня 1918 года в Нижнем Новгороде, при деятельном участии Велимира Хлебникова и московских футуристов. Издание «Без муз» прекратилось после первого же выпуска, как это часто случалось с авангардистскими альманахами.  Редчайший сборник никогда не воспроизводился ни в России, ни на Западе. И вот, спустя 106 лет, его репринтное издание, которое сопровождается исследованиями, биосправками и иллюстративным приложением, издано в издательстве «Да» (г. Санкт-Петербург) при поддержке НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. 

Среди 20 авторов альманаха указаны легендарные имена футуристов первой волны: Велимир Хлебников, Николай Асеев, Константин Большаков, Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Вадим Шершеневич, поэты-символисты Иван Рукавишников и Амфиан Решетов, а также футуристы второй волны — Федор Богородский, Сергей Спасский и другие.

После выхода альманаха «БезМуз» из типографии прошла серия его презентаций:

21 сентября – презентация в Нижнем Новгороде в рамках Фестиваля текстов об искусстве «Вазари» в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (участники – Леонид Большухин, Оксана Замятина, Андрей Россомахин, Любовь Барышникова).
17 октября – презентация в Санкт-Петербурге в культурном пространстве «Старая Вена» (участники – Андрей Крусанов, Андрей Россомахин, Оксана Замятина).
24 октября – презентация в Москве в доме-музее Андрея Белого (участники – Александр Парнис, Андрей Россомахин, Оксана Замятина, Любовь Барышникова).
И, 28 октября – презентация в стенах нижегородской Вышки.