Вечер Велимира Хлебникова
Открыла встречу внучатая племянница поэта, художница Вера Митурич-Хлебникова рассказом о семье Хлебниковых.
Интересные факты о Хлебникове:
- Он сменил свое имя Виктор на Велимир, что в переводе с южнославянского означает – великий (большой) мир.
- Его отец, Владимир Хлебников, был известным учёным-орнитологом, и Велимир интересовался изучением птиц с самого детства. Отсюда и слова-подражания птичьим трелям в его поэзии.
- Хлебников работал над изобретением Закона Времени и предсказал отделение Египта от Британской империи и революцию 1917 года.
Вера Митурич-Хлебникова
Интересно, что птичьи голоса, которые появляются в произведениях Хлебникова – это не какие-то поэтические фантазии, это фонетические записи звуков, которе делал отец Велимира, Хлебников-орнитолог, исследователь птиц.
Также в программе вечера были:
- лекция Леонида Большухина «Новатор-архаист Хлебников»;
- презентация репринтного издания авангардистского альманаха «БезМуз»;
- открытие выставки картин, посвященных Велимиру Хлебникову, с участием авторов, художников Степана Ботиева и Екатерины Реутовой.
Леонид Большухин
Хлебников уже долгое время одна из самых знаковых фигур русской литературы. Это не просто поэт, не просто мыслитель, не просто фигура Серебряного века или русского авангарда – это явление, в котором видится некий смысл нового искусства. Это творец, который изменил сам ход литературы, повлияв не только на поэтов, но и на научную и филологическую мысль. Главное в подходе к изучению Хлебникова – это осмысление механизмов этой исключительности и этой специфики, этого особого места. Поэтому любая конференция по Хлебникову – это попытка оказаться в стратосфере литературного процесса, оказаться в особом измерении, которое не похоже ни на одно другое, и ни с кем не может коррелироваться.
С Нижним Новгородом и с Хлебниковым связан и альманах «Без Муз».
Это авангардистский сборник, задуманный нижегородским поэтом, художником, циркачом и авиатором Федором Богородским как периодическое издание. Сборник вышел в свет в конце июня 1918 года в Нижнем Новгороде, при деятельном участии Велимира Хлебникова и московских футуристов. Издание «Без муз» прекратилось после первого же выпуска, как это часто случалось с авангардистскими альманахами. Редчайший сборник никогда не воспроизводился ни в России, ни на Западе. И вот, спустя 106 лет, его репринтное издание, которое сопровождается исследованиями, биосправками и иллюстративным приложением, издано в издательстве «Да» (г. Санкт-Петербург) при поддержке НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
Среди 20 авторов альманаха указаны легендарные имена футуристов первой волны: Велимир Хлебников, Николай Асеев, Константин Большаков, Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Вадим Шершеневич, поэты-символисты Иван Рукавишников и Амфиан Решетов, а также футуристы второй волны — Федор Богородский, Сергей Спасский и другие.
После выхода альманаха «БезМуз» из типографии прошла серия его презентаций:
21 сентября – презентация в Нижнем Новгороде в рамках Фестиваля текстов об искусстве «Вазари» в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (участники – Леонид Большухин, Оксана Замятина, Андрей Россомахин, Любовь Барышникова).
17 октября – презентация в Санкт-Петербурге в культурном пространстве «Старая Вена» (участники – Андрей Крусанов, Андрей Россомахин, Оксана Замятина).
24 октября – презентация в Москве в доме-музее Андрея Белого (участники – Александр Парнис, Андрей Россомахин, Оксана Замятина, Любовь Барышникова).
И, 28 октября – презентация в стенах нижегородской Вышки.