Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Сафронова К. О., Кузин Д. А., Серов М. Е.
Н. Новгород: Научно-издательский центр "XXI век" , 2019.
Абросимова Е. Б., Седельникова И. М., Митрохин В. В. и др.
Приволжский научный журнал. 2020. № 4. С. 91-96.
Голубцов А. Н., Кирюшин С. А.
В кн.: Актуальные проблемы экономики и управления: Сборник научных статей. Электронное издание. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2016. С. 102-111.
arxiv.org. math. Cornell University, 2013. No. 1307.0278v1.
На секции по бережливому управлению и информационным технологиям в рамках Парламентского дня Законодательного Собрания Нижегородской области, который состоялся 12 марта 2024 года, с докладом выступил приглашенный преподаватель кафедры производственного менеджмента и логистики факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Владимир Алексеевич Басов.
Доклад под названием «Цифровизация внутреннего документооборота промышленного предприятия. Опыт внедрения» был посвящен демонстрации этапов разработки и реализации реального проекта.
После мероприятия заведующая кафедрой производственного менеджмента и логистики факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Ксения Олеговна Сафронова взяла у Владимира Алексеевича Басова небольшое интервью.
Сафронова Ксения Олеговна: Владимир, почему в рамках доклада ты выбрал именно этот пример?
Басов Владимир Алексеевич: Проект 2023 года, посвящен внедрению цифрового документооборота. Я про этот проект рассказывал, потому это был достаточно хороший пример цифровизации бизнес-процесса на крупном промышленном предприятии по производству непищевой продукции. На таком предприятии существует большое количество документов в рамках бизнес-процесса охраны труда.
К.О.: Проект масштабный и трудоемкий, судя по размеру бизнеса! Уточни, пожалуйста, в чем именно заключалась твоя роль в данном проекте?
В.А.: Моя ключевая задача была оцифровать этот самый процесс. Собрать все процессы, как они есть, выбрать систему, в которую можно положить эти процессы и, соответственно, потом сделать «цифру» из этого.
К.О.: Что получает бизнес, когда решает перенести процесс в «цифру»?
В.А.: Главная цель проекта – сокращение документооборота компании. То есть «уйти от бумаги» в контексте реализации бережливого производства. Второе, повышение прозрачности бизнес-процессов. За счет того, что все бумажные процессы «сложены» в одной системе, можно увидеть, что происходит с этими процессами, как они выполняются, как взаимосвязаны друг с другом. Следующий бенефит – это межсервисная интеграция. Так как предприятие большое, сквозной бизнес-процесс в разных системах. Этот проект позволил еще один кусочек сквозного бизнес-процесса положить в систему.
К.О.: В рамках доклада ты продемонстрировал свои наработки.
В.А.: Да, методологию, как с нуля провести аудит процесса и перевести его в цифру. Но методология еще будет дорабатываться.
К.О.: Твой доклад вызвал живой интерес! Какой из вопросов ты бы выделил?
В.А.: Мне понравился вопрос о том, что можно ли эту методологию применить в цифровизации процессов в госсекторе. В текущей версии данная методология больше для бизнес– предприятий. Но можно подумать над этим и скорректировать методологию, сделав ее универсальной, без привязки к профилю организации. И еще один вопрос, который мне запомнился. По проекту я проводил сначала аудит процесса, перекладывал его в цифру и только потом его оптимизировал. Комментарий касался того, что лучше сначала проводить оптимизацию и только потом перекладывать улучшенный процесс в цифру. По моему мнению, все зависит от ситуации. В рамках данного проекта проведение оптимизации на бумаге было бы сделать гораздо сложнее, гораздо дольше, чем переложить «бумагу» в цифру, посмотреть в «цифре» в чем он не оптимален и потом его оптимизировать. Потому что искать оптимальности в том, что не оставляет цифровых следов катастрофически сложно и пришлось бы тратить больше времени на детальный аудит процессов.
К.О.: Согласна! Все ситуативно. Так как у проекта есть ограниченные сроки выполнения. Заходишь в проект, и понимаешь, что есть подводные камни и требуется больше времени на изучение процесса. Либо внедрение изменений может быть сопряжено с различными проблемами. И все это влияет на сроки. Плюс заказчик хочет видеть ощутимый результат как можно скорее, поэтому мы выбираем наиболее оптимальный вариант. Не буду вдаваться в подробности, мне недавно рассказывали про проект, в котором не было времени провести полноценный аудит процесса, но требовалось срочное решение, компания несла большие финансовые убытки и был риск ухода ключевого клиента. Поэтому приняли решение построить макет производства, пройти путь процесса и понять, как его можно улучшить. И все это команда проекта сделала за 1 день!
Завершая наше интервью, что можешь сказать о важности таких мероприятий, выступлений и обсуждений на тему цифровизации процессов?
В.А.: Мне мероприятие очень понравилось! Я считаю, что нужно проводить такие встречи, когда на одной площадке собираются представители госсектора, студенты и практики из бизнеса. Это может перерасти в нечто большее, в новые проекты, где заказчиком выступает госсектор, сформировать из студентов инициативную команду, а руководитель этого проекта – практик! Я с удовольствие принял бы участие в таком проекте!