Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
В настоящее время во всех странах мира университеты становятся драйверами развития высоких технологий и бизнеса. Помимо решения традиционных задач создания новых знаний и формирования компетенций университеты играют значимую роль в развитии инновационных экосистем и предпринимательства. В России, однако, взаимоотношения университетов и бизнеса формируются не столь быстрыми темпами, как в странах с развитыми экономиками, поэтому в данной исследовательской статье с помощью качественных интервью и анализа кейса выявляются и обсуждаются барьеры на пути эффективного сотрудничества этих высших учебных заведений и бизнеса в России. Информационная база исследования состоит из экспертных интервью с представителями вузов и бизнеса и кейса взаимодействия компании ПАО «ЛУКОЙЛ» с университетами. Результаты исследования показали, что взаимодействию между университетами и предприятиями мешают несколько барьеров, коренящихся в рассогласованности ожиданий обеих сторон от взаимного сотрудничества, и позволили выявить перспективные направления развития последнего.
Новые знания и технологии, создаваемые научными организациями и университетами, позволяют получить общественные блага в виде инноваций. Однако существует разрыв между требованиями бизнеса и готовностью научных организаций провести НИОКР в конкретной сфере и получить результаты, пригодные для производства конечного продукта. В современных условиях научно-исследовательские организации поставлены в рамки, когда им необходимо самостоятельно коммерциализировать собственные разработки, развивать проекты до TRL 6-7. Научным сотрудникам необходимо понимать конъюнктуру рынка, разрабатывать бизнес-планы и инвестиционные стратегии, совмещая данные задачи с основной исследовательской работой. В свою очередь, бизнес-сообщество не формирует спрос на проведение научных исследований в целях усиления инновационного потенциала и повышения своей конкурентоспособности, поскольку уровень результатов НИОКР не соответствует предъявляемым требованиям. В данной статье рассматривается актуальная для Россия проблема низкой степени проникновения технологий и ноу-хау, полученных в результате работы научно-исследовательских предприятий/университетов (НИОКР), в деятельность отечественных предприятий. Цель работы заключается в анализе модели взаимодействия науки и бизнеса и в выяснении факторов, препятствующих сотрудничеству между ними. Основное предположение заключается в том, что результаты НИОКР недостаточно конкурентоспособны на российском и на мировом рынке. Методологией исследования послужило проведение экспертных интервью с представителями научных организаций, вузов и промышленных предприятий. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что для эффективного взаимодействия между наукой и бизнесом необходимо адаптировать и оптимизировать процессы трансфера технологий, а также создать комфортные условия как для молодых исследователей, так и для бизнес-сообщества.
Статьи сборника посвящены актуальным социально-экономическим проблемам.
Рассматриваются практические кейсы и примеры маркетинговых практик использования masstige-стратегий.
Анализируется влияние корпоративного обучения на «мягкие навыки» и компетенции персонала, изучаются аспекты качества образования и новые технологии развития коммуникативной компетентности сотрудников.
Исследуются проблемы мультикультурных групп в интернациональных компаниях, рассматриваются конкурсы инновационных проектов как элементы инфраструктуры поддержки стартапов.
Представлены результаты исследований современных подходов к управлению разработкой новых продуктов и к управлению организационными изменениями.
Рассматриваются модели зрелости бережливого производства и анализируются проблемные бизнес-процессы на автомобильном предприятии.
Оценивается эффективность рекламы у блогеров, проводится анализ мотивов волонтерской деятельности, на примере Нижнего Новгорода и области.
Представлен сравнительный анализ ресурсообеспеченности работающих мужчин и женщин в России.
Представляет интерес для экономистов и социологов, преподавателей, студентов и аспирантов.
Целью работы является анализ трендов и факторов корпоративного венчурного финансирования инновационных технологических проектов в сфере АПК, где объект исследования - система финансирования инновационных проектов в сфере АПК.
Предмет исследования - факторы, влияющие на развитие корпоративного венчурного капитала предприятий АПК. В ходе исследования решались следующие задачи:
- Анализ условий и предпосылок развития корпоративного венчурного капитала в АПК;
- Изучение проблем в системе финансирования инновационных проектов в сфере АПК;
- Проведение анализа трендов развития корпоративного венчуринга в сфере АПК;
- Определение ключевых показателей корпоративного венчурного финансирования, необходимых в ходе разработки эффективной системы финансирования инновационных проектов.
В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, статистические методы анализа (корреляционный анализ).
В работе показаны условия и предпосылки развития корпоративного венчурного капитала в АПК. Определены четыре ключевых фактора корпоративного венчурного финансирования, которые значительно определяют инновационную результативность родительской организации.
-
В работе проведен анализ системного подхода управления проектами. Дано описание структурных элементов системного подхода – методология управления проектами, теория игр и теория систем.
В силу качественных отличий между проектами, уровнями структуризации проектов и потребностями заинтересованных сторон, в работе дано описание последовательно-параллельный характера развития стадий управления проектом.
В работе предложен алгоритм основных (базовых) процессов управления проектами справедливый для каждой функциональной области проекта. Использование этого алгоритма позволит менеджеру проекта увеличить качество управленческих решений и существенно сократить усилия и время для организации процесса управления проектом.
В работе проведен анализ системного подхода управления проектами. Дано описание структурных элементов системного подхода – методология управления проектами, теория игр и теория систем.
В силу качественных отличий между проектами, уровнями структуризации проектов и потребностями заинтересованных сторон, в работе дано описание последовательно-параллельный характера развития стадий управления проектом.
В работе предложен алгоритм основных (базовых) процессов управления проектами справедливый для каждой функциональной области проекта. Использование этого алгоритма позволит менеджеру проекта увеличить качество управленческих решений и существенно сократить усилия и время для организации процесса управления проектом.
Учебное пособие обобщает современные концепции и подходы в области инновационного менеджмента и предназначено для изучения учебных курсов, посвященных управлению инновационным процессом. Настоящее издание основано на материалах лекционных и семинарских занятий по предметам инновационный менеджмент, управление инновационными предприятиями и управление инновационными проектами, которые автор проводил в течение ряда лет для студентов НИУ Высшей школы экономики, а также на основе собственных многочисленных публикаций в научных журналах и монографиях. Материал способствует формированию у слушателей компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Менеджмент». Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент», а также может быть использовано руководителями и специалистами, занимающимися управлением инновационным процессом в организациях различного профиля.
Цель работы. Целью работы разработка комплексной модели управления проектами.
Объект исследования. Системная модель управления проектами.
Предмет исследования. Предметом исследования являются факторы, влияющие на результаты проектной деятельности.
Задачи работы.
- Проведение анализа наиболее распространенных методов управления проектами.
- Определение сильных и слабых сторон методов управления проектами.
- Предложение комплексной модели управления проектами, учитывая сильные и слабые стороны распространенных моделей.
Методы исследования. В процессе исследования проблемы использовались общенаучные методы анализа и синтеза, экспертные методы.
Результаты работы. Разработана конвергентная модель управления проектами. Результаты работы будут интересны методологам корпоративных проектных офисов и всем исследователям проектной деятельности.
Данное учебное пособие предназначено для специалистов по маркетингу и менеджеров компаний – представителей ювелирного бизнеса, которые проходят обучение в рамках программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Также учебное пособие будет полезно для обучающихся на различных образовательных онлайн – платформах на программах связанных с развитием ювелирного или fashion – бизнеса. Учебное пособие является вспомогательным дидактическим материалом, который может быть использован в рамках преподавания маркетинговых дисциплин на бакалаврских и магистерских программах университетов.
В учебном пособии проводится описание основных рыночных трендов на рыке ювелирных украшений, дается подробное описание продуктовых, ценовых сегментов; приводится сегментация потребителей. Особое внимание уделяется описанию структуры рынка, существующих входных барьеров в отрасль, уровня конкуренции внутри отрасли. Также в работе представлен ряд лучших маркетинговых практик на ювелирном рынке.
В учебном пособии представлены основные инструменты, которые необходимы начинающим предпринимателям, желающим открыть свой бизнес. Рассматриваются различные инструменты, начиная от выявления трендов и существующих проблем в мире и обществе, на основании которых могут появиться креативные бизнес-идеи, до общеизвестных инструментов стратегического планирования деятельности проекта. Учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Экономика», «Право», «Гуманитарные науки», «Информатика, математика и компьютерные науки», «Менеджмент», преподавателей, которые проводят семинарские занятия по дисциплинам «Предпринимательство», «Управление бизнесом», для участников конкурсов предпринимательских проектов, а также для тех, кто планирует открыть свой бизнес.
Монография является результатом исследований, проведенных авторами, с целью изучения влияния обучения предпринимательству на развитие предпринимательских экосистем. На основе подробного теоретического анализа существующих подходов к формированию предпринимательских экосистем, анализа отечественной и зарубежной практики реализации предпринимательского обучения, анализа данных о предпринимательском образовании и предпринимательских экосистем, показаны эффекты предпринимательского обучения на развитие предпринимательских экосистем. Монография адресована преподавателям высшей школы, аспирантам, слушателям переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, руководителям образовательных учреждений высшего образования.
Учебный курс посвящен качественным методам принятия управленческих решений. Структура курса состоит из двух блоков: принятие решений (темы 1—3) и принятие управленческих решений (темы 4—7). Особое внимание уделено роли субъектных (психологических) факторов принятия решений. Проводится сравнение нормативного и дескриптивного подходов к анализу процессов принятия управленческих решений. Учебник содержит полный комплект методического оснащения: лекции, практикум (вопросы для самопроверки, кейсы, проблемные ситуации, психологические опросники), темы рефератов, итоговый тест, глоссарий и список рекомендуемой литературы. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».
Статья посвящена идентификации рисков сельского хозяйства на базе отчетности сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области. Исследуемые риски условно разделены на следующие группы: экономические, финансовые, институциональные, социальные, климатические и биологические. В рамках данных групп определены и описаны наиболее существенные риски, характерные для коммерческих организаций сельскохозяйственного сектора экономики.
Учебное пособие обобщает современные концепции и подходы в области управлении проектами и предназначено для изучения учебных курсов, посвященных управлению проектами (Project Management). Учебное пособие основано на рекомендациях международной ассоциацией управления проектами IPMA (International Project Management Association) — международной некоммерческой ассоциации, разработавшей набор международно-признанных стандартов по управлению проектами. Материал способствует формированию у слушателей компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки "Менеджмент". Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Менеджмент", а также может быть использовано руководителями и специалистами, занимающимися управлением проектами в организациях различного профиля.
In recent year’s science and technology policy in Russian Federation experienced a burst of initiatives aimed on fostering innovation-based economic development. One of policy instrument deployed by the government is promotion of regional innovation clusters including innovation clusters in biotechnology. Development of the biotechnology sector in Russian Federation is grounded in significant science and technology legacy of Soviet era. The purpose of the study is to evaluate level of development of support infrastructure in regional biotechnology clusters in Russian Federation. This is an exploratory study is based on a case-study design involved semi-structured survey of 54 participants of a Russian biotechnology cluster. The paper revealed an immature nature of the support infrastructure which inhibits innovation in biotechnology companies. Based on the findings paper offers a conceptual framework of organising regional biotechnology cluster under conditions of severe market failure in support infrastructure. Although paper focuses on regional clusters in Russia, the implications of the study have significance to scholars in better understanding the nature of biotechnology development in Russia. The developed framework could be utilised by policymakers in regions with underdeveloped market conditions.
Одним из важнейших элементов всех инновационных экосистем является институт финансирования проектов. Без этого элемента, обеспечивающего реальное превращение инновационных идей в действующий бизнес, невозможно функционирование прочих институтов. Так как именно финансирование является «источником питания», без которого стартапы вынуждены были бы развиваться исключительно по модели bootstrapping, то есть без привлечения сторонних инвестиций, что обрекло бы подавляющее число проектов (в первую очередь наукоемких, а следовательно - капиталоемких) на провал.