Матлюба Захидова: "Вышка научила выстраивать алгоритмы успешного решения задач"
Матлюба Захидова родилась в городе Худжанде в Республике Таджикистан. "Этот город в древности еще называли столицей Согдианы или Александрией-Эсхатой, - говорит Матлюба. - Нижний Новгород немного напоминает мой родной город – у него тоже богатая история и похожий современный облик".
В 2013 году Матлюба окончила бакалавриат по направлению "Международная экономика" в Худжанде и сразу нашла вакансию по специальности - в отделе по работе с международными компаниями, организациями и инвесторами в Свободной экономической зоне.
- Почему в свое время ты выбрала именно экономику?
- В школе мне больше нравились алгебра, история и психология - дисциплины, где требуются логические и креативные подходы к решению задач. Наверное, это звучит странно, но в детстве я хотела стать следователем или криминальным психологом, хотя мой отец – профессор философских наук, а мама – врач-гинеколог. Но жизнь - непредсказуемая вещь.
В 2015 году Матлюба задумалась о повышении квалификации и продолжении образования — хотелось стремиться к чему-то большему и развиваться дальше.
- Моя семья имеет достаточно современный взгляд на мир, хотя и следует традициям. Если ребенок – неважно, дочь или сын, - желает достичь чего-то большего, то семья поддерживает его и не препятствует его амбициям, - рассказывает Матлюба. - Поэтому родители легко отпустили меня учиться за рубеж.
Решив поступать в магистратуру, девушка точно знала, что поедет получать степень в Россию - перед глазами был положительный опыт сестры, которая училась в медицинском университете в Саранске. Оставалось только выбрать вуз.
- Прежде чем начать собирать документы для поступления в магистратуру, я поискала в интернете самые популярные вузы в России. Конечно, мое внимание сразу привлекла Высшая школа экономики, она попалась мне в первых же строках поиска. Почитав внимательно про каждый кампус и сам университет, я поняла, что выбор сделан: буду поступать в Высшую школу экономики и именно в нижегородский кампус. Поступила я на магистерскую программу "Экономика", в рамках которой выбрала траекторию "Управленческая экономика".
Когда я поступала в нижегородскую Вышку, произошла очень смешная ситуация: в разгар приемной кампании мне позвонили из Министерства образования и науки Российской Федерации и уточнили, нет ли ошибки в моей заявке - ведь все обычно стремятся в Москву. Нет, - сказала я, - я действительно хочу учиться именно в нижегородской Вышке.
- В итоге нижегородская Вышка не разочаровала?
- Нет, нисколько. За два года учебы в магистратуре я многое приобрела - новое окружение, новые цели, - и открыла в себе новые таланты. Несмотря на то, что я поступила в магистратуру уже взрослым человеком, сформированной личностью, Вышка сделала большой вклад в мой личностный рост. Я считаю, что круг общения очень сильно влияет на развитие человека. Общение с преподавателями, одногруппниками и иностранными студентами изменило моё мировоззрение, я стала мыслить шире и гибче. Новая я приняла решение продолжить образование после магистратуры и поступить в аспирантуру.
Единственным разочарованием, пожалуй, стало то, что мне не удалось узнать мой замечательный Нижний Новгород и нижегородцев по-настоящему. Пары лет учебы в магистратуре оказалось недостаточно, чтобы насладиться городом сполна.
- Но, несмотря на это, Нижний Новгород остался в твоем сердце?
- Знаете, когда я училась на первом курсе бакалавриата, куратор моей группы говорил, что студенчество - это "золотой период". Тогда я не понимала значение этих слов, а сейчас, пройдя бакалавриат и магистратуру, поняла — это действительно так. И Нижний Новгород — часть этого золотого времени. Каждый раз, когда я думаю о России, я вспоминаю свою жизнь в Нижнем и счастливые студенческие годы, проведенные с замечательными людьми.
Теперь всегда со мной один сувенир из Нижнего Новгорода — это странное слово "ВЖУХ!", оно было довольно популярным мемом в России в 2016 году. Для меня это слово — культовое, на уровне фильмов Тарантино (смеется), и оно стало частью моего лексикона. Ну и разумеется, я всегда буду хранить воспоминания о друзьях-нижегородцах и городском ландшафте – все это имеет для меня незаменимую ценность.
- Были ли сложности с адаптацией?
- Разумеется, как у любого человека, который переезжает в новый город. В первый свой день я потерялась в городе: телефон разрядился, и я не смогла воспользоваться картой, а рядом не было никого, чтобы подсказать мне дорогу. Но, к счастью, немного побродив, я вышла на оживленную улицу. Первое время я чувствовала себя немного растерянной, и мне потребовалось время, чтобы привыкнуть к окружающей среде, к людям и быту.
Еще одной существенной сложностью Матлюба считает акклиматизацию: “В Худжанде очень жаркий и сухой климат, летом температура достигает в среднем 40-50 градусов по Цельсию. Поэтому для меня прохладная и влажная погода была очень непривычна”.
Адаптироваться к людям было проще всего, как говорит Матлюба, - одногруппники и соседи были очень дружелюбными, и свое свободное время она часто проводила в их компании за игрой в "Мафию" и смешными историями из жизни. А вот к учебному режиму после двухлетнего перерыва удалось привыкнуть не сразу:
- После окончания бакалавриата в Худжанде я работала по специальности практически два года и, разумеется, немного отвыкла от учебной деятельности. В начале первого семестра материал никак не хотел укладываться в голове. С точки зрения психологии это абсолютно нормальный процесс адаптации, и его нужно просто переждать, при этом не снижая интенсивность действий.
В итоге Матлюба окончила магистратуру на "отлично": "Я поняла одну истину: если ничего не получается, то это вовсе не знак свыше, что цель поставлена неверно. Скорее всего, проблема в неправильном построении последовательности задач и алгоритма подходов к их решению. Вышка учит выстраивать эти алгоритмы правильно, а в этом весь секрет успеха".
- Каким ты видишь свой успех? Чем планируешь заниматься в ближайшем будущем?
- Сейчас я учусь на втором курсе аспирантуры в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова в Москве по направлению "Макроэкономика". Следующей весной как молодой ученый собираюсь поехать в Германию: Констанцский университет пригласил меня провести у них свою исследовательскую практику, буду заниматься явлением макроэкономических шоков. А после завершения аспирантуры я хотела бы реализовать себя, свои навыки и знания в сфере бизнеса: там всегда присутствуют риски, а это требует постоянного исследования рынка для снижения их влияния на основные параметры компании. Мне это очень интересно.
На данный момент Матлюба совмещает учебу в аспирантуре и работу в зарубежной компании на должности специалиста в области аналитики онлайн-инструментов по реализации продукции.
- Могу отметить одно: работу и обучение катастрофически сложно совместить. И дело не в нехватке времени, а в усталости, которая возникает после работы. Но решение этой проблемы есть — это простое планирование. За время учебы я научилась одному способу: нужно составить небольшой план действий на целый день, который, скажем, состоит из 5 или 10 пунктов, и в первую очередь выполнить пункт, который имеет наибольший вес. Этот психологический трюк помогает ощутить в себе силы выполнить и другие, менее весомые пункты из to-do листа. В моём случае это очень хорошо работает (смеется).
- У тебя есть опыт учебы в разных университетах. Можешь сравнить подходы к обучению? Чем Вышка отличается?
- Вышка отличается тем, что предоставляет огромное количество образовательных и карьерных возможностей в рамках обучения, что особенно ценно для иностранцев. Когда у иностранного студента нет государственных документов (разрешения на временное проживание или вида на жительство), позволяющих ему работать законно, то найти работу самостоятельно довольно сложно. Я, например, во время учебы в Вышке прошла научно-исследовательскую практику в ООО "Группа ГАЗ" - это партнер университета. Эта практика стала частью моей магистерской диссертации.
- К чему нужно быть готовым иностранцу, если он хочет учиться в России?
- Самое важное для учебы в России — это, конечно же, знание русского языка и способность им оперировать в ежедневной и академической жизни. Но и другие факторы не менее важны. Например, если студент поступает в иностранный вуз, он должен подготовить себя к сложным периодам, связанным со сдачей экзаменов. Студент должен быть очень самостоятельным и привыкнуть к факту, что поддержку придется оказывать себе самому: ведь физически рядом нет семьи и родных. С одной стороны, понимание этой ситуации очень сильно давит на психику. С другой - учебу за рубежом можно назвать школой взросления молодого человека, превращения его в личность, которая способна принимать ответственные решения. Если брать во внимание Нижний Новгород и нижегородскую Вышку, то это отличные город и вуз для обучения и начала самостоятельной жизни в городе-миллионнике, так как, по-моему, процесс адаптации происходит быстро. Чем быстрее адаптируешься к новой окружающей среде, тем более продуктивным становишься, а это залог успеха.