Человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право или как сдать ЕГЭ по обществознанию
старший преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики
Если ЕГЭ по обществознанию – это так непросто, то, может быть, тут как раз вариант с репетитором наиболее оптимален?
Я не думаю, что в подготовке к ЕГЭ по обществознанию нужно углубляться в работу с репетитором, потому что в части тестов там довольно стандартные задания. Но в экзамене есть так называемое эссе, оно очень весомо с точки зрения баллов, и, в зависимости от выбора выпускника, может быть написано по любому из пяти базовых блоков. И для написания эссе надо дать понимание проблемы в целом, а это как раз задача, которую мы ставим перед собой на подготовительных курсах.
Как выглядит подготовка к ЕГЭ по обществознанию с точки зрения преподавателя экономики?
Для занятий в рамках экономического блока за основу я беру перечень вопросов, которые входят в ЕГЭ, то есть всегда ориентируюсь на материалы, которые издает ФИПИ, каждый раз просматриваю, изменилось ли там что-то. И вот по этим темам мы занимаемся, но, помимо этого, я стараюсь в эти экзаменационные темы вложить более глубокое и правильное, на мой взгляд, содержание. К сожалению, школьный учебник по обществознанию дает лишь поверхностные знания по экономике, с их помощью худо-бедно можно написать тестовую часть экзамена. Поэтому я пытаюсь дать необходимую базу, даже если формально такой строчки нет в перечне тем.
Если школьного учебника обществознания недостаточно даже для качественной подготовки к ЕГЭ, то что делать тем ребятам, которые хотели бы участвовать в олимпиадах по экономике?
В том формате, в котором проходит олимпиада сейчас, очень опасно ограничиваться лишь базовыми знаниями и программами. Бывают задачи, особенно качественные, ответы на которые человек должен дать, исходя из своих житейских знаний или общей информации, используя при этом экономические понятия. Поэтому я всегда говорю школьникам, что нужно читать учебники по экономике, причем разные, потому что на одну и ту же проблему могут быть разные точки зрения у самих авторов. И интернет тут в помощь, потому что необходимо быть в курсе новостей экономической жизни, интересоваться, что означают экономические термины, которые у всех на слуху. И получается, что на олимпиадах могут побеждать не только те, кто глубоко изучал теорию и хорошо решает задачи, но и те, у кого шире кругозор, и у кого была возможность проговорить, обсудить какие-то вещи в группе единомышленников и под руководством наставника.
Вы говорите о качественных задачах, а можно какой-то наглядный пример?
Например, несколько лет назад на олимпиаде была примерно такая задача, где требовалось объяснить,почему те люди, которые купили билет на концерт, как правило, остаются до конца, даже если концерт им не нравится, а те люди, которые пришли по контрамарке, бесплатно, если им не нравится, уходят после первого отделения.Предполагалось, что здесь при ответе должны использоваться уже изученные экономические понятия - альтернативная стоимость или альтернативные издержки. Возможно, школьник эти понятия знает, но вот как применить их именно при решении конкретной задачи, как сформулировать ответ, чтобы тебе поставили за это 10 баллов, а не 3? Мы в нижегородской Высшей школе экономики умеем такие вещи школьникам объяснять, так что добро пожаловать на подготовительные курсы в Вышку!
На сайте открыта регистрация на подготовительные курсы и уже сейчас можно заключить договор. Если вы заключаете его до 15 сентября, то получаете скидку 5%. Вообще список скидок достаточно разнообразен и не зависит от выбранной программы, будь то подготовка школьника девятого, десятого, одиннадцатого класса или подготовка к олимпиадам школьников.
Николаева Татьяна Павловна
Кафедра экономической теории и эконометрики (Нижний Новгород): старший преподаватель