• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Когнитивная лингвистика

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1 семестр

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Когнитивная лингвистика» относится к вариативной части учебного плана подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре для образовательной программы «Теория языка» направления 45.06.01 «Языкознание и литературоведения». Основная задача курса - знакомство аспирантов с теоретическими основами когнитивной лингвистики, формирование понимания отличия методологии структурного, семантического, функционального и когнитивного анализа, развитие умения пользоваться методами и приёмами описания концептов, структурирования и моделирования знаний разных форматов, развитие навыков обнаружения языковых соответствий, выявления сходства когнитивных механизмов, оперирующих в разных языках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью учебного курса «Когнитивная лингвистика» является освоение методологии когнитивной науки в целом и когнитивной лингвистики в частности, формирование представления об основных когнитивных процессах, связанных с языком, формирование понимания целесообразности использования методов когнитивного анализа в самостоятельном исследовании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает способы поиска и хранения научной информации (базы данных, электронные библиотеки и т.п.) Владеет способами поиска и хранения научной информации (базы данных, электронные библиотеки и т.п.) Умеет анализировать и использовать информацию в рамках принятых норм научного сообщества (цитирование и др.)
  • ориентируется в выборе наиболее эффективных стратегий научного исследования
  • Понимает значимость междисциплинарности и интегративности в современном научном знании, обладает способностью целостного, холистического видения исследуемого предмета и системного мышления
  • Понимает значимость междисциплинарности и интегративности в современном научном знании, обладает способностью целостного, холистического видения исследуемого предмета и системного мышления
  • Способен взвешенно и критически оценивать современные научные достижения;
  • Умеет анализировать и использовать информацию в рамках принятых норм научного сообщества (цитирование и др.) Обладает способностью креативного мышления и разработки методов, значимых для решения исследовательских задач и релевантных изучаемому предмету и стратегии исследований, способностью постановки целей и определения стратегий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Различные образы языка в лингвистике XX века
  • Язык как объект когнитивных исследований.
  • Методология когнитивной лингвистики.
  • Теория концептуализации.
  • Теория категоризации.
  • Методики концептуального анализа.
  • Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики и основа языковой картины мира
  • Когнитивная теория метафоры.
  • История психолингвистики и актуальные вопросы когнитивной лингвистики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий презентация по теме исследования
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st semester
    0.2 * контрольная работа + 0.2 * презентация по теме исследования + 0.1 * реферат + 0.2 * самостоятельная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маслова, В. А. Концептуальные основы современной лингвистики : учебное пособие / В. А. Маслова. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 330 с. — ISBN 978-5-9765-3994-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119071 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Норман, Б. Ю. Когнитивный синтаксис русского язык : учебное пособие / Б. Ю. Норман. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 254 с. — ISBN 978-5-9765-1586-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119413 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Романова Татьяна Владимировна
  • Балакина Юлия Владимировна